Региональный компонент в преподавании русского языка

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

В основе содержания и структуры данного опыта лежит обращение к региональному компоненту в образовании, что представляется нам важным, нужным и как нельзя более своевременным, так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению России вообще и нашей провинции в частности.

Под региональным компонентом следует понимать систематическое и последовательное включение в образовательный курс русского языка местного языкового материала.

Цель настоящей работы – поделиться опытом использования краеведческого материала на уроках русского языка.

Краеведение – одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично.

Задачи, которые можно решить, используя данный опыт:

  • развитие детей;
  • подготовка учащихся к жизни (помочь ребятам найти свое место в мире, осознать себя начиная с родной земли, с окружающей их “малой” родины);
  • формирование гражданственности, чувства патриотизма (научить детей уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, весь народ).

Занятия с привлечением краеведческого материала строятся с опорой на знания, полученные детьми на уроках по другим предметам; таким образом, успешное решение поставленных задач в значительной мере может быть достигнуто за счет реализации межпредметных связей с географией, историей, биологией, литературой, экологией, изобразительным искусством.

Преемственность данного опыта.

Начав работу в 5 классе (а еще лучше в начальном звене), можно, постепенно усложняя ее, вести до самого выпуска ребят из школы.

Место опыта в учебном процессе.

Наиболее целесообразно проводить постоянную работу, включая краеведческий материал в уроки, на которых изучаются различные темы различных разделов, но можно брать и отдельные темы, например подготовку к сочинению: “Люби и охраняй природу” в 8 классе и “Изучаем родной край” в 9 классе.

Работа с использованием данного опыта должна строиться в зависимости от уровня развития учащихся. Кроме того, автор рассчитывает на творческий подход учителей, заинтересовавшихся настоящим опытом.

Описание опыта

По справедливому замечанию выдающегося историка Н.А. Лавровского, привязать человека к местной родине означает не поощрять его провинциальную узкость, но “укрепить корни его силы. Корни же заключаются в почве его родины, в особенностях его земляков, в их истории”.

Наш край и наш район – это, конечно же, провинция, но провинция особенная, заселенная переселенцами из разных мест, принесшими с собой язык, особенности речи, фольклор, предметы материальной культуры. Поэтому, в плане богатства, материал, который ляжет в основу углубленной лингвокраеведческой работы, а к ней, по сути дела, сводится региональный компонент в преподавании русского языка, является неисчерпаемым. Местный языковой материал последовательно и систематически включается и находит свое место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Формы и методы реализации регионального компонента в преподавании русского языка возможны разные. Остановимся на некоторых из них.

1. Организация исследовательской работы учащихся. Сюда могут входить самостоятельные наблюдения и запись речи старших жителей поселка, своих бабушек и дедушек с целью выявления диалектных особенностей произношения (фрикативный [ г ], “оканье”, усечение окончаний глагольных форм) и т.п.

С большим интересом ребята разговаривают с людьми, делают магнитофонные записи, обрабатывают их.

Кроме того, можно проводить с детьми работу по выявлению употребления жителями поселка диалектных слов и выражений, бытующих на той или иной территории страны.

После такой работы дети начинают по-другому относиться к своему родному языку, они начинают понимать, что язык – это не нечто застывшее, но живое, изменяющееся вместе с людьми, которые на нем говорят.

2. Сбор материала по топонимике (в нашем случае речь, конечно же, может идти только о микротопонимике), по ономастике (в частности, антропонимике) (Приложение 1).

3. Экскурсии в районный краеведческий музей и районную библиотеку как основа для творческих работ (Приложение 2).

После выполнения данной работы, ребят увлекла мысль побольше узнать о том, как живут сейчас бывшие японские военнопленные, их потомки. Так возникла идея принять участие в мероприятиях, посвященных нашей соседке Японии, которые проводит детская районная библиотека.

4. Выпуск стенгазет.

5. Подбор интересного дидактического материала краеведческого характера, иллюстрирующего те или иные теоретические положения (словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру).

6. Включение местного материала в уроки, на которых изучается фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, культура речи, и, конечно же, в уроки развития речи.

Сценарий интегрированного урока (география – русский язык) в 9 классе (2 часа).

Цели и задачи:

  • обобщить и конкретизировать знания о п. Кавалерово и о Кавалеровском районе на основе самостоятельно подобранного материала и результатов экскурсий в районный краеведческий музей, а также знаний, полученных на уроках географии;
  • на основе краеведческого материала развивать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать умение грамотно, доходчиво и интересно доносить до слушателей подобранный материал;
  • формировать умение писать на заданную тему; отрабатывать навыки подчинять свое сочинение основной мысли; отрабатывать умение использовать заданный стиль; подбирать эпиграф к сочинению; расширять словарный запас ребят.

Оборудование урока:

1. Карта Кавалеровского района, ее паспорт.

2. Фотографии памятников природы и исторических памятников, находящихся на территории района.

3. Фотографии людей, причастных к открытию и исследованию здешних мест.

4. Книжная выставка.

5. Высказывание писателей и поэтов о родном крае и родном языке.

6. Экран, разграфленный по заданиям урока, куда будут проставляться оценки учеников за каждый этап урока.

Ход урока (первый час)

  • Рассказать ребятам о необычности урока (будут одновременно вести два учителя, получите оценки и по географии, и по русскому языку).
  • Объявить цели и задачи урока.
  • Итогом сегодняшнего урока должно стать ваше сочинение, вам необходимо написать его в публицистическом стиле, поэтому мы с вами сейчас вспомним, какими бывают стили литературного языка и чем публицистический стиль отличается от других стилей. Ребята подготовили небольшое сообщение на эту тему и сейчас выступят.

(Выступление ребят; сценка).

Итак, мы вспомнили, какими бывают стили литературного языка, в чем их характерные особенности.

Следующее задание: вам будут предложены тексты, вы должны определить стиль каждого текста. Будьте внимательны, вы должны обосновать свой ответ.

Читаются тексты:

  • 1 текст - из книги И.Бассаргина “Дикие пчелы”;
  • 2 текст-географические сведения о расположении, климате, других особенностях географии Кавалеровского района;
  • 3 текст - из учебного пособия “Русская речь”, В.Песков “Родина” (автор говорит о своей “малой Родине”).

Ребята определяют стили, обосновывая свои ответы.

Далее возможен плавный переход к нашей “малой Родине” - Кавалеровскому району.

Домашним заданием к сегодняшнему уроку была подготовка рефератов на следующие темы: “Мой район”, “Мой поселок”, “Моя улица”, “Удивительное рядом”.

Ребята совершили экскурсию в краеведческий музей, побывали в библиотеке, сейчас пришло время отчитаться о проделанной работе. Так как ученики работали в бригадах (группах), они сами решают, кто будет делать основной доклад, кто – дополнять.

Выступления ребят оценивают два учителя, на доске записываются слова, в которых дети допускают ошибки (слова записываются в правильном варианте).

После выступления проводится разбор допущенных ошибок и делается промежуточный вывод: вы поделились друг с другом накопленными в исследовательской деятельности материалами, приобрели новые знания, много интересных сведений.

Ход урока (второй час)

Оргмомент; настрой ребят.

Итак, на первом уроке мы выслушали ваши сообщения, а теперь давайте более подробно поговорим о сочинениях, которые вам предстоит написать.

Записываем темы сочинений и планы, которые даны к некоторым темам.

  1. Улица моего детства.
  2. Достопримечательные места нашего поселка.
  3. Прошлое и настоящее родного поселка.
  4. Удивительное рядом.
  5. Люблю я край родной.
  6. Слово о родном крае.

Работа над планами

Улица моего детства

1. Название моей улицы.

2. О чем могут рассказать дома.

3. Напряженная жизнь моей улицы.

4. Какой я представляю мою улицу в будущем.

(Примерные планы к сочинениям см. в пособии “Обучение русскому языку в 8 классе” - М.:Просвещение. 2010 г.)

- Ребята! Я советую вам записать все темы. Для написания сочинения вам будет дана неделя. Вы, не спеша, обдумаете предложенные темы, выберете самую интересную, на ваш взгляд, и напишете свою работу.

Предложенные темы позволяют написать работы, используя разные типы речи: это может быть и повествование (какие походы, экскурсии совершались, как встречались с интересным человеком и т.п.); и описание (например, описание выставки, рассказывающей о родном крае, или описание его окрестностей, исторического памятника); и рассуждения (зачем нужно изучать родной край, что дал Родине наш край). Скорее всего ваше сочинение совместит в себе и повествование, и описание, и рассуждение.

Но в любом случае вы должны писать не отстраненно, а заинтересованно, с позиций гражданина, патриота. (Если хорошо – горжусь и призываю вместе со мной восхититься, полюбоваться. Если плохо – огорчаюсь, гневаюсь и пишу об этом, чтобы обратить внимание, чтобы исправить).

Предложить ученикам записать эпиграфы, которые тоже помогут им при работе над сочинениями.

Мой друг, что может быть
Милей бесценного родного края
Н.Языков

Как не любить мне эту землю
В.Лазарев

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места.
Ю.Антонов

Здесь леса стоят густые,
Здесь привольное житье.
Дальний уголок России –
Кавалерово мое.

Следующий этап урока – работа со словами, записанными на доске.

Фанза, женьшень, забереги, распадок, месторождение, Сихотэ - Алинь, перевал, оловянный, памятник природы, касситерит, Дерсу Узала, переулок, в начале улицы, вначале напишу о ..., комплекс многоэтажных домов, жилой массив, шоссе.

Определяются ЛЗ слов, уточняется написание. Ученики еще раз внимательно читают слова, затем им предлагается гео-диктант (слова стираются). За диктант дети получают две оценки (за правильное написание и знание ЛЗ слов).

Учитель географии диктует толкование (ЛЗ) слов, ребята записывают слова.

1) Растение, которому китайцы приписывают чудесную силу исцелять все недуги.

2) Оловосодержащий минерал.

3) Лед на воде около берега.

4) Китайский дом с крышей, покрытой сеном или соломой.

5) Горный хребет, который проходит по территории Кавалеровского района.

6) Природные скопления полезного ископаемого.

7) Пониженное, доступное для перехода место горного хребта.

8) Природный участок, охраняемый или заслуживающий охраны.

9) Короткая и широкая долина.

10) Проводник В.К.Арсеньева во время путешествия по Уссурийской тайге.

Следующее задание:

Закрепление ваших знаний по краеведению и русскому языку проводим в форме соревнования. Перед вами листок, сложенный гармошкой. Внутри нее – вопросы. Вы должны написать ответ над вопросом. Выигрывает та команда, которая быстрее и вернее, правильнее заполнит свою гармошку.

(Пока ребята выполняют работу, можно проверить словарные диктанты).

Знакомство с книжной выставкой.

В числе других здесь находится книга нашего земляка И. Бассаргина “Дикие пчелы”. Это совершенно удивительное повествование о заселении территории нынешнего Кавалеровского района переселенцами из разных областей России. Это художественное произведение, в нем выведены своеобразные характеры, показаны очень интересные люди и их не менее интересная жизнь. Они страдают, любят, негодуют, ссорятся, мирятся, одним словом, живут на той же земле, на которой теперь живем мы.

И еще одна страничка выставки: в 1973 году в окрестностях п. Кавалерово проходили съемки художественного фильма по книге В.К. Арсеньева “Дерсу Узала”. (Рассказать о режиссере, актерах – исполнителях главных ролей, показать фотографии в альбоме, который можно взять в районной библиотеке).

Завершить урок можно чтением стихотворения о родном поселке.

Кавалерово – край далекий.
Мы давно повенчались с тобой.
Заповедано мне судьбой,
Пронести в себе свет твой высокий.
Мой единственный уголок.
Где просторно и мир не тесен.
Я сплету для тебя из песен.
Светло-радужный свой венок.
Г.Николайчук

(Можно выбрать другое стихотворение).

Подведение итогов урока; уточнение сроков сдачи сочинения, его оценки (и по географии, и по русскому языку).

Экран с оценками за различные этапы урока и общей оценкой, выведенной по их итогам, вывешивается в уголке, где ребята после урока могут с ними познакомиться.

***

Подобным образом можно выстроить интегрированный урок биология – русский язык в 8 классе по теме “Люби и охраняй природу” (подготовка к сочинению). В центре внимания на таком уроке будут проблемы экологии, разговор о фауне и флоре родного края. Вместо гео-диктанта, можно будет предложить ребятам био-диктант, а Красная Книга займет достойное место на книжной выставке урока. (Приложение 3)