Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского

Разделы: Литература


“Любовь – это сердце всего”.
В.В.Маяковский

Цели урока:

  • познакомиться с адресатами любовной лирики Маяковского;
  • раскрыть оригинальность и глубину его стихотворений о любви;
  • убедиться, что любовь в жизни В.В.Маяковского играла определяющую роль, что Маяковский не столько певец революции, сколько живой человек с тонко чувствующей душой, умеющий страдать, мучиться и любить. (слайд 3)

Оборудование: презентация, сборники стихотворений В.В.Маяковского

Ход урока

Учитель:

Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Глухо.
вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звёзд огромное ухо.

Это финальные строчки поэмы “Облако в штанах”, которую В.В. Маяковский в июле 1915 года читал в петроградской квартире Лили Юрьевны и Осипа Максимовича Бриков на улице Жуковского.

Этот день Маяковский назвал “радостнейшей датой”: с него началась любовь к Лиле Юрьевне Брик, определившая всю жизнь поэта.

Слайд 4: портрет Лили Брик

Сама Лиля Юрьевна тоже вспоминала этот день как величайшее событие.

Ученица:

“Он задумался. Потом обвёл глазами комнату, как огромную аудиторию, прочёл пролог и спросил – не стихами, прозой – негромким, с тех пор незабываемым голосом

- Вы думаете, это бредит малярия? Это было. Было в Одессе.

Мы подняли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда.

Маяковский ни разу не переменил позы. Ни на кого не взглянул. Он жаловался, негодовал, издевался, требовал, впадал в истерику, делая паузы между частями”.

Учитель:

Маяковский влюбился до безумия. Лиле Брик немедленно была посвящена поэма “Облако в штанах”, а много лет спустя, в 1928 году, Маяковский написал её имя на первом томе собрания своих сочинений – посвятив ей таким образом всё, что было им создано.

С первых дней знакомства семья Бриков стала семьёй Маяковского на всю жизнь.

Слайд 5: портрет Маяковского с Бриками.

В квартире Бриков он всегда чувствовал себя дома, она сделалась настоящим центром современной литературной жизни. Здесь бывали Бурлюк, Хлебников, Асеев, Пастернак, Кузмин.

Отношения Маяковского с Лилей, конечно, с самого начала не были просто отношениями талантливого поэта и чуткой слушательницы. Маяковский был влюблён со всей силой своего темперамента – т.е. с силой поистине неизмеримой.

Осенью 1915 года была написана поэма “Флейта-позвоночник”, потрясающая накалом любовных переживаний и поэтической мощью, с которой они воплощены.

- Давайте обратимся к тексту поэмы и найдём строки, в которых передаётся сила чувств поэта.

Учитель:

Всё, что он писал в это время, было проникнуто любовью.

26 мая 1916 года написано стихотворение “Лиличка! Вместо письма”, которое не было напечатано при жизни Маяковского.

Чтение стихотворения учеником.

- Какие эпитеты и метафоры этого стихотворения поражают своей глубиной и точностью передачи чувств автора?

Обратите внимание на финальные строки, которые по праву можно отнести к шедеврам любовной лирики:

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Учитель:

Отношения с Брик складывались тяжело. Недолгие периоды счастья (Лиля даже объявила мужу о своей любви к Маяковскому) сменялись мучительными переживаниями поэта.

Счастливое время в отношениях с Лилей давало Маяковскому огромную творческую энергию.

В 1922 году появилась поэма “Люблю” - самый светлый из всех его гимнов женщине.

- Как показана любовь в этом произведении?

Учитель: Но надлом в отношениях не заставил себя ждать. Вместе с поэмой “ Про Это” - поэмой о любви, отчаянии, одиночестве, Маяковский в 1923 году писал письмо-дневник, обращённое к Лиле Юрьевне. Она нашла это письмо только после смерти поэта. Письмо даёт представление о том, что происходило в душе Маяковского за 2 месяца разлуки с Лилей.

Ученик:

“...Нет теперь ни прошлого просто, ни давно прошедшего для меня нет, а есть один до сегодняшнего дня длящийся теперь ничем не делимый ужас. Ужас не слово, Лиличка, а состояние – всем видам человеческого горя я б дал сейчас описание с мясом и кровью.

...Одна польза от всего от этого: последующие строчки, представляющиеся мне до вчера гадательными, стали твёрдо и незыблемо.

...Можно ли так жить вообще? Можно, но только недолго. Тот, кто проживёт хоть бы вот эти 39 дней, смело может получить аттестат бессмертия. Поэтому никаких представлений об организации будущей моей жизни на основании этого опыта я сделать не могу. Ни один из этих 39 дней я не повторю никогда в моей жизни.

...Опять о моей любви. О пресловутой деятельности. Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи и дела и всё прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может проявляться в этом во всём. Без тебя (не без тебя “в отъезде”, а внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, это и сейчас. Но если нет “деятельности” - я мёртв

...Любишь ли ты меня? Для тебя, должно быть, это странный вопрос – конечно, любишь. Но любишь ли ты меня? Любишь ли так, чтоб это мной постоянно чувствовалось? Нет. У тебя не любовь ко мне, у тебя – вообще ко всему любовь.

...Какая жизнь у нас может быть, на какую я в результате согласен? Всякая. На всякую. Я ужасно по тебе соскучился и ужасно хочу тебя видеть”.

Учитель:

Расставание длилось долго и мучительно – однако, окончательного разрыва так и не произошло. Вплоть до смерти Маяковского Лиля бдительно следила за его увлечениями – мимолётными и серьёзными, следила, чтобы эти отношения не перешли за грань именно увлечений.

Влияние её на Маяковского было огромным. Когда в 1927 году до неё дошли слухи, что Владимир Владимирович собирается жениться на Наталье Брюханенко,

Слайд 6:

Фото Брюханенко, с которой он познакомился в Госиздате и путешествовал по Крыму, Лиля Юрьевна написала ему: “Володя, не делай этого...”. Свадьба не состоялась.

Учитель: Будучи за границей, в Нью-Йорке, Маяковский познакомился с Элли Джонс (Елизаветой Петровной Зиберт), американкой русского происхождения. Она вспоминала:

Слайд 7: фото Джонс

Ученица: “Ему было 32 года, мне 20, мы оба были молодыми и знали, что наши отношения должны вместиться в короткий промежуток времени. Это был как бы сгусток, капсула времени”.

Учитель: Судя по всему, чувство Маяковского к Элли Джонс не было особенно глубоким. Но это никак не сказывалось на его поведении.

Ученица: “Проводив его на корабль и вернувшись домой, я хотела броситься на кровать и плакать – по нему, по России, - но не могла: вся кровать была усыпана незабудками. У него было так мало денег, но это было в его стиле! Где он взял незабудки в конце октября в Нью-Йорке? Должно быть, заказал задолго до этого”.

Учитель: Элли Джонс родила Маяковскому дочь – Элен-Патрицию , которая до настоящего времени живёт в Америке.

Слайд 8: фото дочери Маяковского

Учитель: В 1928 году Маяковский познакомился в Париже с Татьяной Алексеевной Яковлевой.

Слайд 9: фото Яковлевой

Ей посвящены стихи “Письмо Татьяне Яковлевой” и “Письмо товарищу Кострову о сущности любви” (Костров был главным редактором “Комсомольской правды”, в которой Маяковский опубликовал эти стихи).

Татьяне Яковлевой в 1928 году был 21 год. В этой женщине было всё: красота, ум, такт.

Маяковский влюбился в неё мгновенно, судя по стихам, с первого взгляда:

Ураган,
огонь
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет
совладать?
Можете?
Попробуйте...

- Докажите по стихотворениям, посвящённым Татьяне Яковлевой, что Маяковский испытывал к ней очень сильное чувство.

- Процитируйте.

(“Письмо Татьяне Яковлевой”, “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”

Учитель: Вероятно, впервые Маяковский не ощутил в любимой женщине испуга перед силой его чувств.

Ученица: “Я прекрасно отдавала себе отчёт, что всё в его жизни переменилось. Я сразу это почувствовала. Всё было так нежно, так бережно. В первую встречу – было холодно – он снял своё пальто в такси и укутал мои ноги – такая, например, мелочь...Человек был совершенно необычайного остроумия, обаяния. Он мне не “нравился”, я его полюбила”.

Учитель:

Несоответствия чувств на этот раз, вероятно, не было. Было другое препятствие – неодолимое... Оказалось, гораздо легче позвать в Москву Эйфелеву башню, чем Татьяну Яковлеву. Маяковский не мог не понимать, что такая перемена судьбы для неё невозможна, что “взять” эту женщину можно только вдвоём с Парижем”, - а это, в свою очередь, невозможно для него. И всё-таки Владимир Владимирович звал её – звал письмами и телеграммами.

В 1929 году во время последнего приезда Маяковского в Париж Татьяна Алексеевна обещала ему принять окончательное решение по поводу её возвращения или невозвращения в Москву, когда Владимир Владимирович приедет в следующий раз.

Но следующего приезда Маяковского уже не было: больше он заграничной визы не получил.

Здесь говорят об участии Лили Брик. Она ревновала к Татьяне Яковлевой – главным образом как к вдохновительнице стихов, которые поэт до сих пор посвящал только Лиле.

Маяковский не приехал больше в Париж. И наверняка понял, что о Яковлевой надо забыть, и изо всех сил старался это сделать.

Вскоре Маяковский начал ухаживать за Вероникой Полонской.

Слайд 10: фото Полонской

Учитель:

Знакомство с Полонской произошло 13 мая 1929 года. В то время многие слышали от Владимира Владимировича слова: спасти меня может только настоящая, большая любовь. Он искал такой любви и, вероятно, надеялся её найти в Норе Полонской – актрисе МХАТа, которой только что исполнилось 20 лет и которая была замужем за известным актёром Михаилом Яшиным.

Вероника Полонская написала подробные воспоминания о последнем годе жизни Маяковского.

Человек интеллигентный и тонкий, она обвиняет себя в непонимании тяжелейшего душевного кризиса, который переживал тогда Владимир Владимирович. Вероника Витольдовна пишет о своей жизненной неопытности, об увлечённости театром, о невозможности с кем-либо посоветоваться, о двусмысленности своего положения по отношению к мужу... Всё это сделало отношения с Маяковским очень нелёгкими и напряжёнными.

Полонская полагала, что строки о “взаимных болях, бедах и обидах” из последнего стихотворения Маяковского обращены к ней: именно эти слова, по её мнению, точно характеризовали их отношения.

- Давайте прослушаем это стихотворение в исполнении Н.Носкова на музыку Д.Тухманова- истинный шедевр любовной лирики.(Приложение1)

Слайд 11: Маяковский

Учитель:

Владимир Владимирович требовал, чтобы Полонская разошлась с мужем, вышла замуж за него, оставила театр. Но решиться на резкую перемену судьбы Вероника Витольдовна не могла.

Отношения с Полонской не стали спасительной соломинкой, за которую хотел схватиться Маяковский.

Вероника Полонская стала свидетельницей последних минут жизни Маяковского. О них она написала в своих воспоминаниях с протокольной точностью.

Сцена: ученица (Полонская) и ученик (Маяковский) Слайд 12: Маяковский и Полонская

(Маяковский быстро заходил по комнате. Почти бегал)

- Значит, пойдёшь на репетицию?

- Да, пойду.

- И с Яншиным увидишься?

- Да.

- Ах, так! Ну тогда уходи, уходи немедленно, сию же минуту.

(Владимир Владимирович открыл ящик, захлопнул его и опять забегал по комнате)

- Что же, вы не проводите меня даже?

(Поцеловал)

- Нет, девочка, иди одна...Будь за меня спокойна.

(Улыбнулся)

- Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?

- Нет.

(Дал 20 рублей)

- Так ты позвонишь?

- Да, да.

(Полонская вышла за дверь, прошла несколько шагов, раздался выстрел (Приложение1), вернулась)

- Что вы сделали? Что вы сделали?

Учитель:

- Давайте подведём итог по теме урока: в чём заключается своеобразие любовной лирики Маяковского?

Ученики подводят итог, записывают в тетради со слайда 13.

Учитель:

Несмотря на все старания властей “похоронить поэта”, приклеить ему ярлык “железного советского”, мы слышим его могучий голос через годы. Он учит нас жить и любить.

И я надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к этому удивительному, противоречивому, гениальному, мечтавшему о несбыточном, правому и неправому, могучему поэту с беззащитной душой.

Потому что “любовь – это сердце всего”.

Слайд 14: эпиграф.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений “Лиличка” и “Неоконченное” (по выбору). (слайд 15)

Презентация.

Список литературы.

  1. Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы.- М.: Дрофа: Вече, 2002. 320с.
  2. Составление, вступительная статья, комментарии Т.А.Сотниковой.