Интегрированный урок (история + МХК) «Влияние античной архитектуры на русское храмовое зодчество»

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Форма реализации: представлен на ярмарке педагогических идей.

Тип урока: интегрированный урок история +МХК, работа в группах.

Цель урока: входе работы в группах выяснить оказала ли античная архитектура влияние на русское храмовое зодчество и создать мини –проект в рамках урока

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран,; рабочие листы и печатные материалы; рабочий лист; магнитофон, и диск с записью древнерусской музыки в современной обработке.

Приложение 1

Приложение 2

Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
(Познавательные УУД)
(Коммуникативные УУД)
(Регулятивные УУД)
Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний Рассматривают слайд с изображением “архитектурных памятников” и отвечают на вопросы.

1. Объясняют, что может объединять показанные на слайде архитектурные памятники?

2. Пробуют расставить архитектурные памятники в хронологической последовательности.

Объясняют свой выбор и выполняют задание, представленное на слайде.

3. Формулируют проблему урока, предлагают возможные решения проблемы.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы, предлагая уч-ся самим сформулировать проблему урока и выдвинуть гипотезы. (Технология “мозгового штурма”) Просмотр слайда с изображением “архитектурных памятников”.

1. Внимательно рассмотрите архитектурные памятники и ответьте на вопрос:

- Что их может объединять?

2. Попробуйте расставить архитектурные памятники в соответствии с эпохой.

Объясните свой выбор.

3. Сравните наблюдения, которые вы сделали?

Сформулировать проблему урока.

Стоит упомянуть, что прежде чем православный храм появился в законченном виде, было создано множество разнообразных построек. И к 17 в. В годы правления династии Романовых приобрел свой неповторимый стиль. А вот как происходил процесс формирования храмового искусства мы и разберем на уроке.

5. Какие существуют пути решения данной проблемы?

Какой ответ дали бы вы?

Навыки работы с хронологическими данными и иллюстрациями памятников культуры самостоятельное планирования учебной деятельности, самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы, выдвижение гипотез
          1) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение;

2) устанавливать причинно-следственные связи;

3) навык самостоятельно осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от поставленного условия;

4) умение самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты.

5) преобразование одного вида текстовой информации в другой (таблица)

6) умение делать выводы и посылы на основе изучаемых в ходе урока материалов.

7) умение группировать информацию

8) владение терминологией ключевыми понятиями по теме

9) навыки работы с иллюстративным материалом

Изучение нового материала:

самостоятельная познавательная деятельность; создание мини-проектов

Изучение нового материала:

самостоятельная познавательная деятельность; создание мини-проектов

1. Работа в творческих группах

2. Представляю оформленные на альбомных листах работы и комментируют их..

1. Учитель организует работу учащихся в группах. Помогает учащимся при возникающих затруднениях во время групповой работы. Группы получают набор заданий, и должны выполнив их оформить лист проекта.

Группа 1

1) Установи соответствие между названием храма и изображениями.

2) Составьте описание изображения храмов по плану:

- местонахождение (страна);

- описание внешнего вида (конструкции) (кратко не более 3х предложений);

- укажите время создания памятника.

3) Какая существует взаимосвязь между изображениями.

4) Создайте рисунок православного храма.

Группа 2

1) Что такое базилика?

2) История происхождения базилики (не более 3-4 предложений).

3) Для каких целей первоначально использовалась римская базилика? Как изменилось предназначение базилики с принятием христианства? (Не более 2 предложений).

4) Найдите в тексте и выпишите характерные черты римской базилики?

5) Создайте рисунок римской базилики.

Группа 3

1) Что такое крестово-купольный храм? (1-2 предложения)

2) История происхождения крестово-купольного храма (не более 3-4 предложений).

3) Какое влияние на становление православного храма оказало византийское зодчество? (1-2 предложения)

4) Для каких целей использовался православный храм?

5) Найдите в тексте и выпишите характерные черты крестово-купольного (православного) храма?

6) Создайте рисунок православного храма.

Группа 4

1. Используя схемы (изображение №1) римской базилики и православного храма, составьте словарь терминов?

Что общего вы обнаружили во внутреннем строении храмов (не более 3 предложений)

2. По изображению на картинке №2 определи что, является мозаикой, а что фреской? Найди и запиши определение мозаики и фрески?

3. Рассмотри внутренне устройство римского базилики и православного храма. Что общего в декоре храма? (Укажи не более 2х)

4. По изображению на картинке №2 определи что, является мозаикой, а что фреской? Найди и запиши определение мозаики и фрески?

5. Создайте рисунок римской базилики.

1) формирование представлений о ключевых фактах и событиях в истории культуры

3) навыки работы с текстом по истории культуры

4) навыки работы с иллюстрациями памятников культуры

5) владение терминологией в области истории и культурологии, ключевыми понятиями по теме

Закрепление нового материала Возвращаются к решению проблемы. Выбирают решение проблемы. Объясняют свой выбор. Организация работы учащихся по закреплению материала Дайте ответ на главный вопрос урока    
Контроль
Рефлексия Оценивают свою работу на уроке Организация этапа рефлексии Лист анализа работы группы (проставьте “+”)   Проверка способности самооценки, как личностный результат

Лист анализа работы группы

(проставьте “+”)

Ф.И. Поиск информации Рисунок, оформление проекта, работа с Подготовка ответов на вопросы и задания активность работы в группе Представление проекта
1            
2            
3            
4            
5            
6