Модель организации психологической службы МБДОУ ДОД "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр г.Владимира"

Разделы: Школьная психологическая служба


В 2010 году в результате аутсорсинга в Детский оздоровительно-образовательный центр были “переданы” педагоги-психологи, учителя-логопеды и социальные педагоги образовательных учреждений города Владимира. Прежняя модель психологической службы центра не стала соответствовать изменившимся условиям и потребовала кардинальных изменений. Становление новой модели проходило в течение трех лет. Были апробированы различные варианты. В настоящее время можно говорить о созданной модели психологической службы (Приложение 1)

Всей работой психологической службы Детского центра руководит Совет, в составе которого опытные и уважаемые педагоги-психологи. Ежегодно разрабатывается план работы Совета, где рассматриваются самые важные вопросы, например, проведение Дня (Недели) психологии, обобщение опыта, наличие и утверждение коррекционно-развивающих программ и т.п.

В методическое объединение (МО) педагогов-психологов Центра входят два профессиональных объединения (ПО), которые оказывают друг другу профессиональную взаимную помощь:

1. ПО педагогов-психологов, осуществляющих первичную психологическую помощь на местах, в образовательных учреждениях – в средних школах, гимназиях, лицее-интернате (39человек). Эффективность психолого-педагогического сопровождения зависит от умения выделить приоритетные направления работы (с учетом актуальных проблем, задач образовательного учреждения, программы его развития и т.д.) и сосредоточить деятельность именно на этих направлениях, т.е. выбрать ту или иную модель психолого-педагогического сопровождения. При этом педагог - психолог в том или ином объеме реализует все виды и направления психолого-педагогического сопровождения, ранжируя их с учетом: типа образовательного учреждения, вида (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов); контингента обучающихся (менее 250, 250-350; 350-500, более 500); степени инновационности (режим функционирования или режим развития); количества специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение (один психолог или психологическая служба). С каждым педагогом-психологом в результате собеседования была выбрана своя модель сопровождения: организатор, куратор, организатор и куратор, или модель находится в стадии формирования.

2.ПО педагогов-психологов, осуществляющих специализированную психологическую помощь на базе Центра (14человек) – работа с агрессивными детьми (детско-родительская группа), тренинговая группа учащихся по обучению различным формам общения, детская студия “Радуга” для детей из приемных (замещающих)семей и т.д.

В первом профессиональном объединении различают группы, которые возникли исходя из интересов или производственной необходимости, такие как:

  • Мобильные малые группы по направлениям в работе. Это временные объединения педагогов-психологов, которые быстро и грамотно проведут диагностические исследования, реализуют просветительскую и профилактическую работу и т.д. в любом образовательном учреждении по запросу администраций школ или в рамках оказания помощи своему неопытному коллеге;
  • Группа молодых (начинающих) педагогов-психологов. Состав данной группы непостоянен. Молодой психолог входит в эту группу в течение двух лет, изучая опыт психологов первой и высшей категории через практикумы, семинары и тренинги;
  • Проблемные группы. В этой группе нет зависимости от стажа и опыта работы. Здесь объединяются психологи, работающие над определенной проблемой.

Во втором профессиональном объединении различают:

  • Балинтовские группы. Возникают и собираются для анализа, обсуждения и разрешения трудных случаев, встречающихся в работе психологов;
  • Группа психологов, входящая в состав городской ПМПК - психолого-медико –педагогической комиссии.
  • Группа психологов-медиаторов. Психологи включаются в состав примирительных комиссий для разрешения конфликтных ситуаций.
  • Группа, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей (областная опытно-экспериментальная площадка)

В профессиональном сообществе двух объединений существует группа педагогов-психологов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение опытно-экспериментальной работы.

В помощь педагогам –психологам Центра активно функционируют созданные Кабинет наркопрофилактики (с 2012г.), Сенсорная комната (с 2013г.), Студия песочной терапии (с 2011г.). В настоящий момент психологическая служба насчитывает 53 человека. Из них: высшей категории-22 чел. (41,5%), первой -15чел. (28%), без категории (молодые специалисты) – 16чел.(30,5%).

В своей деятельности психологическая служба Центра ориентируется на показатели оценки эффективности деятельности и на документы, разработанные Областным Советом службы практической психологии в системе образования Владимирской области (“Сборник методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Владимирской области” /Документы Департамента образования Администрации Владимирской области. Владимир 2010г.). Одним из показателей оценки является проведение мониторинга своей деятельности, поэтому так важна выработка обязательного единого диагностического минимума для психологов школ. (Приложение 2. Общие результаты. Сравнительные таблицы)

Исследования проводятся 1 раз в месяц, сдача результатов не позднее 25-28 числа текущего месяца, т.к. затем, полученные данные обобщаются в целом по городу. Делаются сравнительный анализ, выводы и рекомендации, которые предоставляются администрации образовательных учреждений. В окончательном варианте диагностический минимум отражает психологическое состояние всех участников учебно-воспитательного процесса:

  • Учащихся – исследование социально-психологической адаптации учащихся 1-х и 5-х классов, уровня тревожности 3-х и 6-х классов, психологический климат в детских коллективах 4-х классов, эмоциональное состояние (позитивный фон настроения) учащихся 8-х классов и изучение мотивации учащихся 7-х классов;
  • Родителей – определение удовлетворенности родителей 1-2-х классов процессом обучения (по специальной анкете);
  • Педагогов – психологическое выгорание педагогов.

Кроме этого проводились крупные исследования, в которых принимали участие педагоги-психологи и социальные педагоги образовательных учреждений: “Самооценка физического, психического и социального здоровья школьников” (9-10-ые классы из двадцати пяти школ города; выборка 762 человека); “Аддиктивная склонность” (8-ые классы из одиннадцати школ города, выборка 432 человека), “Изучение проблем, связанных с употреблением ПАВ (10-ые классы из двенадцати школ города; выборка 308 человек); “Почему люди курят?” (8-ые классы из пятнадцати школ города, выборка 482 человека; 10-ые классы из десяти школ города, выборка 240 человек).

Процесс становления службы совпал с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, которые изменяют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоит не столько в передаче знаний, умений и навыков, а  в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Проследить все происходящие с личностью самого ребенка в процессе обучения изменения, а не сумму знаний, накопленных за время обучения в школе, призван психолог в союзе с учителем. Творческая группа педагогов-психологов разработала Алгоритм деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса введения ФГОС в 1-х и 2-х классах. Он включает следующие виды деятельности:

  • работа с документацией (изучение сведений из МДОУ, медицинских карт, анкет для родителей, классных журналов, продуктов детской деятельности, портфолио ученика, подбор развивающих и коррекционных программ и т.д.)
  • психодиагностический блок (Наблюдение за детьми в учебной и внеурочной деятельности т.е. принятие и выполнение нравственно-этических правил; особенности общения со сверстниками и взрослыми; регуляторные навыки; реакция на оценку его деятельности взрослыми. Исследования по психологическим методикам. Изучение уровня сформированности УУД. Диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы).
  • коррекционно-развивающий блок (групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с целью адаптации к условиям школы, сплочения классного коллектива)
  • работа с учителями и родителями (индивидуальные собеседования, участие в работе методического объединения учителей начальной школы, проведение мини-тренингов на снятие психоэмоционального напряжения, проведение интерактивных родительских собраний, тематических консультаций, психологических игр и т.д.).

Предложенный алгоритм очень помогает в работе, т.к. он конкретизирует деятельность психолога по месяцам учебного года.

Становление эффективной модели психологической службы стало возможным при следующих условиях:

  1. Проведение четкой административной и методической работы внутри Центра, предусматривающей регулярные информационно - методические совещания всех педагогов-психологов, совещания с участием директора и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, посещения психологов на своих рабочих местах.
  2. Осуществление постоянного повышения профессиональной компетенции через курсы, психологические практикумы (с привлечением преподавателей Владимирского Государственного Университета им.А.Г.и Н.Г.Столетовых и Владимирского института развития образования им. Л.И. Новиковой), деловые и психологические игры. Отсюда - развитие у психологов центра рефлексивных навыков, умений к обобщению, распространению своего опыта работы через: выступления на заседаниях городских МО, участие в региональных научно-практических конференциях, круглых столах, конкурсах и т.д, печатные работы.
  3. Возрождение “института наставничества”.
  4. Создание общей базы тематики выступлений, занятий и т.д. для психологического просвещения педагогов и родителей.Сложившаяся система психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей предусматривает применение традиционных и активных форм, методов этой работы (семинары, факультативы, деловые и психологические игры, тренинги). В каждом образовательном учреждении были созданы “Уголки психолога” или психологические стенды, где обновлялась информация. Активно включились психологи в создание школьных сайтов.

Очень важна при становлении новой модели службы работа по созданию в коллективе благоприятного психологического климата, на это и было нацелено прежде всего управление. Платонов К.К. понимает под психологическим климатом общественные настроения. “К массовым явлениям, свойственным любым группам, относятся общественные настроения. Оно-то и создает в группе ее психологический климат. Основным фактором, вызывающим настроение, служат межличностные настроения”. (Платонов К.К., 1972, С. 105) Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах. Ряд мероприятий, и были направленны на создание атмосферы психологического комфорта в образовательных учреждениях и среди психологов в целом:

  • Создание газеты “Коллеги”
  • Ежегодное празднование Дня психолога России (в ноябре)
  • Проведение Недели психологии (Дня психологии), где проходит познание психологии общения, законов взаимодействия с окружающими; развитие психологической компетентности, навыков сотрудничества и взаимопонимания у школьников и педагогов; развитие толерантности, интереса к другим людям; поднятие общего эмоционального тонуса. Неделя психологии всегда проводится в соответствии с такими принципами как: цикличность и преемственность (каждый день является логическим продолжением дня предыдущего; каждый день несет определенную информационную нагрузку); проведение сквозных акций (каких-либо действий, переходящих изо дня вдень);

События Недели психологии охватывают всю школу при минимальном вмешательстве в учебный процесс. Каждый день отличается от предыдущего. Неделя бывает целостной и законченной, она имеет свое начало и завершение, основные идеи и девиз, например, в 2013-14 учебном году “Мы – здоровое будущее страны”. Используемые формы работы самые разнообразные: большие психологические игры для педагогов и учащихся разного возраста; психологические акции и КВН; коммуникативные игры; тематические дни; тематические классные часы; коллективные творческие дела; конкурсы, викторины; выпуск тематических стенгазет, информационных листов; фотовыставки. По окончании психологи сдают отчет в виде презентаций, фотомонтажа и т.д., на основе которого выпускается газета “Коллеги”

Эффективной работе психологов, без сомнения, способствовало приобретение Центром стандартизованных, рекомендованных МО РФ, лицензированных методик, программ, технологий, приобретенных в ООО “Иматон”, например: методика диагностики и профилактики суицидального риска “Сигнал”; методика “Вектор”, диагностика развития и формирование коллектива; методика Л.А. Ясюковой “Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ”

А также выпуск методических рекомендаций на темы:

  • По профилактике суицида (Отдельно для родителей и педагогов)
  • По профилактике воровства
  • Ребенок не отвечает у доски
  • Навязчивые мысли
  • Ревность к младшим
  • Памятки по развитию интереса к учебе (“Ребенок не хочет учиться”, “Интерес к учебе”, “Учись учиться”)
  • Рекомендации родителям агрессивного ребенка
  • Как помочь ребенку преодолеть тревожность
  • 10 шагов на пути к здоровью ребенка или как сохранить сердце здоровым
  • Как снять свой гнев
  • Применение нетрадиционных способов по снятию эмоционального напряжения;
  • По написанию коррекционно – развивающей программы (Приложение 3);
  • Как подготовиться к публичным выступлениям
  • По овладению метода коучинга в консультировании

Результатами работы созданной модели службы служат качественные и количественные изменения в консультационной работе с учащимися, родителями, педагогами. Возросла востребованность в консультациях: в 2012-2013 учебном году проведено 7579 консультаций, в 2013-14 учебном году – 10174 консультации.

Коррекционно-развивающих занятий всего проведено в 2012-2013 уч. году 3315 занятий, а в 2013-2014 уч. году их количество увеличилось на 47%, что составило 4874 занятия.

Активизировалась и издательская деятельность. В 2012-2013 учебном году был обобщен опыт по вопросам психологии здоровья и оказания действенной психологической помощи родителям детей-инвалидов. Подготовлены и выпущены печатные материалы Центра:

  • брошюра “Здоровье в аспекте жизненных ценностей”,
  • методические рекомендации для родителей детей-инвалидов “Если в семье особенный ребенок”,
  • буклеты по профилактике наркомании и табакокурения, пропаганде здорового образа жизни.