Цель: создать условия для формирования представления об особенностях внешнего строения листа, как важной составной части побега.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных
результатов обучения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных
результатов обучения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных
результатов обучения.
Организация образовательного пространства
Учебник, рабочая тетрадь; живые объекты (герань, алоэ, бегония, хлорофитум и др.), гербарный материал (дуб, липа, клен, акация и др.); компьютерный класс, проектор, интерактивная доска; презентация учителя (Приложение 1), интерактивный лист- лабораторная работа “Внешнее строение листа” (Приложение 2).
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Формы контроля. Лабораторная работа; текст с ошибками.
№ | Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 | Мотивирование к учебной деятельности (Орг-й этап) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Высказывает добрые пожелания детям. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Коммуни- кативные Регулятивные |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Ребята, сегодня мы с вами будем
изучать то, что зашифровано в двух моих заданиях.
Хотите узнать? №1.Какая картинка лишняя в предложенном ряду и почему? №2.То, что мы сегодня будем изучать зашифровано в загадке: Растёт - зеленеет, Упадёт - пожелтеет, Полежит - почернеет. - О чём идет речь? - На основании, каких признаков вы решили, что это орган ЛИСТ? Аргументируйте свой ответ. |
Выполняют задание №1 (возможно
не справятся, тогда выполнить это задание после
№2, сильные ученики догадаются, что лист, как
орган, имеется только у высших растений, а у
маршанции есть только слоевище) Выполняют задание №2, отгадывают загадку. Орган этот лист, потому что в его клетках содержатся зеленые пластиды-хлоропласты. С детства знаем, что листья меняют свою окраску. |
Познавательные Коммуни- |
3 | Постановка учебных задач | Что ещё вы знаете о листе как
органе растения? Попробуйте заполнить кластер. Что Вы хотели бы узнать о листе? Учитель в позиции консультанта- фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока. |
Пытаются заполнить кластер. Предполагаемые ответы учащихся: Например, у каких растений самый большой и самый маленький лист? Самый необычный лист? Предлагают формулировки целей и задач урока: 1. Определяют тему урока “Строение листа”. 2. Обсуждают цели и задачи урока. |
Регулятивные Коммуни- |
4 | Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | Организует целенаправленную
познавательную деятельность учащихся согласно
цели урока. Организует работу в группах. Класс разделен на 3 группы в каждой группе комнатные растения или гербарные объекты (по 5 объектов на группу, например: 1) традесканция, 2) герань, 3) алоэ, 4) бегония; 5) кислица. Учитель просит учащихся внимательно посмотреть на листья комнатных растений, которые им предложены, и попытаться разделить эти комнатные растения на три группы. Объяснить решение такой классификации. Обращает внимание учащихся на то, что у всех растений имеется лист (сходство). Но у листьев внешнее строение разное (различия): - окраска; - форма листьев; - способ прикрепления листа к стеблю: у одних есть черешок и листовая пластинка (черешковые), у других - только листовая пластинка (без черешковые); - форма листовой пластинки и её края (учитель рассказывает о простых и сложных листьях, разнообразии форм края листа); - жилкование. (Учитель обращает внимание, что жилки – это сосудисто-волокнистые пучки, по которым проходят растворы питательных веществ и еще они придают прочность листу). Объясняя материал, учитель одновременно помогает ученикам заполнять их кластер. |
Выполняют задания в группах,
рассматривают объекты, выделяя сходство и
различия, отвечают на поставленные вопросы. Скорее всего, ученики, работая в группах, разделят растения так: 1) и 3) 2) и 4) и отдельно 5). Хотя, возможны и другие варианты. Главное, чтобы ученики смогли объяснить правильно своё решение. Чаще, объяснить своё решение трудно. Слушают объяснение учителя о внешнем строении (о частях) листа. Совместное с учителем заполнение кластера. |
Познавательные Регулятивные Коммуни- Личностные |
5 | Первичное закрепление | Создает подготовленную ИОС: Интерактивный лист Лабораторной работы “Внешнее строение листа”. Организует выполнение лабораторной работы за компьютерами. | Выполняют лабораторную работу за компьютерами, закрепляя основные понятия урока. | Познава- тельные Регулятивные Коммуни- |
6 | Самостоятельная тестовая работа | Напоминает условия проведения
самостоятельной работы и времени, отведенном на
неё. Предлагает письменно найти ошибки в приведенном тексте и объяснить их. Организует взаимопроверку, а потом фронтальную проверку учащихся. |
Читают предложенный текст,
подчеркивают ошибки, выписывают цифры
предложений, исправляя ошибки. Найди ошибки в тексте. “1. Я люблю собирать красивые листья клена, по строению они черешковые, простые. 2. Другое строение у листьев липы, каштана, рябины. 3. Их листья называют сложными. 4. Интересно и расположение жилок на листьях, например, у березы оно дуговое, у клена – сетчатое”. Взаимопроверка. Ответ: 2 - у липы листья, как и у клена простые, черешковые. 4 - у березы жилкование листа сетчатое. Выставление отметок: Две цифры и объяснения написаны правильно - “5”; Две цифры и одно объяснение – “4”; Две цифры отмечены правильно, но нет правильных ответов – “3”. Одна правильная цифра и ни одного объяснения - “2”. |
Регулятивные Познава- |
7 | Этап информирования домашнего задания | Обеспечивает самоопределение на
домашнее задание. Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием. Домашнее задание: §23, вопросы. *Составить ребусы по теме лист. |
Слушают, записывают домашнее задание в дневник, если что-то не понятно, задают вопросы. | Регулятивные Познава- Коммуни- |
8 | Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | Проводит беседу по вопросам достигнуты ли цели урока, что было на уроке самым интересным, что было не понятным и трудным. | Участвуют в беседе. Оценивают себя и свою работу на уроке смайликом: я доволен своим результатом мог бы и лучше надо повторить тему урока |
Регулятивные |
Прогнозируемый результат.
Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития: смогут самостоятельно рассказывать о внешних особенностях строения листа, называть и показывать черешок, листовую пластинку, жилки листа. Объяснять чем простой лист отличается от сложного, приводить примеры этих листьев. Различать типы жилкования. Правильно указывать листорасположение. Делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать. Работать с интерактивными листом.
Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут по кластеру (схеме) рассказывать о внешнем строении листа и разнообразии листьев. Ставить самостоятельно учебные задачи урока и определять тему занятия. Работать с интерактивными листом.
Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью кластера смогут определять и описывать внешнее строение листа, приводить примеры растений с разными листьями.