Плавление и отвердевание кристаллических тел. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель: научить учащихся понимать суть таких тепловых явлений, как плавление и кристаллизация; изучить особенности в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкое и обратно.

Задачи:

  • Образовательные: исследовать зависимость температуры смеси “лед-вода” от времени при плавлении; наблюдение за процессами плавления и кристаллизации твердых тел; совершенствование навыков умения графического решения задач; повторить основные физические понятия по данной теме.
  • Развивающие: развивать у учащихся навыки управления своей учебной деятельностью; развитие устной и письменной речи, логического мышления; совершенствование практических навыков при выполнение лабораторных опытов; умения выделять главное в изучаемом материале, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательные: формировать коммуникативные умения в ходе коллективной работы; стремление к цели; активизировать познавательную деятельность через содержание и степень сложности задач.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ресурсы урока: учебники и учебные пособия разных авторов, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: термометр лабораторный, пробирка с парафином, пробиркодержатель, стакан с горячей и холодной водой, калориметр.

Методы и методические приемы: самостоятельная работа с текстом, индивидуальная работа, работа в группах, заполнение таблицы, выполнение тестовых заданий, работа в парах; сообщения учащихся, рассказ с элементами беседы.

Техника безопасности: работа с термометром, горячей водой, стеклянными приборами, если случайно разбили прибор, то сообщите учителю, не убирайте осколки самостоятельно.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать понятие температуры плавления, кристаллизации;
  • доказать, что плавление и кристаллизация – два симметричных процесса.

Метапредметные:

  • уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность различных точек зрения;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с задачами урока;
  • уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
  • активно использовать информационных средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • формировать уважительное отношение к чужому мнению;
  • осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль
  • оценивать сои достижения на уроке.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос по вопросам:

1. Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?

2. Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?

3. Приведите примеры нахождения вещества в различных агрегатных состояниях в природе.

4. Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?

5. Какой процесс соответствует переходу вещества из жидкого состояния в газообразное?

6. Какой процесс соответствует переходу вещества из твердого состояния в жидкость?

7. Что такое сублимация? Приведите примеры.

8. Как изменяется скорость молекул вещества при переходе из жидкого состояния в твердое?

Ребята, как вы считаете, вещества отвердевают при той же температуре, при которой плавятся или нет?

Следовательно, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Плавлении и отвердевании твердых тел)

Сегодня мы будем изучать процесс плавления и кристаллизации вещества - парафина, построим график данных процессов.

В ходе выполнения физического эксперимента выясним, как изменяется температура парафина при нагревании и охлаждении.

Выполнять эксперимент вы будете по описаниям к работе.

Тема  урока “Плавление и отвердевание кристаллических тел”.

Как вы думаете, какие вопросы, помогут нам раскрыть тему урока?

(1. При какой температуре происходят процессы плавления и отвердевания?

2. При каких условиях вещества плавятся и отвердевают)

III. Организация познавательной деятельности

Для понимания процессов, происходящих в природе, и умения управлять многими из них необходимо знать, когда, при каких условиях вещество находится в том или ином агрегатном состоянии. Следует изучить свойства каждого из этих состояний, а также знать, при каких условиях происходит превращение одного агрегатного состояния вещества в другое.

ОПЫТ: кусок льда помещают в химический стакан, обратите внимание, что лед имеет определенную форму. Стакан со льдом нагревают до тех пор, пока весь лед не растает. Уровень получившейся воды отмечают указателем, и нагрев продолжается. После того как вода закипит, следят за уровнем воды в стакане. Он понизится, т.к. вода переходит в газообразное состояние. (Приложение 1)

Записать: Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением.

Чтобы расплавить тело, нужно сначала нагреть его до определенной температуры.

Записать: Температуру, при которой вещество плавится, называется температурой плавления вещества.

Записать: Переход вещества из жидкого состояния в твердое, называется отвердеванием или кристаллизацией.

Записать: Температура, при которой вещество отвердевает, называют температурой отвердевания.

Фронтальный физический эксперимент.

На столах находятся листы с описанием работы, по которым вы выполняете эксперимент, строите график процесса и делаете выводы. (Приложение 2)

Подведение итогов фронтального эксперимента.

Выводы:

  • при нагревании парафина в твёрдом состоянии температура увеличивается;
  • в процессе плавления температура остаётся постоянной;
  • когда весь парафин расплавился, то при дальнейшем нагревании температура увеличивается;
  • при охлаждении жидкого парафина температура уменьшается;
  • в процессе кристаллизации температура остаётся постоянной;
  • когда весь парафин отвердеет, при дальнейшем охлаждении температура уменьшается.

Для того чтобы охватить все то, чем мы занимались на сегодняшнем уроке, я предлагаю заполнить таблицу.

Заполнение таблицы: "Плавление и отвердевание кристаллических тел" (Приложение 3)

IV. Первичное закрепление

Фронтальный опрос

На рисунке изображен график нагревания и плавления кристаллического тела.

I. Какая температура тела была при первом наблюдении?

II. Какой процесс на графике характеризует отрезок АВ?

III. Какой процесс на графике характеризует отрезок ВС?

IV. Какой процесс на графике характеризует отрезок СД?

V. Какую температуру имело тело в последнее наблюдение?

Самостоятельная работа

К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы:

а) медь нагревают и плавят;

б) цинк нагревают до 400°С;

в) плавящийся стеарин нагревают до 100°С;

г) железо, взятое при 1539°С, нагревают до 1600°С;

д) олово нагревают от 100 до 232°С;

е) алюминий нагревают от 500 до 700°С.

Ответы: 1-б; 2-а; 3-в; 4-в; 5-б; 6-г;

Работа с учебником

1. Можно ли в алюминиевой ложке расплавить железо?

2. Можно ли пользоваться ртутным термометром на северном полюсе, где была зафиксирована самая низкая температура - 88 градусов Цельсия?

3. Температура сгорания пороховых газов порядка 3500 градусов Цельсия. Почему ствол ружья не плавится при выстреле?

Ответы:

1. Нельзя, так как температура плавления железа гораздо выше, чем температура плавления алюминия.

2. Нельзя, так как ртуть при такой температуре замерзнет, и термометр выйдет из строя.

3. Для нагревания и плавления вещества требуется время, и кратковременность сгорания пороха не позволяет стволу ружья нагреться до температуры плавления.

Дополнительный материал

Сообщения учащихся:

  1. Плавление металлов.
  2. Резка металла.
  3. Сварочные работы.

Домашнее задание

  • параграф 13, 14 (читать отвечать на вопросы);
  • упражнение 7 (устно).

Рефлексия

В конце урока учащимся предлагается закончить предложения:

  • Сегодня я узнал...
  • Я увидел...
  • Теперь я умею...
  • Я хотел бы...
  • Наибольшее затруднение вызвало...
  • Своей работой на уроке я ... (доволен/ не доволен)

Спасибо за такой продуктивный урок, я думаю, все вы получите хорошие оценки за физический эксперимент, который выполняли на уроке. Сдайте свои работы. Оценки я объявлю на следующем уроке.