Дискуссия как метод, активизирующий процесс обучения

Разделы: Русский язык


Говорить на любую тему, умело выстраивать аргументацию, доносить свою мысль до слушателя так, чтобы она показалась интересной, хорошо импровизировать - всё это зависит в первую очередь от нашего внутреннего состояния.

Уверенность придаёт тщательная подготовка к выступлению, понимание, чего можно ждать от собеседника, и знание, как выделить сильные и скрыть слабые стороны.

В речи, мимике, жестах отражается гармония мыслей и чувств. Поэтому даже опытный оратор при подготовке продумывает не только словесную часть выступления, но и жесты, позу, мимику, внешний образ.

Чтобы публично обсуждать какие-либо проблемы, спорные вопросы можно использовать дискуссию как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие темы в качестве объединяющего начала.

Продолжительность учебного занятия: 90 мин.

Тип учебного занятия: урок-практикум (групповая работа учащихся).

Цели учебного занятия:

1. Дать исторический экскурс в начало европейской риторики

2. Познакомить учащихся с видами, строением и языковыми особенностями красноречия

3. Совершенствовать речь учащихся, обогащать её.

4. Помочь школьникам излагать не только “чужой материал”, но и готовить собственный текст.

5. Развивать умения высказывать свои мысли связно и логично; развивать монологическую и диалогическую речь.

6. Воспитывать гармоничную личность, воздействовать на мышление и речь учащихся.

Оборудование:

1. Смарт-доска

2. К.Чуковский “Живой как жизнь”

3. С.Маршак “Воспитание словом”

4. Л.Успенский “Тайна слова”

5. Учебники по риторике

6. Презентация

Формы работы: групповая, индивидуальная

ХОД ЗАНЯТИЯ

“Школа обязана давать государству прежде всего благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы - даром живого слова”. (В. П. Острогорский)

ПОНЯТИЙНЫИ АППАРАТ

Красноречие (ораторская проза) - живая публичная речь, получившая художественную обработку.

Формы красноречия:

1. Торжественные проповеди

2. Судебные проповеди

3. Политические проповеди

4. Поучения

5. Беседы, интервью, диспуты

Риторика - наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще.

Состоит риторика из пяти частей:

1. Нахождение материал

2. Расположение

3. Словесное выражение

4. Запоминание

5. Произнесение

Исторический экскурс

1. Какую задачу в обучении красноречию ставили перед собой софисты?

2. В чём состояло содержание риторики софистов?

3. Какое определение красноречию даёт Коракс?

4. На какие части делит Коракс ораторскую речь

5. Какова, по мнению Коракса, главная цель оратора?

6. Какое средство в обучении красноречию Коракс считал главным?

Аристотель (384-322 г. до н.э.)

Три части риторики:

1. Анализ тех принципов, на основании которых оратор может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь.

2. Изложение тех личных свойств и особенностей оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своих целей.

3. Техническая сторона риторики: способы выражение, построение речи.

Цицерон Марк Тулий (106-43 до н.э.)

Римский политический деятель, оратор, философ, поэт, писатель, переводчик

58 судебных и политических речей

19 трактатов по теории и истории красноречия

Квинтилиан Марк Фабий (35-96 до н.э.)

Римский ритор (учитель красноречия),

автор учебника ораторского искусства “Наставления оратору”

Ломоносов Михаил Васильевич (1711- 1765)

“Риторика”

“Рассуждение о пользе книг церковных”

“Краткое руководство к красноречию”

Особенности ораторского искусства:

1. Необычность начала (вопросительные предложения риторического характера).

2. Употребление местоимения мы.

3. Использование предложений с группами однородных членов.

4. Употребление книжной и разговорной лексики.

5. Использование изобразительно-выразительных средств.

6. Концовка, в которой подчёркивается основная мысли высказывания.

7. Репетиция выступления, выбор верного тона.

Дискуссия (от лат. dicsussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы.

Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Дискуссия на тему “Дурные привычки, слабости, человеческие пороки”

1. Какие привычки можно назвать дурными? (называйте и доказывайте, почему вы так думаете, если кто-то не согласен, возражайте)

Дурные привычки:

1. Шуметь среди людей

2. Громко говорить, привлекая внимание

3. Громко смеяться

4. Ковырять в носу

5. Грызть ногти

6. Свистеть в помещении

7. Плевать

8. Курить

9. Опаздывать

10. Грызть семечки в общественных местах

11. Рвать цветы на клумбе

12. Бросать в водоём камни

13. Ловить насекомых, птиц

2.Чем отличаются дурные привычки от пороков человека?

Привычки - это поведение, образ жизни, склонность, привычки бывают плохие и хорошие

Порок - тяжёлые предосудительные недостатки, позорящее свойство

3. Назовите пороки людей?

4. Как они мешают человеку быть культурным, воспитанным, порядочным?

Пороки:

1. Лень

2. Лживость

3. Грубость

4. Пьянство

5. Наркомания

6. Цинизм

7. Жадность

8. Алчность

9. Стяжательство

10. Властолюбие

Домашнее задание.

Написать сочинение: “Что значит быть интеллигентным?”,  “Воспитанный человек...”, “Героизм мнимый и истинный”

Используемые источники.

1. http://mozaika-zhizni.ru

2. http://wikipedia.org