Открытый урок «Связь времен в народном искусстве» на базе школьных музеев

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель: Создать у детей  представление о многообразии  существующих видов народных ремесел и промыслов  на территории России и Словакии.

Задачи:

– Познакомить учащихся с народными промыслами Словакии на базе музея “Словацкой народной культуры”

– Показать многообразие  материалов,  используемых народными мастерами России и Словакии;

– Найти сходства и различия в росписи и методах работы народных мастеров;

– Воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев;

– Воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям и ценностям культуры.

Оборудование урока:

  • На учительском столе:
  • предметы быта, игрушки из музея “Декоративного искусства и быта”
  • На интерактивной доске: виртуальная экскурсия музея “Декоративного искусства и быта”

Справка:

  • На уроке присутствуют помощники учителя – активисты музея “Декоративного искусства и быта” и “Словацкой народной культуры” (старшеклассники).
  • В музее “Словацкой народной культуры”: экспозиция музея по теме урока
  • В художественной мастерской: художественные материалы: кисти, краски, емкость для воды; предметы для росписи: кувшины, тарелки, миски, коробочки.

План урока:

I Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

III. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит русская народная музыка, входят две девушки-старшеклассницы в русских народных костюмах. Звучит словацкая народная музыка, входят девушка и юноша в словацких народных костюмах

Учитель:

– Посмотрите! Гости на урок пришли,
 Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир словацкий, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо: люди-мастера!

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель:

– Ребята, давайте перенесемся с вами из XXI века в XIX. Посмотрите, перед вами домашняя утварь, выточенная из дерева, плетеные корзинки, кружки, ковши, коробочки, игрушки...веселят глаз затейливым узором.

В школе есть музей “Декоративного искусства и быта”, наши гости давно работают в нём, много знают, даже песню сочинили, которую мы сейчас услышим, совершив виртуальную экскурсию.

Виртуальная экскурсия по музею “Декоративного искусства и быта”

Звучит песня в исполнении гостей в русских национальных костюмах:

I

Не на небе солнышко,
А в резьбе оконышка,
Чтоб от сил злых уберечь,
Чтоб удачу в дом привлечь.

Припев:

Свои знания народ
из века в век передает.

II

Мне подали утку-ковш –
Краше в мире не найдешь
Этот символ знаю я:
Вместе вся моя семья.

Припев:

Свои знания народ
из века в век передает.

III

Вот, гляди, краса сама –
Расписная хохлома.
Ягоды, цветочки,
Словно я в садочке.

Припев:

Свои знания народ
из века в век передает.

IV

Все игрушки для игры,
Это с детства знаем мы.
Но игрушка прошлых лет –
Оберег и амулет

Припев:

Свои знания народ
Из века в век передаёт.

V

В экспонатах старины
Знания заключены
Для грядущих поколений
Бережно сохранены.

Припев:

Свои знания народ
из века в век передаёт.

Справка: Если учащиеся не могут развернуто ответить на поставленный вопрос, учитель направляет, уточняет информацию, комментирует.

Учитель:

– Какие знания народ из века в век передаёт?

Предполагаемый ответ учащегося:

– Традиции создания и украшения предметов быта и игрушек передает народ из века в век.

Учитель:

– Богата земля российская разнообразными народными промыслами. Ремёсла сохранились и в наши дни. Сегодня они  приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.

– Что означает понятие “Народные промыслы”?

Предполагаемый ответ учащегося:

– Народные художественные промыслы – исторически сложившиеся, традиционные центры прикладного искусства, отличаются своими характерными приёмами изготовления и росписи вещей.

Учитель:

– Назовите нарядную роспись, украшающую предметы быта.

(Дети, состоящие в активе музея, демонстрируют учащимся предметы)

Предполагаемые ответы учащихся:

– Городецкие мотивы.

– Голубые цветы Гжели.

– Борецкая роспись.

– Золотая Хохлома.

– Жостовский букет.

Учитель:

– Теперь назовите народные игрушки...

Предполагаемые ответы учащихся:

– Тряпичная кукла.

– Кукла из соломы.

– Игрушки-свистульки.

– Древние каргопольские игрушки.

– Филимоновские игрушки.

– Знаменитые дымковские игрушки.

– Русская кукла Матрёшка.

Учитель:

– Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.

Искусство народных промыслов  это связующее звено прошлого с настоящим, настоящего с будущим.

Как вы думаете, ребята, у других народов есть народные художественные промыслы?

Предполагаемый ответ учащегося:

– Конечно, в каждой стране есть традиции художественного творчества, которые передаются от поколения к поколению, из прошлого в будущее.

Учитель:

– Ребята, мы переходим в музей “Словацкой народной культуры”.

В музее “Словацкой народной культуры”:

Приветствие активистов музея на словацком языке (перевод на русский язык)

– Vazeni damy a pani, mili priatelia!

Vitame Vas v nasom Muzeu Slovenskej Kultury. Pozyvame Vas na navstevu nasej expozicie a dufame, ze sa vam tu bude pacit.

Дамы и господа, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас в нашем Музее Словацкой Культуры. Приглашаем вас, посетить нашу экспозицию, надеемся, что вам здесь понравится.

Учитель:

– Спасибо, дорогие гости!

III. Восприятие особенностей экскурсионных объектов,

осознание заложенной в них информации

– Мы с вами находимся в музее “Словацкой народной культуры”

В стеклянной витрине музея представлены экспонаты, рассказывающие о жизни Словакии.

Что вы знаете о Словакии?

Предполагаемые ответы учащихся:

– Словакия – одно из государств Европы. 75 лет она была частью Чехословакии, а до этого входила в состав Венгерского государства.

– Словакия – страна маленьких, уютных городов, чистого горного воздуха и зелёных равнин.

– В Словакии повсеместно поддерживаются и возрождаются традиции народной культуры.

– В Словакии живет много умельцев, их ремесла сохранились до наших дней.

Учитель:

– Рассмотрим народные промыслы Словакии.

Одним из самых известных народных ремесёл Словакии является резьба по дереву – украшение деревянных предметов резьбой, выпиливание, шлифование, выжигание, а также изготовление из дерева различных скульптур.

Как представлена резьба в музее? Какие предметы украшены резьбой?

Предполагаемые ответы учащихся:

– Представлены, деревянные кружки, украшенные фигурками людей и животных.

– Резные фляги из дерева для разных напитков.

– Деревянная тарелка, украшенная узором, в технике выжигания.

– Мини-картины и открытки в технике инкрустации по дереву.

Учитель:

– По-словацки проволока называется дротом.

Дроторство – искусство плетения из металлической проволоки. Возникло в Словакии в 17 веке в городе Тренчин. Из проволоки плели: сетки, корзины, сита, подносы...даже колыбельки. Это ремесло существует и поныне.

Известный мастер плетения из проволоки – Павел Гозак в начале ХХ века был известен в Петербурге, его правнуки продолжают традицию рода, плетёные подносы и корзинки пользуются большим спросом, известны во всём мире.

Предполагаемые ответы учащихся:

– В русских деревнях также было много плетёных предметов – ковши, корзинки, плетёные пояса, лапти, украшения ...(показ предметов).

– Использовалась для этого солома, береста, лоза.

– Плетение из лозы, например, корзин для цветов – популярный в наше время вид прикладного искусства.

Учитель:

– Наблюдательные дети, молодцы!

Посмотрите, какие интересные куколки представлены в музее. Как вы думаете, из какого материала сделана кукла?

Предполагаемые ответы учащихся

– Эта куколка из листьев кукурузы.

– Является народной куклой Словакии.

Учитель:

– Правильно. А русскую народную куклу можете назвать?

Предполагаемые ответы учащихся:

Помощники демонстрируют кукол:

– Это тряпичная кукла.

– Она сопровождала человека с рождения до смерти.

– ...Так словацкая народная кукла и русская похожи, только одежды разные!

Учитель:

– Правильно, молодцы!

Теперь, перейдём к другой витрине музея.

Рассмотрим предметы из керамики.

– Что такое керамика?

Предполагаемые ответы учащихся:

– Это изделия гончаров.

– Обжиг предметов из глины.

– Имеют коричневый матовый цвет.

– Далее покрываются стекловидной эмалью.

– По высохшей основе наносится рисунок.

Учитель:

Керамика - это древнейшее ремесло Словакии.

Более 500 лет назад в селении Поздишовце возникло первое гончарное производство, связано оно было с нуждами деревенских хозяйств, для которых гончары производили разные виды посуды.

Рассмотрим, керамику Поздишовце.

Предполагаемые ответы учащихся:

На коричневом фоне эмали царствует птица, сидящая на ветке.

– Изображены танцующие девушки.

– Предметы смотрятся нарядными, праздничными.

– В росписи просматриваются известные приёмы работы кистью – методы “примакивания”, “тычка”, “работа концом ворса кисти” (показ на предметах).

Учитель:

– В музее представлены и другие керамические изделия Словакии.

Самый известный центр керамики – Модра - небольшой городок примерно в 30 км от Братиславы. Название города означает “синий”.

Рассмотрим модранскую керамику.

Предполагаемые ответы учащихся:

– Цвета, используемые в росписи модранской керамики, – это синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый, розовый, коричневый.

– Роспись наносится на ослепительно белый фон образца.

– Для украшения предметов используются цветочные мотивы.

– Можно выделить четыре типа модранской керамики  - разноцветная, зеленая, синяя, коричневая.

– Так же, как и в росписи Поздишовце, художники используют известные приёмы работы кистью: методы “примакивания”, “тычка”, “работа концом ворса кисти”; “работа всей кистью” (показ на предметах).

– Модранская роспись очень напоминает роспись Гжель (показ предмета, украшенного росписью гжельских мастеров).

– Цветы Модры, напоминают цветы Городца (показ предмета, украшенного росписью Городец).

Учитель:

– А ещё в Модре, так же, как и в Гжели, можно посетить фабрику по производству гончарных изделий и попробовать создать собственное изделие.

Сегодня, зная приёмы работы кистью, и мы можем украсить предметы понравившейся вам росписью мастеров Словакии.

А может быть, Вы хотите украсить предметы давно знакомыми мотивами?

Приглашаю вас в художественную мастерскую музея.

Роспись предметов быта

В художественной мастерской:

художественные материалы: кисти, краски, банки для воды;

предметы для росписи: кувшины, тарелки, миски, коробочки...

Звучит словацкая народная музыка.

Расписанные предметы выставляются в центре стола.

Дети рассказывают, какой росписью украшены предметы.

Изделия украшают росписи Модры, Поздишовце, Гжель.

IV. Обобщение и систематизация знаний

Учитель:

– Сегодня мы побывали в музее “Словацкой народной культуры”, рассмотрели предметы, украшенные затейливыми узорами Словакии, расписали кувшины, тарелки, миски, коробочки... узорами Модры, Поздишовце, Гжель.

Что нового вы узнали, побывав во время урока в музеях?

Предполагаемые ответы учащихся:

– В каждой стране существуют промыслы, созданные народом.

Учитель:

– О чём рассказывают предметы, представляющие экспозиции музея “Словацкой народной культуры”?

Предполагаемые ответы учащихся:

– Экспозиции рассказывают о жизни и культуре словацкого народа.

Учитель:

– Назовите народные промыслы Словакии.

Предполагаемые ответы учащихся:

– Резьба по дереву.

– Плетение из проволоки.

– Создание народной куколки.

– Керамика.

Учитель:

– Какова связь народных промыслов России и Словакии?

Предполагаемые ответы учащихся:

– В Словакии, как и в России, используют природные материалы для изготовления предметов быта – дерево, глину; поэтому и в России, и в Словакии развито гончарное производство, резьба по дереву.

– В росписях Модры и Поздишовце просматриваются известные приёмы работы кистью, которыми пользуются и поныне мастера народных промыслов Городца, Гжели, Семёнова.

– Национальные народные куклы России и Словакии сделаны из разных материалов: ткань, кукурузные листья; а способ создания одинаков.

– Плетение из бересты и лозы используется в России и в наше время, как и плетёные из проволоки, изделия словацких мастеров пользуются большим спросом до сих пор.

V. Подведение итогов урока

Учитель:

– Народные промыслы – огромное духовное  богатство,  оно доносит до нас культуру прошлых поколений, которую мы должны хранить и беречь, потому что без прошлого нет настоящего.

Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.

VI. Домашнее задание

Учитель:

– У нас получилась замечательная выставка работ. (Учитель оценивает работы учащихся, хвалит.). Предлагаю пригласить на нашу выставку учащихся начальных классов. А вы будете экскурсоводами, подготовив дома информацию о народных промыслах и ремеслах России и Словакии.

Домашнее задание: составить небольшой рассказ для предполагаемой экскурсии в один из школьных музеев или рассказ о выставке, расписанных предметов.