Внеклассное мероприятие. Открытый разговор "Копилка человеческих ценностей"

Разделы: Классное руководство


Цель: Формирование толерантных качеств личности.

Задачи:

  • привлечь внимание детей к проблеме понимания и уважения друг другом, причинам уважения или отсутствия его;
  • способствовать развитию у обучающихся самосознания;
  • развивать стремление быть терпимым в обществе людей, устную речь;
  • воспитывать чувства доброжелательности и уважение друг к другу, коммуникативную культуру.

Оборудование: мягкая игрушка, карточки со словами – названиями животных для игры, карточки со словами для групповой работы, карточки с качествами, весы, "следочки" из цветной бумаги, фломастеры, презентация, компьютер.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Здравствуйте! Добрый день, друзья! На экране 1 слайд презентации. (Приложение 1)

Сегодня день такой прекрасный!

Почему?

Потому что в нём есть и Вы, и я!

- Ребята, ежегодно в октябре и марте месяцах мы проводим мероприятие под названием "Копилка человеческих ценностей". Давайте вспомним, какие качества мы уже положили в наш классную копилку. (ДОБРО и ДРУЖБА).

- Как вы думаете, а для чего мы сегодня проведем мероприятие под таким же названием?

Предлагаю вам начать наше мероприятие с упражнения 

“Звали. Зовут.”

- Приглашаю сюда по два ребёнка из каждой группы.

(Ребята, держа в руках мягкую игрушку, по очереди, начиная с ведущего произносят: "Когда моя мама была маленькой её звали...., сейчас её зовут....., а мама меня зовет..." (После этого передают мягкую игрушку своему соседу)

- Ребята, вам приятно как вас называют родители?

- А будет приятно, когда вы станете взрослыми и вас будут называть по имени отчеству?

- Почему людей называют ласково или по имени отчеству?  (в знак уважения)

- Кого из окружающих вас людей вы уважаете?

- Ребята, как вы считаете, что такое уважение?

УВАЖЕНИЕ - душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко (словарь В.И.Даля)

-  Кто догадался и подскажет, о какой ценности мы будем говорить сегодня?  (Уважение) 

-  Ребята, вам нравится, когда вас уважают?   (Да)

- Как думаете, каждый человек достоин уважения? Почему? (выслушиваются мнения детей).

- Так вот, на этот и некоторые другие вопросы мы попробуем сегодня найти ответы. 

- Выскажите, пожалуйста, своё отношение к героям   известных мультфильмов.  Внимание на экран.

(отрывок из м/ф “Про кота Леопольда”)

- Как зовут этого героя?

- Выскажите своё мнение, уважаете вы его?  За что?

- Сделайте вывод, за что уважают?  

- Смотрим дальше.

(отрывок из м/ф “Каникулы в Простоквашино)

- Все узнали этого героя?  Из какого он произведения?  Кто автор?

- Как вы к нему относитесь?   (Он разный – то хочет продать Шарика за  ненадобностью, то хозяйственный;)

- Правильно. Наше отношение к нему меняется в зависимости от того, как он относится к другим героям.

- Сделайте вывод о своем отношении к Матроскину.   (Он нам нравится, но только тогда когда он не считает себя выше других.)

- А теперь подумайте, уважать ли следующего героя?

(отрывок из м/ф “Чебурашка”)

- Конечно, эта старушка знакома всем, её зовут .............

- Вы уважаете её?  Почему?

- Сделайте  вывод: (рядом с нами живут люди, которые совершают плохие поступки. С такими людьми трудно общаться. Они не нравятся нам.)

- Поэтому, надо помнить, что уважительное   отношение друг к другу лежит в  основе любого коллектива.

- Предлагаю немного отдохнуть, но пусть отдых будет полезным.

Игра “Свои”

- Сейчас я каждому игроку дам листочек, на котором написано слово. Вы его прочитаете, только никому не показывайте и не произносите вслух. Затем, по моей команде, вы начнёте искать “своих”. Помните, слово произносить нельзя, можно только произносить звуки, которые издают эти существа.  (на листочках написаны названия животных: корова, собака, кошка, лягушка, ворона)

- НАЧАЛИ!!!  (в результате, образуются группы животных, только ворона - одна).

- Как вы узнали вашу группу?

- Легко было найти “своих”?

- Почему на тебя никто не обращал внимания?

- Как ты себя чувствовала? (вопрос вороне)

- Почему вы не обращали на неё внимания?    (она не такая как мы)

- Хотелось бы вам быть на месте вороны?

- Скажите, тяжело быть не похожим на всех?

- Сделайте вывод, как в следующий раз надо относиться к такому человеку?    (с пониманием,  взять к себе, подружиться).

ПОНИМАНИЕ - нахождение в чем-либо смысла (словарь В.И. Даля)

- Сегодня у вас инсценировка отрывка из сказки. (показывают заранее подготовленные обучающиеся)

Инсценировка отрывка сказки "Гадкий утёнок"

“Что и говорить! Серый утенок и впрямь не был красавцем. Правда,  он ел  больше своих братьев и рос быстрее, чем они. А плавал хоть куда! Да что толку? С ним никто не хотел играть – такой он был неуклюжий и неловкий. И все над ним смеялись. Даже петух однажды клюнул его:

- Экий увалень! Ко-ко-ко!

А гуси зашипели:

- Ш...ш...што за птица такая? Не поймеш..ш..шь

И только мама-утка порой утешала его:

- Бедный мой сыночек! Почему ты не такой, как все?!”

-  Вы, конечно узнали, что это за сказка? О каком герое идет в ней речь?     Кто автор?

- Как к нему относились другие герои?    (обижали, смеялись, били)

- Почему его все обижали и  смеялись над ним?   (он был некрасивый, уродливый, неуклюжий).

- Какое чувство вы к нему испытываете?   (жалость, сочувствие)

- Ребята, как вы думаете а обидные слова ранили гадкого утёнка?

- Почему вы так решили?

- У вас бывают такие ситуации в жизни, когда вы обижали кого-нибудь словами?

- Как вы думаете, как чувствовал себя обиженный вашими словами человек?

Послушайте стихотворение. (читают заранее подготовленные обучающиеся)

Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”. 

Обидное слово, обидное слово! 
Как больно ударить умеет оно! 
Змеёй ядовитой ужалить готово, 
Ужалит – и станет на сердце темно. 
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен, 
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен, 

Хотя миновала уж ссоры гроза, 
Молчат и не смотрят друг другу в глаза. 
Послушай совета, мой милый ребёнок, 
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок, 
Хорошее только старайся творить 
И слов унизительных не говорить. 

- Будут ли уважать человека, который обижает словами?

-  Давайте подведем итог, за что уважают людей?  

(за доброту,  равные отношения,  дружбу,   понимание, сочувствие, любовь).

-  В первой половине нашего мероприятия мы с вами говорили о сказочных персонажах, но похожие ситуации встречаются и в жизни людей.

(на слайде схематическое  изображение человека)

- Скажите, чем все люди похожи друг на друга?

 (у всех людей одна голова, две руки, две ноги)

И снова  предлагаю  поиграть   “Одинаковые или разные?"

- Сейчас мы встанем в круг, возьмемся за руки и будем говорить только хорошие качества своего соседа. Так скажите мы одинаковые или разные?

- Мы разные, но мы вместе. И я уверена, что мы - ученики 3 класса, стараемся жить дружно, стараться понимать другого человека и уважать его и совершать только добрые дела. Сегодня каждый из нас сделал много дел, возможно это хорошие дела и не очень. Как вы думаете какие дел вы сделали больше?

- Может быть проверим, а помогут нам это узнать старинные весы?

Появляется  чашечные весы.

- На одну чашу весов мы будем класть не очень хорошие дела.(забыл поздороваться, не поцеловал маму и т.д)

Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили сегодня, и так как вы ещё маленькие и делаете только первые жизненные шаги, подумайте и напишите, на приготовленных вами "следочках" те хорошие дела, которые мы сегодня сделали и положите их на чашу весов с “добром”.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою “след ”. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”). 

- Посмотрите, чаша "Добра" перевесила, чувашская народная пословица гласит "От добрых дел не устанешь". Вы согласны? Почему

Работа в группах.

- Давайте посмотрим, я приготовила карточки с качествами человека, но перепутала их объяснения, поможете мне восстановить.

Качество человека, на которого всегда и во всём можно положиться - ....добропорядочность.

Качество человека, у которого доброе сердце - .... добросердечность

Качество человека, который желает другим добра - доброжелательность. 

- Какое слово объединяет все эти слова?

- Дома, пожалуйста, придумайте ситуации, в которых мы могли бы использовать эти слова. Но это уже тема другого мероприятия.

- Пришло время, попытаться ответить на главный вопрос нашего мероприятия: “Каждый человек достоин уважения?”

- Прочитаем, как сказал об этом великий писатель Дж.Лондон:

“Каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других”.

- Какие качества мы положим в нашу "Копилку человеческих ценностей"?

- Верно, это качества УВАЖЕНИЕ и ПОНИМАНИЕ. Я уверена, что всегда будете стараться понимать и уважать окружающих.

Ребята, кому понравилось сегодняшнее наше мероприятие станьте под красный зонтик, те, кто считает, что нам что-то не удалось, – под желтый.

- И давайте все споем песню о друзьях.