Проект "Роль дерева в христианских праздниках"

Разделы: Биология


Цель: узнать о роли и использовании дерева в жизни русского народа.

Задачи:

  • Обзор литературы.
  • Практическое изучение свойств дерева.
  • Ознакомление учащихся школы с традициями русского народа.
  • Создание буклета "Дерево Жизни".

Введение.

С самых древних времён деревьям приписывали чудодейственные силы. В известном гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связана с "его" деревом (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают ещё и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками.

К деревьям друиды относились как к одушевлённым существам, их наделяли чертами живых людей. А потом заметили, что и люди чем-то похожи на деревья. Зелень и цветы связаны в представлениях друидов с широким кругом символики: венок ассоциируется с солнцем, небом; берёза - с невестой, дуб - с мужчиной, липа - с пирами, вишня - со свиданиями.

Деревья считали духами- покровителями. Человек появился на земле значительно позже, чем растения. Согласно представлениям друидов, человек сотворён из деревьев.

Кто знает, какая доля в человеке от растительного мира? Некоторые так и не расстались с растительной душой. Эти данные об отношении людей к деревьям относятся к временам Римской империи. Закономерно возникает вопрос: какое место дерево занимает в жизни русского народа? Ведь, например, в фольклоре народов России много песен посвящено тому или иному дереву, например: “Во поле берёза стояла”, “Калина красная”, “Тонкая рябина”.

Придавали ли русские люди значение деревьям?

Дерево - не только скопление древесины, устремлённое ввысь. Это живое существо, которое имеет такое же право на существование, как мы, люди. Подобно нам каждое дерево имеет свой характер и особенности, свою судьбу. Одним деревьям посчастливилось вырасти в глухом лесу, и там они прожили свой век - в окружении подобных себя, в естественной обстановке. Другим люди сохранили жизнь, но окружили домами и дорогами. А третьих - просто посадили там, где нам захотелось,- и этим, зачастую, забота о деревьях ограничивается: дальше они должны самостоятельно бороться за своё существование.

Однако деревьям не свойственна обидчивость и злопамятность. Как древние и мудрые творения природы, они везде и всегда в полную силу выполняют присущие им функции:

  • Поглощают углекислый газ из атмосферы и в процессе фотосинтеза выделяют кислород;
  • Задерживают поверхностные потоки воды и переводят её в почву, предотвращая тем самым сильные паводки и наводнения;
  • Дают приют птицам, зверям и насекомым;
  • В городах создают благоприятные условия: снижают перепады температур, очищают воздух от пыли, ослабляют шум и просто радуют глаз;
  • Забирают из окружающей среды и накапливают в себе вредные вещества;
  • Образуют сплошные лесные сообщества, которые регулируют состояние природы.

Кроме деревьев выполнять эти обязанности в природе никто не может.

В верованиях русских людей отражались их представления об окружающем мире. Народ населял свой мир различными богами и духами. А ещё они носили амулеты- обереги из дерева. По представлению народа они защищали людей от бед и злых духов. В конце 10 века Русь приняла христианство. На протяжении многих веков во многих христианских праздниках символом является дерево, к которому люди относились как к носителю жизненных сил. Это народное мнение опиралось на факты реальной жизни, на свойства настоящих деревьев: долговечность сопротивляемость разрушительным силам, целебные свойства, ежегодное обновление и оживление.

Берёза.

Старинная народная загадка гласит: "Стоит дерево, цветом зелёно, в этом дереве четыре угодья. Первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от тьмы свет, четвёртое - дряхлым пеленанье". И всё это про берёзу, потому что она несёт людям много пользы. Больным берёза даёт лекарства, которое вырабатываются из её листьев и почек. Да и попариться в бане берёзовым веником - всем болезням конец. Утолить жажду, как из колодца, можно берёзовым соком. Берёзовой лучиной освещали жилище. И печь топили звонкими берёзовыми дровами: и жара и света много. А кто слышал, как пищит и скрепит не подмазанная телега? Никто, наверное. И телег - то теперь нет. А раньше бывало, не подмазанную телегу за версту было слышно: пищит, скрипит. Как этот крик утешить? Вот и смазывали колёса берёзовым дёгтем.

И всё-таки не всё перечислено в загадке. Прочная берёзовая древесина шла на приготовление мебели. Берестой сохраняли жильё от сырости. Из бересты делали украшения, обувь, посуду. В берестяных туесах мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла.

Любили на Руси берёзу. Жизни людей и дерева всегда соединяли тесные узлы. К дереву, которое долго живёт, приходили люди просить помощи или благословения. Считали, кто срубит такое дерево, становится помешанным или поломает себе руки или ноги, а то и умрёт. Крестьяне никогда не строили дом, где раньше росла берёза: это считалось грехом. Но сажать любили берёзу рядом с домом: для благополучия семья, для отпугивания зла, для защиты от молнии. Берёзовые ветки бросали на огородные грядки для отпугивания гусениц от капусты. Если на растущую берёзу вылить воду, оставшуюся после купания больного ребёнка, то болезнь на себя возьмёт берёза. Вот за это и любили на Руси берёзу и относились, как к человеку.

Не случайно в честь берёзки на Руси празднуется с давних времён праздник- Семин. Это четверг перед Троицей, а название Семин значит, что идёт седьмая неделя после Пасхи. В эту пору берёзы одеты в яркую зелёную листву, а девушки украшали её венками и ленточками.

Яблоня.

В народе очень трепетно относились к яблоне. Верили, что если к весне на яблоне останется хотя бы одно прошлогоднее яблоко, то в семье владельца этой яблони кто - то умрёт. В христианской культуре существует праздник - Яблоневый спас, в котором центральное место отводится плоду яблони – яблоко.

В христианской культуре, по словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони – наиболее популярные фруктовые деревья в мире. Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах.

Ель.

Для культурной семантики и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, пахучего, колючего, "женского" и бесплодного дерева. Согласно этиологическим легендам, Ель укрыла Богородицу во время её бегства с Христом в Египет или Христа, прятавшегося от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зелёной. Колючесть ели, а также сильный смолистый запах обуславливают её применение в качестве апотропея. Поляки при первом удое процеживали молоко через положенный крест- накрест еловые веточки, чтобы оно не испортилось. На Русском Севере не сажали ель у дома, опасаясь, что в противном случае "мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут".

В России ель могла быть священным деревом. Известны легенды о явлении на елях чудотворных икон и о постройке часовен и церквей в местах, где росли такие ели.

Ель - дерево, которое нашло широкое применение в похоронной и поминальной обрядности. У старообрядческого согласия бегунов принято было прямо в лесу подкапывать корни большой ели, немного выворачивать её из земли и в образовавшуюся яму класть тело умершего без гроба, а затем сажать ель на прежнее место.

Использованием ёлки в качестве главного символа Рождества мир обязан немецким протестантам. Первое документальное свидетельство о рождении этого обычая относится к 1521 году. За день до сочельника их устанавливали в домах и оставляли до Крещения. В начале XVII века рождественские ёлки украшали яблоками, сластями, бумажными розами и мишурой. Первая освещённая свечами ёлка появилась в 1815 году. В начале XIX века рождественская ёлка пришла в Россию и стала непременным атрибутом новогоднего праздника.

Следует, пожалуй, сказать, что в России судьба ёлочки сложилась не просто. Как известно, обычай украшать жилище еловыми ветками пошёл с Петра I. В 30-е годы XIX века ёлки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки ставились в столице только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года. Потом ель была запрещена на целых 17 лет (до 1935). И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днём. Так что ставить ёлочки в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться.

Верба.

Верба - кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровья, жизненную силу, плодородья. Молодая, особенно освящённая в Вербное воскресенье, верба защищает от стихийных бедствий, нечистой силы болезней. Как символ роста верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и других ритуалах. Сербы заплетали из вербы ветки в Юрьев день, "чтобы прибыль в доме росла, как верба весной". Восточнославянские магические формулы типа "Расти, как верба", произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

Вербное воскресенье празднуется в шестое воскресенье Великого поста - за неделю до Пасхи. Этот праздник служит напоминанием одного из последних событий земной жизни Иисуса Христа - входи в Иерусалим, когда Он вошёл в Святой город. Дорогу, на которой ступал Иисус, народ осыпал свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это было принято на Востоке при встрече особо чтимых лиц.

На утренней мессе этого дня принято держать в руках пальмовые ветки. А так как в России пальмы растут неохотно, православные на церковной службе держат ветви вербы, освящённые святой водой: ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - воскрешение Господне.

Хлестанье вербовой веткой, освящённой в Вербное воскресенье, произносилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, затыкали за иконы. Ветки вербы, освящённые в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. Русские верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы. Целительным средством освящённая верба считалась у всех славян, растирали её, а порошком засыпали раны, делали из неё и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.

Исследование.

Изучение литературы по данной проблеме наглядно показало, что каждое дерево, будь то берёза, ель, верба или яблоня, используемое в этом или ином христианском празднике, несёт в себе целительную силу. Я решила экспериментально проверить, какими свойствами обладают эти деревья. Наукой были изучены свойства деревьев. Среди деревьев выделяют “подпитывающие” и “откачивающие”. Первые лечат от простуды, ревматизма, желудочно-кишечного тракта. Вторые лечат головную боль, щитовидную железу, воспалительные процессы, сердце.

Как узнать какое дерево подпитывающее или откачивающее?

Для этого необходимо провести следующий эксперимент:

  1. Взять фольгу длиной 10-15 см и шириной 5-7 см.
  2. Подойти к исследуемому дереву.
  3. Указательным и большим пальцем руки взять за края фольги.
  4. Стоять спокойно и следить за движением полоски из фольги.

Если отклоняется фольга от дерева это откачивающее, если наоборот - подпитывающее.

Исследования свойств берёзы, яблони, ели, вербы показало следующие результаты

Дерево Свойства
1. Берёза откачивающее
2. Яблоня подпитывающее
3. Ель откачивающее
4. Верба подпитывающее

Полученные результаты заинтересовали меня. Я решила проверить "чудодейственные" свойства этих деревьев на собственном организме.

1. Ель может выручить при многих заболеваниях: хвоя обладает дезинфицирующим, фитонцидным, противовоспалительным, обезболивающим, потогонным действием.

Во избежание ОРЗ и ОРВИ измельчаю столовую ложку еловой или сосновой хвои в кофемолке и раскладываю кусочки этой ароматной зелени по комнатам: фитонциды хвои успешно справляются с возбудителями многих болезней и оберегают меня и мою семью от недугов. При простуде в качестве лекарства использую настой из хвои и посещаю баню, где распариваю хвою и шишки хвойных деревьев. Все эти процедуры способствуют моему выздоровлению, повышают сопротивляемость к болезням, хвойные компрессы помогают бороться с целлюлитом.

2. Берёза полезна людям с заболеваниями дыхательной системы, страдающим мочекаменной болезнью. Берёзовый веник для бани способствует похудению, выведению шлаков. Настой листьев выводит излишки жидкостей из организма, снимает отёки, заживляет раны. Умывание настоем листа омолаживает и оздоравливает кожу. При появлении на лице прыщей или на теле, покраснений, раздражений, я протираю настоем из берёзовых почек лицо и шею, делаю примочки. Проведение данных процедур привело к положительному эффекту. Люблю берёзовый сок, он помогает вывести вредные вещества из организма и защищает от приступов астмы. А ещё мне очень помогло одно средство при остеохондрозе. В течение определённого времени, я подкладывала под шею толстую ветку берёзы, она лечила меня от шейного остеохондроза. Попробуйте, может и вам поможет.

3. Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% – в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму. Кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо. Витамины - С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны. Не зря говорят: “Яблоко в день – и доктор не понадобится”. А еще лучше – два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье. Я стараюсь питаться правильно, один из способов меньше съесть за обедом, заполнить желудок чем-то полезным. Эту полезность я нашла в яблоках.

Вывод.

Лечиться надо, как бы странно это ни звучало, тогда, когда вы здоровы. Уникальными и совершенно бесплатными лекарями от всех болезней являются обычные деревья. Благодаря своим целебным свойствам деревьям принадлежит значительная роль в жизни русского народа. Деревья, которые наделены наиболее "чудодейственными" свойствами, стали символами христианских праздников.