Внешнее строение листа

Разделы: Биология


Цель: создать условия для формирования представления об особенностях внешнего строения листа, как важной составной части побега.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

  • Формирование познавательных интересов.
  • Формирование личностного отношения к изучению материала.
  • Формирование бережного отношения к живой природе.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

  • Формирование умения определять цели урока и ставить задачи.
  • Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать и выделять главное, обобщать и систематизировать в виде таблиц и схем).
  • Формирование умения выделять сходство и различия у изучаемых живых и гербарных объектов, классифицировать их.
  • Формирование умения слушать и слышать, обосновывать своё мнение, выстраивать речевые высказывания.
  • Формирование умений работать в статичных группах, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, контролировать действия партнера, умение находить общее решение.
  • Формирование умения работать с интерактивными листами.
  • Формирование и развитие навыков самооценки.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

  • Ученик должен знать главные понятия: листовая пластинка, черешок, черешковые и сидячие листья, простые и сложные листья, типы жилкования: параллельное, дуговое, сетчатое.
  • Ученик должен уметь пользоваться терминологией; сравнивать внешнее строение листьев разных растений, выделять черты сходства и различия; приводить примеры простых и сложных листьев с разным типом жилкования, черешковых и сидячих листьев, определять по жилкованию листа принадлежность к классу. Должен уметь использовать сетевые информационные ресурсы для выполнения лабораторной работы.

Организация образовательного пространства

Учебник, рабочая тетрадь; живые объекты (герань, алоэ, бегония, хлорофитум и др.), гербарный материал (дуб, липа, клен, акация и др.); компьютерный класс, проектор, интерактивная доска; презентация учителя (Приложение 1), интерактивный лист- лабораторная работа “Внешнее строение листа” (Приложение 2).

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формы контроля. Лабораторная работа; текст с ошибками.

Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся

Формируемые УУД

1 Мотивирование к учебной деятельности (Орг-й этап) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Высказывает добрые пожелания детям. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Коммуни-
кативные

Регулятивные

2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Ребята, сегодня мы с вами будем изучать то, что зашифровано в двух моих заданиях. Хотите узнать?

№1.Какая картинка лишняя в предложенном ряду и почему?

№2.То, что мы сегодня будем изучать зашифровано в загадке:

Растёт - зеленеет,

Упадёт - пожелтеет,

Полежит - почернеет.

- О чём идет речь?

- На основании, каких признаков вы решили, что это орган ЛИСТ? Аргументируйте свой ответ.

Выполняют задание №1 (возможно не справятся, тогда выполнить это задание после №2, сильные ученики догадаются, что лист, как орган, имеется только у высших растений, а у маршанции есть только слоевище)

Выполняют задание №2, отгадывают загадку.

Орган этот лист, потому что в его клетках содержатся зеленые пластиды-хлоропласты. С детства знаем, что листья меняют свою окраску.

Познавательные

Коммуни-
кативные

3 Постановка учебных задач Что ещё вы знаете о листе как органе растения? Попробуйте заполнить кластер.

Что Вы хотели бы узнать о листе?

Учитель в позиции консультанта- фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока.

Пытаются заполнить кластер.

Предполагаемые ответы учащихся:

Например, у каких растений самый большой и самый маленький лист?

Самый необычный лист?

Предлагают формулировки целей и задач урока:

1. Определяют тему урока “Строение листа”.

2. Обсуждают цели и задачи урока.

Регулятивные

Коммуни-
кативные

4 Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Организует целенаправленную познавательную деятельность учащихся согласно цели урока.

Организует работу в группах. Класс разделен на 3 группы в каждой группе комнатные растения или гербарные объекты (по 5 объектов на группу, например: 1) традесканция, 2) герань, 3) алоэ, 4) бегония; 5) кислица.

Учитель просит учащихся внимательно посмотреть на листья комнатных растений, которые им предложены, и попытаться разделить эти комнатные растения на три группы. Объяснить решение такой классификации.

Обращает внимание учащихся на то, что у всех растений имеется лист (сходство).

Но у листьев внешнее строение разное (различия):

- окраска;

- форма листьев;

- способ прикрепления листа к стеблю: у одних есть черешок и листовая пластинка (черешковые), у других - только листовая пластинка (без черешковые);

- форма листовой пластинки и её края (учитель рассказывает о простых и сложных листьях, разнообразии форм края листа);

- жилкование. (Учитель обращает внимание, что жилки – это сосудисто-волокнистые пучки, по которым проходят растворы питательных веществ и еще они придают прочность листу).

Объясняя материал, учитель одновременно помогает ученикам заполнять их кластер.

Выполняют задания в группах, рассматривают объекты, выделяя сходство и различия, отвечают на поставленные вопросы.

Скорее всего, ученики, работая в группах, разделят растения так: 1) и 3) 2) и 4) и отдельно 5). Хотя, возможны и другие варианты. Главное, чтобы ученики смогли объяснить правильно своё решение.

Чаще, объяснить своё решение трудно.

Слушают объяснение учителя о внешнем строении (о частях) листа.

Совместное с учителем заполнение кластера.

Познавательные

Регулятивные

Коммуни-
кативные

Личностные

5 Первичное закрепление Создает подготовленную ИОС: Интерактивный лист Лабораторной работы “Внешнее строение листа”. Организует выполнение лабораторной работы за компьютерами. Выполняют лабораторную работу за компьютерами, закрепляя основные понятия урока. Познава-
тельные

Регулятивные

Коммуни-
кативные

6 Самостоятельная тестовая работа Напоминает условия проведения самостоятельной работы и времени, отведенном на неё.

Предлагает письменно найти ошибки в приведенном тексте и объяснить их.

Организует взаимопроверку, а потом фронтальную проверку учащихся.

Читают предложенный текст, подчеркивают ошибки, выписывают цифры предложений, исправляя ошибки.

Найди ошибки в тексте. 

“1. Я люблю собирать красивые листья  клена, по строению они черешковые, простые.

2. Другое строение у листьев липы, каштана, рябины.

3. Их листья называют сложными.

4. Интересно и расположение жилок на листьях, например, у березы оно дуговое, у клена – сетчатое”.

Взаимопроверка.

Ответ:

2 - у липы листья, как и у клена простые, черешковые.

4 - у березы жилкование листа сетчатое.

Выставление отметок:

Две цифры и объяснения написаны правильно - “5”;

Две цифры и одно объяснение – “4”;

Две цифры отмечены правильно, но нет правильных ответов – “3”.

Одна правильная цифра и ни одного объяснения - “2”.

Регулятивные

Познава-
тельные

7 Этап информирования домашнего задания Обеспечивает самоопределение на домашнее задание.

Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием.

Домашнее задание:

§23, вопросы.

*Составить ребусы по теме лист.

Слушают, записывают домашнее задание в дневник, если что-то не понятно, задают вопросы. Регулятивные

Познава-
тельные

Коммуни-
кативные

8 Рефлексия учебной деятельности (итог урока) Проводит беседу по вопросам достигнуты ли цели урока, что было на уроке самым интересным, что было не понятным и трудным. Участвуют в беседе.

Оценивают себя и свою работу на уроке смайликом:

я доволен своим результатом

мог бы и лучше

надо повторить тему урока

Регулятивные

Прогнозируемый результат.

Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития: смогут самостоятельно рассказывать о внешних особенностях строения листа, называть и показывать черешок, листовую пластинку, жилки листа. Объяснять чем простой лист отличается от сложного, приводить примеры этих листьев. Различать типы жилкования. Правильно указывать листорасположение. Делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать  и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать. Работать с интерактивными листом.

Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут по кластеру (схеме) рассказывать о внешнем строении листа и разнообразии листьев. Ставить самостоятельно учебные задачи урока и определять тему занятия. Работать с интерактивными листом.

Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью кластера смогут определять и описывать внешнее строение листа, приводить примеры растений с разными листьями.