Урок литературы на тему "Трагическая судьба человека в "Колымских рассказах" В.Шаламова". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Шаламова.
  • Учить анализу эпического произведения: умению “видеть” и “слышать” писателя.
  • Вызвать желание знать историю нашей страны и читать произведения на эту тему

Оборудование:

  • Портреты В.Шаламова
  • Рассказы В.Шаламова.
  • Презентация “Биография В.Шаламова”. 4.Отрывки из фильма “Варлам Шаламов. Несколько моих жизней”.(Режиссеры Андрей Ерастов и Александра Свиридова 1990)

Не замирайте ,друзья мои, ни перед ложью, ни перед подлостью, учитесь мужеству, будьте порядочными людьми.
А.Галич.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В этом году вы познакомились с творчеством многих писателей, чьи произведения совсем недавно пришли на книжные полки .Это произведения М.Булгакова, А.Платонова. Среди “возвращенных” произведений видное место занимает проза Варлама Шаламова. Наш урок посвящён именно ему. Ведь мы говорим о литературе 30-х годов, а они, пожалуй, самые трагичные и печальные в истории нашей страны, когда цвет нации, русская интеллигенция, превращалась во врагов народа.

Мы познакомимся не только с биографией писателя, но и с его книгой “Колымские рассказы”, которая создавалась им в течение 20 лет. Это целая колымская эпопея.

II. Презентация биографии В.Шаламова.(Биографию готовит группа учащихся.)

III. Работа над книгой “Колымские рассказы”.

1. Слово учителя

“Колымские рассказы”- первый сборник рассказов Варлама Шаламова, в котором отражена жизнь заключенных ГУЛага. Сборник создавался В.Шаламовым с 1954 по1962 год, после возвращения с Колымы.

“Колымские рассказы” знакомят читателя с жизнью заключенных ГУЛага и являются художественным осмыслением всего увиденного и пережитого Шаламовым за 17 лет ,проведенных им в заключении с 1929 по 1931г. и Колыме (1937-1951)

В его рассказах история многострадального народа. Все выстраданное нашло отражение в сборнике. Ничего не надо было придумывать. Его рассказы -обвинительный документ .

Варлама Шаламова постоянно мучают вопросы:

- “Нужна ли будет эта повесть?”

- Зачем я пишу?”

Ответить на эти вопросы поможет фрагмент фильма

2. Просмотр фрагмента фильма “Варлам Шаламов. Несколько моих жизней” (Режиссеры :Андрей Ерастов, Александра Свиридова 1990г).

(Просмотр фрагмента 1м.50с – начало фильма).

3. Ответы учащихся на поставленные вопросы перед просмотром фильма.

4. Композиция рассказов В.Шаламова (Выступление заранее подготовленных учащихся).

5. Прослушивание аудиозаписи рассказа В.Шаламова “Ночью” и его анализ.

- Назовите главную тему рассказа

- Какова идейная направленность рассказа?

- Укажите место действия, основные события.

- Внимание автора к духовному миру героев.

- Что поразило вас, когда вы слушали рассказ?

- Какие эпизоды не оставили вас равнодушными?

- Какие пути выбирают “слабые” герои?

- Как автор относится к таким путям?

- Почему происходит духовная деградация героев?

- Можем ли мы осуждать их? Почему?

- Какова роль пейзажа в рассказе?

6. Чтение цитаты В.Шаламова: “Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь-это растление для всех - для начальников и заключенных..”.

-Согласны ли вы с этой точкой зрения ?

7. Просмотр фрагмента фильма “Варлам Шаламов. Несколько моих жизней.1990г. Режиссеры Андрей Ерастов и Александра Свиридова”(6 минут -34м.50с.-39м.).

- Какие чувства вызывает просмотренный фрагмент?

8. Подведение итога.

“Лагерный опыт не может быть кому-либо полезен, ибо в основе его нежизнь”-писал В. Шаламов.

Произведения В.Шаламова с его героями заставляют каждый раз ужаснуться. Они заставляют осознать настоящую жизнь еще прекрасней, чем она есть.

IV. Домашнее задание.

1. Прочесть любой рассказ из сборника “Колымские рассказы”.

2. Написать сочинение-рассуждение “Нужно ли изучать прозу В.Шаламова, в которой его биография и история страны?”