Цель: формирование у учащихся умения читать и записывать многозначные числа.
Задачи для учителя:
- создать условия для формирования у учащихся практических навыков определения разрядов и классов многозначных чисел;
- организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися;
- продолжать развитие умений логически мыслить и излагать свои мысли, развивать познавательный интерес учащихся путем создания на уроке эмоциональных ситуаций, ситуаций радости, занимательности;
- содействовать в ходе урока воспитанию таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, желание прийти на помощь.
Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Используемые методы, технологии обучения: технология деятельностного метода, ИКТ.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука “Математика” 4 класс.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
- знают разряды и классы многозначных чисел;
- умеют читать и писать многозначные числа.
Метапредметные:
- умеют ставить учебные задачи и формулировать выводы.
- умеют слушать собеседника, излагать своё мнение.
Личностные:
- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
Ход урока
I. Психологический настрой на деятельность.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны, а еще старательны.
Дети сели за парты. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброй работы.
Девиз нашего урока: “Не будь тороплив, а будь терпелив”.
Сегодня на уроке мы отправимся в удивительный мир чисел. (Слайд 1)
II.Актуализация знаний о разрядном составе трёхзначных чисел.
Вы уже много знаете о числах.
- Какие знаки используют для записи чисел? (Цифры)
- Какие вы знаете числа? (Однозначные, двузначные, трёхзначные)
- Почему у них такие названия? (Для их записи используются 1, 2 или 3 цифры)
- Что вы можете сказать о числе 1000? (Оно четырёхзначное, круглое)
- Прочитайте числа и назовите в них разрядные слагаемые: 345, 67, 129, 921, 840. (Слайд 2).
Рассмотрите числа и назовите лишнее число: 145, 51, 512, 152, 521, 251, 5127. (Слайд 3). Докажите.
- Запишите эти числа в порядке возрастания: (Слайд 3)
- На что обратили внимание, глядя на остальные числа? (Для их написания использовали три цифры 1, 2, 5);
- Что обозначает цифра 5 в каждом числе?;
- Сделай вывод о значении цифр в записи числа в зависимости от места, которое оно занимает.
III. Постановка проблемы. Постановка целей и задач урока.
Попробуйте прочитать запись. 83420357. (Слайд 4)
- Сколько знаков использовали для записи этого числа?
- Легко ли прочитать это число? Почему? (Нет пробелов)
- Что необходимо сделать, чтобы число было удобно прочитать?
- Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Читать и записывать многозначные числа).
Скажите себе “Я обязательно научусь читать и записывать многозначные числа”.
Чтобы научиться читать и записывать многозначные числа, нужно научиться выделять в них разряды и классы.
Итак, тема нашего урока “Разряды и классы чисел” (Слайд 5)
IV. Работа по теме урока.
1. Рассмотрите таблицу разрядов и классов. (Слайд 6)
2. Рассматривать её следует справа налево. Сначала посмотрите только на первый столбец первую строку.
- Что вы замечаете? (Здесь известные нам трёхзначные числа)
- Назовите разряды I класса:
1 разряд – единицы,
2-й разряд – десятки,
3-й разряд – сотни.
3. Прочитайте как назвали математики II класс? (Класс тысяч), а III класс?
(Класс миллионов).
Обратите внимание на название разрядов этих классов? (Их названия такие же, как в 1-м классе).
Да, но при чтении чисел необходимо называть название класса.
- Прочтите числа, записанные в таблице.
V. Первичное закрепление
1. Мультимедийный диск по теме урока. (Прослушать)
2. По учебнику стр. 105-106 – прочитать выводы.
3. Задания для закрепления по мультимедийному диску.
4. Задание № 6 учебника стр. 107 – комментирование
5. Самое большое четырёхзначное число? (9.999) А как записать?
6. Самое маленькое пятизначное число? (10.000)
7. Самое большое пятизначное число? (99.999)
8. Самое большое шестизначное число? (1.000.000). А вы знаете, почему же миллион – слово “великан”? Только представьте себе, что если каждый лист прочитывать за 6 минут и если ежедневно читать по 8 ч. непрерывно, кроме воскресений, то миллион листов можно прочитать лишь за 40 лет! Вот что такое миллион! Вот почему его называют великаном!
9. Работа устная по слайдам презентации (Слайды 7-11).
10. Первичное закрепление умения записывать числа с последующей проверкой.
Запиши числа: 6 тысяч, 140 тысяч, 5 миллионов. (Проверка по слайду 12)
Запиши цифрами: сто шестьдесят две тысячи девятьсот тридцать пять, один миллион триста восемьдесят тысяч триста один. (Проверка по слайду 13)
VI. Физкультминутка. (Слайд 14)
VII. Закрепление.
Игра 1 “Живая нумерация”
Трое учеников выходят к доске, каждый получает набор цифр.
Первый показывает количество единиц III класса,
второй – количество единиц II класса десятков,
третий – количество единиц I класса.
Ученики правильно называют многозначное число.
Игра 2 “Прочитай число”
Сейчас каждый загадает цифру (0-9) и с каждого ряда по 3 чел. Выйдут и запишут на доске и у нас получится многозначное число.
Прочитайте число.
- Сколько единиц каждого класса в этом числе?
- Сколько единиц каждого разряда в этом числе?
Работа в группе
- Прежде, чем начать работу в группе, распределите между собой роли. Группа работает под девизом: “Ты ответственный за то, что делает твоя группа”.
(Каждой группе выдаются наборы цифр, из которых составляются наибольшее, наименьшее числа)
VIII. Повторение изученного.
1. Задача № 10 стр. 108.
Проверка решения:
1) 100 000 : 50 = 2000(мешков) – всего на 2-х машинах.
2) 2000 : 2 = 1000 (мешков) – на каждой машине.
Какого класса числа использованы в задаче?
2. Тест. (Слайд 15)
Обвести кружком номер правильного ответа:
1. Тринадцать тысяч пятьдесят шесть – это
1) 13 560
2) 1 356
3) 1 300 056
4) 13 056
2. Число 32 028 читается:
1) три тысячи двести двадцать восемь;
2) триста двадцать тысяч двадцать восемь;
3) тридцать две тысячи двадцать восемь.
3. Число 9 860 состоит из суммы разрядных слагаемых
1) 9 + 8 + 6
2) 9000 + 800 + 60
3) 900 + 86
4) 980 + 6
4. Число, состоящее из 10 тысяч, 8 сотен и 3 единиц записывается:
1) 10 803
2) 108 003
3) 18 111
4) 10 830
5. Число, в котором 7 единиц первого класса и 3 единицы второго класса записывается:
1) 7 003
2) 307
3) 3 007
4) 703
6. Число, к которому надо прибавить 1, чтобы получить 100 000:
1) 9 999
2) 999 999
3) 99 999
4) 100 001
Проверка в парах, оценивание работ по критериям и оценивание себя.
IX. Рефлексия
Вспомни, всё о чём говорили на уроке и ответь на вопросы:
- Какова была тема урока?
- Чему я должен был научиться на уроке? (цель)
- Что получилось?
- Что не получилось и почему?
X. Домашнее задание (разноуровневое)
Домашнее задание на “5”. (карточки)
1. Запиши три различных шестизначных числа, используя только цифры 5, 0,7. Подчеркни наибольшее среди записанных чисел. Запиши его в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Запиши трёхзначное число. Поменяй в нём цифры единиц и сотен. Запиши получившееся число.
Домашнее задание на “4”. (карточки)
1. Запиши число, в котором содержится:
а) 500 ед. 3 класса, 50 ед. 2 класса и 5 ед. 1 класса;
б) 6 ед. 2 класса и 172 ед. 1 класса.
2. Продолжи ряд чисел. Допиши ещё 5 чисел: 72100, 73200, 74300, ...