Цель урока: формирование понятий о клеточном строении бактерий грибов, растений, животных и человека
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться сравнивать объекты живой природы на рисунках (с 20, рис 15)
Метапредметные УУД:
- Познавательные: уметь формулировать проблему, извлекать необходимую из прослушанных текстов, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.
- Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения.
- Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД: формирование у учащихся нравственно-этического оценивания места человека в окружающем мире.
Тип урока – комбинированный
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, информационно-коммуникативные.
Решаемые проблемы: что такое клетка, какое строение имеют живые клетки?
Виды деятельности (элементы содержания, контроль): Работа с учебником, чтение и обсуждение материала учебника, работа с иллюстрациями, формирование представлений о частях клетки, их строении и функциях.
Основное содержание учебного материала: Клеточное строении бактерий грибов, растений, животных и человека. Вирусы – неклеточная форма жизни
Вид используемых на уроке средств ИКТ: медиапроектор, презентация
Оборудование: рабочие тетради, карточки с заданием.
Образовательные интернет-ресурсы: school-collection.edu.ru, biouroki.ru
СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний.
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Демонстрирует слайд № 2 “Кто это?” Слайд №3 Закончите фразы: Увеличение размеров – Увеличение количества – Приобретение новых качеств – Поступление, переваривание и усвоение питательных веществ – Поступление кислорода и удаление углекислого газа - |
Отвечают: на слайде изображены живые
организмы Учащиеся отвечают -рост -размножение -развитие -питание -дыхание |
2. Создание проблемной ситуации.
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Демонстрирует слайд № 4. спрашивает: Что общего в строении этих организмов? | Учащихся высказывают свое мнение Ответ: Эти организмы состоят из клеток |
3. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Формулирует учебную задачу и тему
урока. Слайд № 5 Тема: Клеточное строение - общий признак живых организмов Задачи урока: познакомиться со строением клетки; научиться сравнивать клетку растения и животного |
Рассматривают рисунки учебника. Слайды презентации. |
4. “Открытие нового знания”.
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Рассказывает: Впервые более 300 лет
назад клетки увидел англичанин Роберт Гук. Слайд
6 Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба,
он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек
пробки, я отрезал от него острым ножом очень
тонкую пластинку и стал разглядывать ее под
микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из
очень многих маленьких ячеек...” писал Р. Гук в 1685
году. Эти ячейки получили название “клетки”.
Позднее ученые установили, что тела растений,
животных и человека состоят из клеток. Клетки
различны по форме, размерам и той роли, которую
они выполняют в организме. Слайд 7 Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. Но есть организмы, имеющие неклеточное строение. Задаёт вопрос: Какие организмы имеют неклеточное строение? Рассмотрите рис 15. Слайд 8 |
1. Слушают, рассматривают рис. учебника,
слайды презентации. Выполняют задание №1 в рабочей тетради с 14-15 Делают вывод: Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей Работают с учебником рис 15 (стр 20), учащиеся отвечают – вирусы Вывод стр.21 учебника |
2. Задаёт вопросы по строению клетки
Слайд 9 - как называется тонкая плёнка покрывающая клетку снаружи? - как называется часть клетки, состоящая из целлюлозы? – какую роль играет оболочка? - что такое поры и где они находятся? - как называется содержимое клетки под мембраной, которое постоянно движется , обеспечивая перемещение веществ в клетке? - как называется часть клетки, содержащая наследственную информацию? - как называются органоиды клетки, от которых зависит цвет растений? - как называются зелёные пластиды? - как называются полости растительной клетки, заполненные клеточным соком? - чем отличается клетка растения от клетки животного? |
2. Работают с текстом учебника, рассматривают рисунки 16-А. и 16 -Б, отвечают на вопросы учителя, затем выполняют задания №2 в рабочей тетради, советуясь с соседом по парте (с 15) Называют и записывают части клетки |
5. Применение нового знания
Цель: применить знания в новой ситуации
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает выбрать правильные ответы 1. Поставьте знак “+” или “-”. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. Пластиды – есть только у растительных клеток. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. Живые клетки только питаются. Клетки одинаковы по форме и размерам. Организм человека состоит из клеток. |
Ученики отвечают, работая в паре 1. Ключ: +,+,+, - , - , - , + |
2. Найди на рисунке: ядро с
ядрышком, поры, цитоплазму, вакуоль, пластиды,
оболочку клетки. Укажите номер. Ядро с ядрышком _____ Поры _____ Цитоплазму _____ Вакуоль _____ Пластиды _____ Оболочка клетки _____ |
2. Ядро с ядрышком __6___ Поры ___4__ Цитоплазма __5__ Вакуоль ____2_ Пластиды ___1__ Оболочка клетки ___3__ |
6. Рефлексия
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Предлагает вспомнить тему и задачи
урока, и оценить меру своего личного продвижения
к цели и успехи класса в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу? 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. |
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. |
7. Домашнее задание: параграф 6, устно ответить на вопросы стр. 23, задание в рабочей тетради стр. 16 письменно
Список использованной литературы.
- Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М. : Вентана- Граф, 2012
Биология: 5-6 классы: методическое пособие / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М. : Вентана- Граф, 2012
Интернет-ресурсы: