Внеклассное мероприятие «Здоровье ученика»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


“Здоровье не все, но все без здоровья – ничто”.
Сократ.

Выбор темы.

  • Здоровье детей – это политика, в которой заложено будущее страны.
  • Исследовательская работа направлена на изучение таких вопросов:
  • Как правильно выбрать ранец?
  • Сколько должен весить ранец?
  • Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка?

Цель. Развить познавательную активность при изучении темы “Человек”, обратить внимание на сохранение и сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.

Задачи.

1. Изучить данные по теме исследования в медицинской литературе.

2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.

3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.

4. Предложить свои способы решения проблемы.

Объект, предмет и база исследования.

  • Объект исследования: человек.
  • Предмет исследования: осанка ученика – основа здоровья.
  • Участники исследования: учащиеся 4 Б класса и 1 Б класса.

Гипотеза исследования.

  • Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

Методы исследования.

  • Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет, интернета; эксперимент.

Формы работы.

  • Коллективная.
  • Групповая.
  • Индивидуальная.

Ответственные:

  • Абдрахманов Руслан.
  • Давыдова Олеся.
  • Калмыкаев Данил.
  • Неструева Виктория.

Подготовительный этап.

  • Целеполагание.
  • Планирование работы.
  • Самообразование.
  • Исследования, практическая работа.

Основной этап.

Обобщение результатов, выводы.

Введение.

В результате изучения материалов по данной теме, мы узнали, что правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Как заявляют медики, в младшем школьном возрасте у детей в результате ношения неудобного или слишком тяжелого рюкзака появляются нарушения осанки, искривление позвоночника (сколиоз). Эта болезнь сейчас считается одной из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата среди школьников. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий , не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят быстрорастущие дети, близорукие, а также дети с частыми болями в животе. Поэтому, чтобы избежать этого неприятного заболевания, необходимо выбирать “правильные” ранцы и не перегружать их книгами и школьными принадлежностями.

Осанку портят тяжелые ранцы и особенно – портфели.

Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник вызывает у детей такое заболевание как сколиоз.

Выбираем ранец.

Ранец, конечно, предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. “Правильный рюкзак” оснащен ортопедической задней стенкой с плотными вставками, широкими лямками, у него эргономичная спинка соответствующая линии позвоночника с прокладкой из сетчатой ткани- чтобы ребенок не потел. Желательна алюминиевая рама внутри спинки, сохраняющая форму рюкзака и светоотражающие полоски- они обеспечат ребенку безопасность в темноте. Вес пустого рюкзака для младших школьников не должен превышать 1200 граммов.

На все есть свои нормы.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило достигает 5-6 кг, что в 2.5 -3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций. В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы –как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. Как это обычно бывает, нововведения не устроили ни одну из заинтересованных сторон. Авторы учебников жалуются на то, что им приходится снова и снова сокращать текст, превращая учебник в справочник. Родители же считают, что школьные ранцы легче не становятся, и продолжают сам носить портфели своих детей. Максимальный вес учебников, из расчета на один учебный день, в комплекте с письменными принадлежностями (без веса ранца) для учащихся: 1-3х классов- от 1,5 до 2,0 кг., 4-5х классов- от 2,0 до 2,5 кг., 6-7х классов- от 3,0 до 3,5 кг., 8-11х классов- от 4,0 до 5,0 кг. Считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса школьника. По данным Госсанэпиднадзора книги для начальных классов :

  • 1-4-х классов - 300г;
  • 5-6-х классов - 400г;
  • 7-8- классов - 500г;
  • 10-11 классов - 600г.

Угроза за спиной.

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт ст.а на правое -110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушению осанки.

Наш эксперимент.

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своих классах.

В эксперименте участвовало 47 человек.

I. План эксперимента.

Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят наших классов.

Взвесить ранцы с школьными принадлежностями и без школьных принадлежностей у учеников наших классов.

Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнивать их с гигиеническими нормами.

В течение недели наблюдать за изменениями веса ранца в связи с учебными нагрузками.

Дать рекомендации детям, родителям, учителям.

II. Практическая часть.

Из бесед с медицинскими работниками нашей школы, мы узнали, что проблем с опорно-двигательной системой в наших классах нет :

_0_______ человек с нарушением осанки;

_0_______ человек со сколиозом;

_47_______ человек здоровых.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в табл. 1.

ФИО Вес тела (кг) Диагноз Правильный вес ранца (кг) Реальный вес ранца (кг)
Абинаева Амина Ренатовна 30 здоров 3,4 3,0
Бесчастнов Никита Юрьевич 24 здоров 2,4 4,0
Бородин Георгий Юьевич 41 здоров 4,1 3,5
Гарибов Курбан Эльшадович 20 здоров 2,0 3,0
Головачева Ксения Александровна 25 здоров 2,5 4,0
Дорохин Александр Васильевич 30 здоров 3,0 3,0
Егиян Роза Мартиновна 30 здоров 3,0 4,0
Егоров Артем Денисович 27 здоров 2,7 3,5
Жаданов Артемий Вадимович 30 здоров 3,0 3,0
Засухина Мария Евгеньевна 31 здоров 3,1 3,0
Зеренинова Юлия Денисовна 32 здоров 3,2 3,5
Ибрагимова Заира Шахбановна 25 здоров 2,5 3,0
Круглова Софья Олеговна 34 здоров 3,4 3,5
Миталев Максим Витальевич 24 здоров 2,4 3,5
Палкина Лада Дмитриевна 25 здоров 2,5 3,0
Парфенова Наталья Михайловна 23 здоров 2,3 3,5
Петрова Евгения Денисовна 26 здоров 2,6 3,5
Петров Александр Николаевич 25 здоров 2,5 3,5
Поднебеснова Виктория Дмитриевна 24 здоров 2,4 4,0
Пронякин Максим Федорович 30 здоров 3,0 3,0
Романова Ангелина Андреевна 24 здоров 2,4 3,0
Соседкина Виктория Сергеевна 24 здоров 2,4 3,0
Чепонис Владимир Анатольевич 26 здоров 2,6 3,0

  

ФИО Вес тела (кг) Диагноз Правильный вес ранца (кг) Реальный вес ранца (кг)
Абдрахманов Руслан Эльдарович 31 здоров 3,1 3.0
Аллахвердиев Тэймур Ваганович 35 здоров 3,5 2,7
Афанасьева Анастасия Владимировна 29 здоров 2,9 3,2
Батракова Анна Владимировна 40 здоров 4 3.0
Бузько Святослав Вячеславович 52 здоров 5,2 2,8
Давыдова Олеся Алексеевна 35 здоров 3,5 2,3
Джаналиев Радмир Русланович 49 здоров 4,9 2,8
Калмыкаев Данил Анверович 30 здоров 3 3,2
Кваченков Сергей Андреевич 29 здоров 2,9 3,0
Краснов Никита Владимирович 60 здоров 6 3,0
Меналиев Роберт Эльдарович 34 здоров 3,4 2,7
Мержоева Залина Хафизовна 34 здоров 3,4 2,6,
Миронов Денис Олегович 30 здоров 3 2,6
Михайлов Дмитрий Владимирович 43 здоров 4,3 3,0
Мовсесян Кристина Аркадьевна 40 здоров 4 3,2
Мусатова Диана Фатыховна 25 здоров 2,5 2,6
Нагишин Никита Олегович 30 здоров 3 2,3
Неструева Виктория Анатольевна 40 здоров 4 3,0
Никогосян Александр Гаганович 39 здоров 3,9 2,6
Реза-заде Далер Фарходович 53 здоров 5,3 3,3
Сефиханова Кемсер Сефихановна 26 здоров 2,6 2,3
Тимофеева Екатерина Ильинична 33 здоров 3,3 2,6
Тюнина Мария Игоревна 35 здоров 3,5 2,7
Шитов Илья Сергеевич 35 здоров 3,5 2,3

Мы увидели. Что вес “правильного” ранца далеко не соответствует его реальному весу.

Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки - в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в табл. 2.

таблица № 2. 1 класс
ФИО ученика Вес ранца (кг) Выводы
Абинаева Амина Ренатовна 0.75 тяжелый
Бесчастнов Никита Юрьевич 1 слишком тяжелый
Бородин Георгий Юьевич 0.90 тяжелый
Гарибов Курбан Эльшадович 0.75 тяжелый
Головачева Ксения Александровна 1 слишком тяжелый
Дорохин Александр Васильевич 0.60 тяжелый
Егиян Роза Мартиновна 1 слишком тяжелый
Егоров Артем Денисович 0.90 тяжелый
Жаданов Артемий Вадимович 0.50 норма
Засухина Мария Евгеньевна 1 норма
Зеренинова Юлия Денисовна 0.90 тяжелый
Ибрагимова Заира Шахбановна 0.50 норма
Круглова Софья Олеговна 0.90 тяжелый
Миталев Максим Витальевич 0.90 тяжелый
Палкина Лада Дмитриевна 0.50 норма
Парфенова Наталья Михайловна 0.90 тяжелый
Петрова Евгения Денисовна 0.90 тяжелый
Петров Александр Николаевич 0.45 норма
Поднебеснова Виктория Дмитриевна 1 слишком тяжелый
Пронякин Максим Федорович 0.45 норма
Романова Ангелина Андреевна 0.50 норма
Соседкина Виктория Сергеевна 0.45 норма
Чепонис Владимир Анатольевич 0.45 норма

 

Таблица № 2. 4 класс
ФИО ученика Вес ранца (кг) Выводы
Абдрахманов Руслан Эльдарович 0,75 тяжелый
Аллахвердиев Тэймур Ваганович 0,45 норма
Афанасьева Анастасия Владимировна 1 слишком тяжелый
Батракова Анна Владимировна 0,75 тяжелый
Бузько Святослав Вячеславович 0,55 тяжелый
Давыдова Олеся Алексеевна 0,35 норма
Джаналиев Радмир Русланович 0,55 тяжелый
Калмыкаев Данил Анверович 1 слишком тяжелый
Кваченков Сергей Андреевич 0,75 тяжелый
Краснов Никита Владимирович 0,82 тяжелый
Меналиев Роберт Эльдарович 0,45 норма
Мержоева Залина Хафизовна 0,38 норма
Миронов Денис Олегович 0,42 норма
Михайлов Дмитрий Владимирович 0,75 тяжелый
Мовсесян Кристина Аркадьевна 1 слишком тяжелый
Мусатова Диана Фатыховна 0,42 норма
Нагишин Никита Олегович 0,35 норма
Неструева Виктория Анатольевна 0,75 тяжелый
Никогосян Александр Гаганович 0,42 норма
Реза-заде Далер Фарходович 1,1 слишком тяжелый
Сефиханова Кемсер Сефихановна 0,35 норма
Тимофеева Екатерина Ильинична 0,42 норма
Тюнина Мария Игоревна 0,45 норма
Шитов Илья Сергеевич 0,35 норма

А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся и взвесили их.

Результаты приведены в таблице № 3.

Таблица № 3. 1 класс. УМК “Планета Знаний”

Учебники Вес в граммах
Математика 400 г
Букварь 400 г
Русский язык 400 г.
Литературное чтение 400 г
Музыка 400 г
ИЗО 400 г
Окружающий мир 500 г
Технология 500 г
Тетрадь 300 г

Таблица № 3. 4 класс. УМК “Школа России”

Учебники Вес в граммах
Математика - 200 г
Литературное чтение – 200 г
Русский язык – 200 г
Окружающий мир 500 г
Английский язык 500 г
Дневник 100 г

В течение недели мы наблюдали за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

В результате эксперимента мы пришли к следующим выводам.

III. Выводы

1. Мы увидели, что вес “правильного” ранца с принадлежностями далеко не соответствует реальному весу у 15 первоклассников; у 12 учеников вес ранца без принадлежностей соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0.5 кг. Однако у 11 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.

2. Ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно – двигательной и сердечно – сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.

В 1 классе по УМК “Планета знаний” все учебники не соответствовали гигиеническим нормам.

В 4 классе по УМК “Школы России” все книги, кроме двух, соответствовали гигиеническим нормам (300 г). Нашлись и “нарушители” - учебник английского языка и окружающий мир массой 500г.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев 4 классе , мы обнаружили, что самый тяжелый ранец бывает во вторник – 4,50 кг. Самым легким ранец оказался в среду – 3.70 кг. В результате наблюдений за весом ранцев в 1 классе, мы обнаружили, что самый тяжелый ранец бывает в пятницу -4 ,0кг. Самым легким ранец оказался в четверг – 3.0 кг.

Итоги по позициям

Самый правильный ранец до 0.5 кг
Самый легкий ранец 0.45 кг, 0.35кг
Самый тяжелый ранец 1 кг, 1кг.100г
Самый тяжелый ранец

с принадлежностями

4кг, 3кг200
Самый легкий ранец

с принадлежностями

3.0 кг, 2кг500г
Самый тяжелый учебник(500г) окр.мир, анг. язык
Самый “тяжелый” учебный день пятница, вторник
Самый “легкий” учебный день- четверг, среда

Самоанализ.

Несмотря на то, что в результате исследования данной проблемы, были нарушения гигиенических норм, у учеников наших классов нет заболеваний опорно-двигательного аппарата, т.к. учителя наших классов применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии.

IV. Рекомендации:

1. Ученикам.

- Не носите лишнего в ранцах.

- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

2. Родителям.

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы!

Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300г.

- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

- Ваши дети быстро устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

3. Учителям и работникам школ.

Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно – сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один- дома, и один – в школе);

- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т. п. в помещении школы;

- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

V. Заключение.

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы для школ, работающих по обычному режиму. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

В нашей школе эту проблему решили. Мы работаем в муниципальном эксперименте “Проектирование и внедрение модели начальной школы, работающей в режиме полного дня” Работая по УМК “ Планета Знаний”, дети не носят эти тяжести, так как ранцы они оставляют в школе.

В школе организовано хранение учебников по предметам: ИЗО, музыка и технология; принадлежностей к этим урокам и к дополнительному образованию; хранение сменной обуви, спортивной формы и кроссовок.

“Учение без портфеля” позволяет сохранить правильную осанку, а это значит - здоровье детей.