Алгоритм умножения столбиком

Разделы: Начальная школа


Основная дидактическая цель урока: познакомить с алгоритмом умножения столбиком, актуализировать знания о действии умножения, полученные ранее, создать условия для усвоения алгоритма умножения многозначного числа на однозначное и многозначное число; отрабатывать навыки устных вычислений; учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; развивать мышление, грамотную математическую речь.

УУД:

  • Личностные: формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в парах, группе, команде, уважение мнения товарищей; развитие интереса к математическому творчеству, исследованию и поисковой деятельности.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов, требованиям данной задачи и задачной области; различать способ и результат действия;
  • Познавательные: использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач; анализировать и осмысливать текст задачи; строить сообщения в устной и письменной форме, логические цепочки; доказывать и опровергать утверждения, классифицировать по разным основаниям, выбирать существенное, устанавливать аналогии; уметь сравнивать, выделять общее, делать вывод; контролировать и оценивать результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы.
  • Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия;

Сценарий урока

I. Организационный момент

II. Определение темы и цели урока

На доске (слайд):

56*24 13*24 74*49
56*49 13*11 7*11

- Рассмотрите выражения.

- Чем они похожи?

- Чем мы будем заниматься на уроке?

- Придумайте задания с этими выражениями. (Прочитать выражения разными способами. Придумать задачи к данным выражениям. Не вычисляя расположить в порядке возрастания.)

- Значение какого выражения найти легко?

III. Устный счет

Ни костяшек, ни ручек, ни мела -
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица.
Устный счет! Мы считаем в уме.

1. Сегодня я научу вас умножать двузначное число на 11.

- Кто может объяснить по схеме, как умножить двузначное число на 11? (При умножении двузначного числа на 11 получается трехзначное число. Между цифрами, образующими двузначное число, помещаем цифру, которая обозначает сумму двух крайних цифр.)

Случай с переходом через разряд.

Вычислите.

45*11= 26*11= 34*11=
23*11= 72*11= 81*11=

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику.

  • №53,стр. 22 (Коллективное выполнение с комментированием.)
  • 2052*3
  • №54, стр.23 (По заданию учебника)
  • 2052*23

Предлагается повторить способ умножения столбиком многозначного числа на однозначное и двузначное. При этом речь идет не только о повторении этого способа умножения в практическом плане для конкретного случая умножения, но и о повторении соответствующих теоретических позициях, описывающие все возможные ситуации. Особое внимание учащихся нужно обратить на те случаи умножения, когда имеет место переход через разряд. Очень важно подчеркнуть тот факт, что при умножении на данное число десятков(№54)запись получающегося результата следует начинать именно с разряда десятков.

  • №55,стр. 24 (По заданию учебника. Знакомство с алгоритмом умножения столбиком по словарику учебника (с.116))
  • 2052*123

Учащимся предлагается сформулировать алгоритм умножения столбиком, отметив на соответствующие вопросы и опираясь на данный пример.

V. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)!
Все мы умеем считать (хлопки в ладоши),
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте).
Руки за спину положим (руки за спину),
Голову поднимаем выше (поднять голову выше)
И легко - легко подышим (глубокий вдох).
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев (показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (поднимаемся на носочках 10 раз).

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

  • №56,стр.24(В парах)
  • № 57,стр.24(Самостоятельная работа, с проверкой у доски)

2. Работа в группах.

Для этого необходимо вычислить выражения. У каждого на парте лежит выражение, вычислите его. Результат вычисления совпадет с цветом вашей команды.

Деление на группы

  • 608*47=28576-красный
  • 537*98=52626-оранжевый
  • 784*79=-61936-зеленый
  • 235*56=13160-синий

Делятся на группы в зависимости от цвета команды.

  • 1 группа (красные) - соберет урожай овощей.
  • 2 группа (оранжевые) - построит лесенку.
  • 3 группа (зеленые) - построят замок.
  • 4 группа (синие) - найдут лишнее.

Задача (1 группа).

С первого участка собрали 42 огурца, со второго участка - в 11 раз больше, чем с первого участка, а с третьего - в 65 раз больше, чем со второго. Сколько всего огурцов собрали с трех участков?

Решение:

1) 42*11=462(ог.) - на втором участке;

2) 462*65=30030(ог.) - на третьем участке;

3) 42+462+30030=30534(ог.) - всего.

Ответ:30534огурца всего собрали.

Построй лесенку (2 группа).

Вычисли выражения. Распредели выражения в виде лесенки в порядке убывания в зависимости от результатов вычисления.

1) 483*56=27048

2) 1746*8=13968

3) 879*658=578382

4) 578382 27048 13968

Построй замок (3 группа).

Собери замок из 3 комнат. Найди площадь всего замка.

  • 1 комната - длина 76 м, ширина - 42 м;
  • 2 комната - длина 84 м, ширина - 13м;
  • 3 комната - длина 69 м, ширина - 34 м.

Решение:

1) 76*42=3192 кв. м - S 1 комнаты;

2) 84*13=1092 кв. м - S 2 комнаты;

3) 69*34=2346 кв. м -S 3 комнаты;

4) 3192+1092+2346=6630 кв. м - S всего замка.

Ответ: 6630 кв. м площадь всего замка.

Создай пару (4 группа).

Вычисли. Переведи в нужные единицы измерения. Найди пару.

240см*58=13920 см 139 м 20 см
563 см*74=41662 см 416620 мм
709 м*67=47503 м 4750300 см

Проверка каждого задания. Задания высвечиваются на слайдах.

VII. Итог урока

Ребята могут самостоятельно оценит себя и своих товарищей, выделить тех, то принес больше баллов своей команде.

  • Как связана тема урока с той работой, которую вы выполняли?
  • Помогли ли вам в работе умения вычислять в столбик?
  • Достигли ли мы на уроке нашей цели?
  • Все ли работы были выполнены с использованием способа умножения в столбик?

IX. Рефлексия

На доске слайд:

- У каждого из вас на столе карточка (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Карточка зеленого цвета обозначает: “Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке”.

Карточка желтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.

Карточка красного цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, к ответам на уроке я был не готов”.

X. Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы: №22-24, стр.17.