Цель урока: познакомить детей с историей своего народа в годы Великой Отечественной войны через произведение А.Т. Твардовского “Рассказ танкиста”.
Задачи урока:
- формировать интерес учащихся к теме войны и участие в ней детей через эмоцианально-эстетическое восприятие художественного произведения;
- формировать читательское умение через развитие выразительного чтения:
- формирование гуманистических ценностей, воспитание духовности, патриотизма.
Ход урока
I. Мотивация. Определение темы урока.
Вступительное слово учителя:
Юные погибшие герои
Юными остались вы для нас
Мы - напоминание живое,
Что Отчизна не забыла Вас.
- О каком времени из истории нашей страны пойдет разговор на уроке?
(Рассуждение детей).
Сегодня мы знакомимся с произведениями Александра Трифоновича Твардовского “Рассказ танкиста”.
Великая Отечественная война длилась с 1941-1945 годы. В следующем году весь народ отмечает 70-летие Победы. О войне создано огромное количество разных произведений, фильмов, написано картин художниками. Часто авторами этих произведений были люди, которые сами являлись участниками этих событий, в том числе и автор этого стихотворения А.Т.Твардовский. Он с первых дней войны и до последнего ее завершения был на фронте. Много интересного, волнующего слышал он от своих друзей-фронтовиков, еще больше видел своими глазами, являясь непосредственным участником событий. Вот почему читая стихи, поэмы А.Т.Твардовского о войне, особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги наших людей, их взаимную выручку, дружбу.
II. Самостоятельное чтение и первичное восприятие стихотворения.
- Самостоятельно прочитайте стихотворение и отметьте непонятные вам слова.
Обмен мнениями между учащимися:
- Какие мысли возникают при чтении? О чем вам хочется сказать? (Ответы детей)
Словарная работа:
- Какие непонятные слова и выражения отметили?
Гвоздит - упорно повторяет одно и тоже.
Тыл - задняя сторона чего-нибудь.
Расчет - воинская группа, обслуживающая орудие, пулемет и другие боевые средства.
Копоть - сажа, оседающая на поверхности чего-нибудь.
Дополнительные сведения:
- От имени кого ведется рассказ?
- А кто еще был в танке? (Ответы детей)
- Танкистами называют бойцов, которые составляют экипаж танка.
- Сколько бойцов во время Великой Отечественной войны составляли экипаж танка?
В танке бойцы размещались так:
В башне - командир танка. У него были радиостанция, телефон, наушники для связи с командным пунктом, откуда он получал приказы;
В боевом отделении - радист-пулеметчик;
Внизу - в отделении управления - механик-водитель.
III. Вторичное чтение текста.
IV. Составление блок-схемы. Ребята работают в группах, каждая группа со своими строками из стихотворения, каждой по два абзаца:
V. Работа в группах:
1. Анализ стихотворения
- При каких условиях чтение произведения получается выразительным? (Ответы детей)
Пояснения учителя:
- проанализировать, то есть понять эмоциональное переживание героев, увидеть картину, которую автор хотел донести до нас;
- приготовьте ответы на вопросы на обратной стороне. Работаем три минуты.
Через три минуты, ученики зачитывают ответы, остальные внимательно слушают, оценивают, дополняют.
Дополнения учителя к ответу первой группы.
- Известно, что во время второй мировой войны наши танки были самыми лучшими в мире. Недаром их так боялись гитлеровцы. Известно также, что уличный бой – самый страшный, особенно для танков. Эти громадные могучие машины гораздо увереннее ведут бой на открытой местности, чем на улице села или города.
2. Выразительное чтение.
- Приготовьте выразительное чтение строф, используя компоненты интонации (логическое ударение, пауза, мелодика речи, тембр, сила голоса) и определить тех, кто будет отвечать от группы. Работаем 5 минут. (Чтение детей у доски. Оценка чтения)
- Что необычного в построении строф вы заметили?
- Что этим хотел подчеркнуть поэт? (Рассуждение детей).
- Сегодня мы с вами читали стихотворение выразительно. А как у нас получилось? Сравним, заранее подготовленная ученица, читает стихотворение. (Рассуждение детей).
VI. Рефлексия
- О чем вам захочется рассказать родителям после урока чтения.
VII. Домашнее задание
Приготовить сообщение о подвигах детей во время Великой отечественной войны.
VIII. Итог урока
Жизнь и смерть – и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки достойные поэм.
Рассказ танкиста
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
“Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду”...
“Да где же? Где?” - “А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!”.
Что ж, бой не ждёт. “Влезай сюда, дружище...”
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. “Вот здесь!” И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: “Спасибо, хлопец...”
И руку, как товарищу, пожал.
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.