Уроки музыкального фольклора

Разделы: Музыка


Дети – бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых – развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Особая задача ложится здесь на учителя музыки.

Как быть, если урок музыки – урок непосредственного общения с музыкой – бывает раз в неделю? А знания и впечатления, полученные детьми на уроке, должны остаться на всю жизнь, должны принести пользу и удовольствие. Особо остро с этой проблемой я столкнулась, взяв очередной раз классное руководство. В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка со взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои! Поэтому, в своей работе я обратилась к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.

Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.

Во внеурочное время вот уже пятый год мы занимаемся по программе “Уроки музыкального фольклора”, которая разработана специально для воспитательной работы с моим классом с опорой на труды многих талантливых педагогов. В работе использовались материалы программы кандидата философских наук ТПУ О.И.Киселёвой “Живой родник”, материалы школы традиционной русской культуры “Веретенце” Е.А.Краснопевцевой, “Программу курсов по народной культуре” Л.И.Мельниковой и А.Н.Зиминой и т.д.

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение пяти лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является возможность объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса “проживания” фольклора, его “прорастания” в жизнь ребёнка.

Мной сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие школьников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально-позитивное общение школьников.

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

Занятия стали результативными уже через полгода сплотив классный коллектив. Через год мы уже вышли на школьный праздник, ещё через полгода (в шестом классе) провели для всей начальной школы Масленицу. Процесс подготовки к любому празднику всегда очень длительный. Тщательно разбираются исторические факты, костюмы, обрядовые действа, песни и т.д.

В седьмом классе ярким событием оказался праздник “Кузьминки”, который проведён моим классом для учащихся седьмых и восьмых классов. Перед мероприятием у моих детей было много волнений и сомнений, ведь вовлечь в празднование младших школьников гораздо легче чем сверстников и ребят постарше. Народная музыка, задорные слова, песни, пляски создали такую атмосферу веселья, что празднику казалось не было конца. И особо приятно, когда дети других классов подходили и говорили слова благодарности.

Радость от успеха в познании фольклора вышла и за рамки школы. Ребята стали принимать участие в ежегодном фестивале “Радуга талантов”. В пятом классе выступление не было отмечено членами жюри, в седьмом и восьмом ребята стали призёрами фестиваля и были приглашены на многочисленные городские праздники.

В прошлом учебном году мной разработана программа факультатива “Уроки музыкального фольклора в начальной школе”. Весь год с учащимися первого класса раз в неделю мы занимались по следующим разделам: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, народный театр, малые жанры фольклора, календарные праздники. Постепенно Дети погружаются в мир народной музыки, календарных праздников. Итогом работы был проведённый совместное мероприятие учащимися восьмого класса для учащихся первого, в котором малыши были не только слушателями, но и активными участниками праздника народного календаря “Сороки”. И эта удачная встреча оказалась не последней уже в этом году запланированы новые.

Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей русского народа?

Сегодня возрастает значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь “был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”.