Внеклассное мероприятие по физике, викторина «Звездный час»

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Данное мероприятие позволит учащимся задуматься над теми вещами, которые раньше ускользали от их внимания, увидеть “необычное” в “обычном”, познакомиться с некоторыми интересными фактами из жизни учёных-физиков, разгадать кроссворд и даже удивиться. Задания викторины помогут заглянуть за границы предмета, способствуют развитию логического мышления, творчества.

Цель викторины: Активизация деятельности учащихся, развитие интереса к физике, углубление знаний.

Задачи:

  • Повторить основные понятия, формулы, физические законы.
  • Изучить биографию учёных, познакомиться с их открытиями.
  • Проявить самостоятельность, творчество и смекалку при решении физических задач и творческих заданий.

Вступительное слово.

Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

(Персидский и таджикский поэт. 940-1030 гг.)

Наша встреча пройдёт в форме викторины. (учащиеся делятся на две команды). Выбирается жюри. Болельщики занимают места в зале.

Итак, конкурс 1. “Блицтурнир”.

(Каждая команда за 2 минуты должна ответить на большее число вопросов.)

Вопросы для 1 команды:

  1. Прибор для измерения сил (динамометр)
  2. Прибор для измерения атмосферного давления (барометр)
  3. Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения (сила трения)
  4. Единица плотности вещества (кг/куб.м)
  5. Линия, вдоль которой движется тело (траектория)
  6. Одноименные заряды (отталкиваются)
  7. Единица измерения силы электрического тока (ампер)
  8. На тело, погруженное в жидкость, действует (архимедова сила)
  9. Сила, с которой Земля притягивает все тела (сила тяжести)
  10. Вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями жидкости или газа (конвекция)
  11. Сохранение объема и формы — это свойство (твердого тела)
  12. Величина, равная отношению пройденного пути ко времени (скорость)
  13. Единица массы (кг)
  14. Прибор для измерения напряжения (вольтметр)
  15. Энергия, которой обладает движущееся тело (кинетическая)
  16. Единица измерения давления (Па)
  17. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел (механическое движение)
  18. Сила, которая производит такое же действие как несколько одновременно действующих сил (равнодействующая)
  19. В каком рассоле — горячем или холодном быстрее просаливаются огурцы? (в горячем)
  20. Смазка является одним из способов уменьшения (силы трения)

Вопросы для 2 команды:

  1. Прибор для измерения температуры (термометр)
  2. Разноименные заряды (притягиваются)
  3. Если вещество сохраняет объем, но легко меняет свою форму, то оно находится (в жидком состоянии)
  4. Единица измерения механической работы (Дж)
  5. Прибор для измерения силы тока (амперметр)
  6. Единица электрического сопротивления (Ом)
  7. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел (инерция)
  8. Единица измерения длины (метр)
  9. Величина, равная отношению массы тела к его объёму (плотность)
  10. Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит равные пути (равномерное)
  11. Ядро атома состоит из (протонов и нейтронов)
  12. Прибор для регулирования силы тока в цепи (реостат)
  13. Если плотность тела больше плотности жидкости, то это тело в ней (тонет)
  14. Прибор для измерения давлений, больших или меньших атмосферного (манометр)
  15. Единица для измерения силы (Н)
  16. Величина, характеризующаяся отношением работы ко времени, за которое она была совершена (мощность)
  17. На каком явлении основана засолка огурцов? (диффузия)
  18. Вид теплопередачи, которая возможна и в вакууме (излучение)
  19. Мельчайшая частица одного вещества (молекула)
  20. Единица измерения напряжения (вольт)
  21. (Подведение итогов 1 конкурса. Жюри подсчитывают баллы команд.)

Конкурс 2. Конкурс капитанов.

Вопросы для капитанов:

1. Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счет чего? (космической пыли)

2. Какой иностранный термин В.И.Даль предлагает заменить русским словом “колоземица” или “мироколица”?(атмосфера)

3. Для чего дети учат стихотворение “Каждый охотник желает знать где сидит фазан”? (чтобы запомнить порядок цветов радуги)

Зачем шведские ученые предложили красить рельсы в белый цвет? (чтобы отражая солнечные лучи, они слабее нагревались и меньше расширялись, уменьшая опасность аварий)

5. Конкурс 3. Угадай, чей портрет? Чем известны эти личности?

Архимед: великий механик, математик, исследователь, строитель; “дайте мне точку опоры и я переверну весь мир”, инженер.

Ньютон: английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, разработавший (наряду с Готфридом Лейбницем) дифференциальное и интегральное исчисления, изобретатель зеркального телескопа и автор важнейших экспериментальных работ по оптике.

Ломоносов: Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: (Пушкин)

Королёв С.П.: советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

Галилео Галилей:итальянский ученый, физик,   механик и астроном, один из основоположников естествознания; поэт, филолог и критик. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок.

Гагарин: первый космонавт, лётчик-испытатель.

Конкурс 4. Физика в пословицах и сказках.

1. Гвоздём моря не нагреешь. (Гвоздь обладает небольшой массой. Поэтому, количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет не велико, и им не нагреешь большую массу воды).

2. Много снега — много хлеба. (Между кристаллами снега находится воздух, который плохо проводит тепло, поэтому, предохраняет посевы от вымерзания).

3. Куй железо, пока горячо. (Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства металлов, поэтому, многие из них поддаются ковке только в сильно нагретом состоянии).

4. Без сала дёгтя не смоешь. (Поверхность, покрытая дёгтем не смачивается водой. Но дёготь растворяется в жирах и с их помощью легко может быть удалён с поверхности предмета. Этот факт используется при изготовлении мыла.)

5. Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды? (снегурочка)

6. Частью какого звукового прибора служил для Совы хвост ослика Иа? (колокольчик)

7. Единица длинны, которая есть в имени героини одной из сказок Г.Х.Андерсена? (дюйм)

8. Прибор, с помощью которого девочка Оля попала в страну, где все имена звучат наоборот. Там она встретила своё отражение -девочку Яло. (зеркало).

Конкурс 5. Кто быстрее отгадает кроссворд?

Каждая команд получает задание на отдельном листе. В течение 3 минут команды отгадывают кроссворд.

(Победитель получает 2 балла)

Конкурс 6. Загадка.

(Отгадки команды записывают на листках)

1. Кто не учившись на всех языках разговаривает ? (эхо)

2. Днём стекло разбито, за ночь вставлено. (лёд)

3. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (запах)

4.Сперва блеск, потом треск, за треском плеск. (молния, гром, дождь)

5.Чего в избе не видно (воздух)

6.Привела я солнце за своё оконце, к потолку подвесила, стало в доме весело.(лампочка)

7.На дворе горой, а в избе водой. (снег)

8.В круглом домике, в окошке, ходят сестры по дорожке. Не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (часы)

9.То справа, то слева, то за спиной идёт она рядом со мной.(тень).

Подведение итогов конкурса. Подсчет правильных ответов.

Конкурс 7. Колесо истории.

Раскроем одну из тайн истории. Необходимо отгадать, что находится в красивой тайной коробочке. “Назовите будильник времен Александра Македонского”. (петух)

Подведение итогов конкурса.

Заключительное слово.

Наши конкурсы подошли к концу. Вы со мной согласитесь, что ФИЗИКА — удивительная: она всемогуща и интересна, даже если в ней очень слабо разбираешься.

И как гласит арабская мудрость “Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь”.

Жюри подводит итоги.