Аргументация собственного мнения в сочинении-рассуждении в формате ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Технологическая карта урока

Класс: 10

Предмет: элективный курс “Избранные вопросы русского языка”

Цель урока:

  • дать представление о способах аргументации
  • раскрыть содержание понятий “аргумент”, “аргументация”;
  • познакомиться с видами аргументов;
  • повторить оценивание критерия 4;
  • развивать умение подбирать аргументы к конкретным проблемам;
  • создать банк аргументов из художественной литературы.

Метапредметные:

1. Познавательные общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации; знаково-символические действия (моделирование); владеть смысловым чтением, критически оценивать информацию.

Логические универсальные действия: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты логическое мышление, речь, память, творческие способности ,умения строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи;

2. Регулятивные: формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять взаимопроверку выполненного задания;

3. Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию. Совершенствовать устную и письменную речь.

4. Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личностной ответственности за успех при выполнении учебной задачи. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Планируемые результаты

Предметные Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Знать понятия “аргумент”, “аргументация”;

виды аргументов;

оценивание критерия 4;

уметь подбирать аргументы к конкретным проблемам. Уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении.

Осуществлять сотрудничество в парах, в группе при выполнении учебных задач; воспринимать речь учителя(одноклассников), сравнивать разные точки зрения; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Уметь формулировать цели урока, работать по плану, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять взаимопроверку выполненного задания, соотнесение полученного результата с поставленной задачей. Осуществлять поиск и выделение информации; знаково-символические действия (моделирование); владеть смысловым чтением, критически оценивать информацию. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками– определение цели, функций участников, способов взаимодействия; формулировать и отстаивать свою позицию, совершенствование устной и письменной речи. Уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.

Технологии: ИКТ, развития критического мышления.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, парная, фронтальная.

Методы и приёмы обучения: словесный: объяснение, метод самостоятельной работы, кластер, метод устного контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха, метод сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, конверты для парной и групповой работы, тесты для индивидуальной работы, листы самооценки, папка “Алгоритмы выполнения заданий”.

Этапы учебного урока Деятельность учеников Деятельность учителя Содержание учебного материала Формируемые УУД
1. Организационный момент  (1 мин.)

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Подготовка рабочего места.

Создаёт эмоциональный настрой.

Готовность детей к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

-Здравствуйте, садитесь.

-Как написать на ЕГЭ сочиненье?
Я научу всех вас без сомненья.
Если его не писать,
Тогда можно баллов не добрать.

-В конце урока мы узнаем, всё ли у вас заполнено в таблице, чему вы научились. В течение урока вы будете также оценивать свою деятельность на каждом этапе урока: 1 – работа в парах, 2 – групповая работа, 3 – индивидуальная работа.

РегулятивныеУУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные УУД: Смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

2. Актуализация знаний (6 мин.)

Цель: актуализировать знания об аргументация собственного мнения в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ;

-организовать актуализацию умений ;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности;

-повторить структуру сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Проговаривают, что повторили.

Проговаривают цель урока.

 

 

 

 

 

Составляют кластер (парная работа)

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

 

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- Не случайно я начала урок с этого четверостишия. Каждый из вас, ребята, знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Это задание проверяет практические речевые умения, ряд коммуникативных умений и навыков, например: умение аргументировать собственное мнение, подбирать аргументы из художественной литературы по заявленной проблеме. Этому сегодня посвящён наш урок.

-Сформулируйте тему урока.

-Какую цель поставим для себя?

-А как вы думаете, для чего нам необходимо это?

Обратите внимание, у каждого на парте лежит карточка.

Сейчас попробуете ее заполнить, чтобы определить, что вы уже знаете, а где есть еще трудности по нашей теме.

Знаю Хочу узнать Узнал

- Сначала вспомним структуру сочинения, я предлагаю вам объединиться в пары и составить кластеры в течение 4-х минут. Не забывайте об алгоритме составления кластера, он перед вами на доске.

Познавательные УУД: преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Предметные УУД: знания о структуре сочинения- рассуждения.

Регулятивные УУД: Учащиеся планируют учебное сотрудничество со сверстниками, устанавливают аналогии

3. Применение знаний и способов действий.

(3 мин.)

Цель – выявить уровни овладения знаниями и способами действий.

Представляют кластеры

Работают на интерактивной доске, на обычной доске.

Организует деятельность детей по обобщению способов действия.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Составление кластеров и выступления учеников с презентациями кластеров (на обычной доске, на интерактивной доске, на листах А4) Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес.

КоммуникативныеУУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Изучение нового материала. (10 мин.) Этап усвоения новых знаний и способов действий. Цель – включить учащихся в продуктивную обучающую деятельность.

Задачи:

-раскрыть содержание понятий “аргумент”, “аргументация”;

- познакомиться с видами аргументов;

-повторить оценивание критерия 4;

-развивать умение подбирать аргументы к конкретным проблемам;

-создать банк аргументов

Слушают объяснение учителя.

Работа в группах.

Проверяют работу друг друга.

(Оценивают работу). Учащиеся дают объяснения. Записывают в тетрадь.

Организует самостоятельную работу с текстом и деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия.

-Сегодня мы рассматриваем один из структурных элементов сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ - аргументацию собственного мнения. Качество выполнения этого задания связано с пониманием проблемы исходного текста и позиции автора – именно в этом случае вы получаете возможность изложения собственного мнения . Вспомним, как звучит это задание: (выступление ученика).

Типичным затруднением учащихся при выполнении этого задания является неумение найти аргументы для обоснования собственной точки зрения. Мы начинаем второй этап нашего урока - работу в группах, каждая из которых получает задание. Не забывайте о правилах групповой работы, памятка перед вами. Время выполнения заданий – 10 минут.

Личностные УУД:  Проявление интереса к новому учебному материалу.

Познавательные УУД: ориентируются в словаре, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнёра. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Регулятивные УУД: Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

5.  Первичная проверка понимания изученного.  (10 мин.)

Цель – выявить уровень выполнения заданий (овладение знаниями и способами действий).

Выступают по группам. Фиксируют новое знание.

Учащиеся взаимодействуют друг с другом.

Работают на интерактивной доске.

Контролирует выполнение работы.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Предоставляю слово сначала одной группе, а вторая внимательно слушает, затем – наоборот. Познавательные УУД: строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные УУД:готовность слушать собеседника и вести диалог, монолог, признавать возможность существования различных точек зрения

Личностные УУД: развивают способность к самооценке.

6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.(5 мин.)

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать взаимопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Ученики выполняют тестовую работу.

Выполняют задание самостоятельно (на карточках).

 

 

Выполняют самопроверку по эталону.

Предлагает индивидуальные задания. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

 

Организует взаимопроверку по эталону.

На 3 этапе урока предлагаю вам выполнить тестовую работу индивидуально: подобрать аргументы к тезисам, а затем проведём самопроверку по эталону, который будет представлен на доске.

 

 

 

- Поднимите руку те, кто сегодня справился с учебной задачей на “5”, на “4”, на “3”.

Регулятивные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД: Оценивают собственную учебную деятельность.

7.  Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока.

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Выполняют самооценку

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

- Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите лист самооценки.

- Какую цель ставили перед собой?

- Достиг ли результата?

- Что нового узнали ? О чём ещё говорили на уроке?

- Подумайте, как приобретенные знания, помогут вам в жизни?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Какое задание было для вас самым сложным?

Личностные УУД:  Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
8. Домашнее задание.

(2 мин.)

Составить кластер или презентацию по теме “Виды аргументов” (по алгоритму)

Записывают домашнее задание . Конкретизирует домашнее задание    

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы над сочинением на уроке

Ф. И. учащихся 10 класса Планирование учебного сотрудничества со сверстниками Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации Владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Бабкина А. + + + + + +
Грехова Т. + + _ _ _ +
Жигалов А. + + + + + +
Калистратова Н. + + + + + +
Пермякова К. + + _ + + +
Табуев С. + + _ _ _ +
Толмачёв Д. + + _ _ _ +
Цывилько К. + + + + + +
  100% 100% 50% 63% 63% 100%

 Приложение