Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель урока – закреплять навыки написания сжатого изложения на материале текстов разных стилей.

Задачи урока:

Образовательная:

  • формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
  • формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
  • отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая: 

  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

  • формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.

Тип урока: урок-практикум.

Время: два урока по 40 минут.

Используемая аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя Предполагаемые ответы учащихся
- Давайте вспомним, что такое изложение?

- Какие виды изложений мы знаем?

- Что такое подробное изложение?

 

- Какое изложение мы называем сжатым?

 

- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.

- Это вид письменной работы, основанный на пересказе текста.

- Подробное и сжатое.

- Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей

- Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности

- Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации.

3. Повторение приемов и способов сжатия текста.

Деятельность учителя Предполагаемые ответы учащихся
- Давайте вспомним, какие способы сжатия текста мы знаем?

 

 

- С помощью каких приемов можно произвести компрессию?

- 3 способа компрессии текста:

исключение подробностей, деталей;

обобщение конкретных, единичных явлений;

сочетание исключения и обобщения.

- Приемы сжатого воспроизведения

сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

перевод прямой речи в косвенную;

пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

4. Практическая работа (коллективная)

Деятельность учителя Предполагаемые ответы учащихся
Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.

Выполняется на листах, делаются любые пометы карандашом или ручкой.

- Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст.

Среди приведенных предложений найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Где надо, соедините простые предложения в сложные с помощью союзов и союзных слов.

 
Время благоприятствует молодым.

Смысл жизни не в нем.

Надо видеть цель, а не просто познавать.

Познание необходимо.

Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше.

Можно больше успеть еще в молодости

Познание необходимо. Но смысл жизни не в нем. Надо видеть цель, а не просто познавать. Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше. Тогда больше можно успеть еще в молодости. Ведь время благоприятствует молодым.
- Какой вывод можно сделать о построении текста?

- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

- Любой текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают местоимения, союзы, частицы, а также вводные слова и конструкции.

Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой.

Выполняется задание на листах, аккуратно делаются карандашом необходимые пометы. Каждая группа работает со своим заданием 3-5 минут.

Задания Предполагаемые ответы учащихся
1 группа: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения:

Многовековая традиция городской топонимики требовала, чтобы название улицы было связано с каким-то присущим ей индивидуальным признаком.

Так часто улицы получали свои названия в соответствии с родом занятий, ремеслом тех, кто на них селился. Отсюда все Кузнецкие, Гончарные, Каретные, Ружейные, Скорняжные, Хлебные улицы и переулки.

Нередко названия улиц были образованы от фамилий. В военных и стрелецких слободах улицы и площади могли называться по фамилиям живших на них командиров: Зубовская, Лефортовская. Фамилии владельцев домов и усадеб также давали имена улицам, но в основном переулкам: Докучаев, Калошин, Костомаровский, Лаврушинский, Лялин.

В названиях отражена и первая и естественная роль улиц – быть проходом или проездом к какому-либо пункту. Так появились Владимирская, Тверская, Дмитровская.

Одним словом, старые городские названия рождались и жили по принципу нужности и целесообразности.

Многовековая традиция городской топонимики требовала, чтобы название улицы было связано с каким-то индивидуальным признаком.

Так часто улицы получали свои названия в соответствии с родом занятий тех, кто на них селился.

Нередко названия улиц были образованы от фамилий командиров или владельцев домов и усадеб.

В названиях отражена и естественная роль улиц – быть проходом или проездом к какому-либо пункту.

Одним словом, старые городские названия рождались и жили по принципу нужности и целесообразности.

2 группа: Произведите сжатие фрагмента, используя прием обобщения:

Одной из самый замечательных черт личности Ильи Репина была неутомимая пытливость. Стоило очутиться в его доме какому-нибудь астроному, механику, химику, и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывал множеством жадных вопросов и почтительно слушал ученую речь. Путешественников он расспрашивал об их путешествиях, хирургов – об их операциях. Страстно, как юноша, любил разговоры на литературные темы.

Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него отвратительна. Он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки, несмотря на протесты и просьбы собравшихся.

Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретать новые и новые знания.

Одной из самый замечательных черт личности Ильи Репина была неутомимая пытливость. Стоило очутиться в его доме интересному человеку, и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывая вопросами и почтительно слушая ученую речь. Каждого расспрашивал о любимом деле.

Зато всякая обывательская болтовня была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал и убегал без оглядки, несмотря на протесты и просьбы собравшихся.

Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретая новые знания.

3 группа: Произведите сжатие фрагмента, сочетая приемы исключения и обобщения:

Красная горка. Такое имя у древних славян носил веселый праздник в честь весны. Древляне, кривичи, мерь и прочие наши прародители собирались на оттаявших, покрытых первой травкой пригорках. Отсюда и название праздника. Следовало бы назвать его зеленой горкой, но предки наши выбирали слово “красный” для всего самого блистательного, красивого. Красными назывались и девицы, и весна, и лучшие площади, и самая вкусная рыба.

Красная горка – счастливый праздник. С замиранием сердца ждали его как молодые, так и старики. На нем наконец-то провожали почти умершую зиму и встречали только что народившуюся весну. Радостно звучали песни о солнце, о дожде, о весенней грозе.

А после Красной горки играли свадьбы. Весенние бракосочетания считались самыми счастливыми.

- Слушаем учащихся всех групп и оцениваем правильность их работы (используются исходные тексты разных групп на слайдах презентации).

Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты.

Красной горкой назывался у древних славян праздник в честь весны. Наши предки собирались веселиться на оттаявших, покрытых первой травкой пригорках. Они выбирали слово “красный” для названий всего самого блистательного, красивого.

Красная горка – счастливый праздник, которого с замиранием сердца ждали все люди. На нем провожали зиму и встречали весну, распевая радостные песни.

А после праздника играли весенние свадьбы, считающиеся самыми счастливыми.

6. Анализ текста.

- А теперь перейдем непосредственно к анализу текста. Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.

Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.

Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?

Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческих подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.

Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда “слышно, как муха летит”, тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.

Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.

Деятельность учителя Предполагаемые ответы учащихся
- А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста (слайд).

Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. Нужно понять причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в волнующем предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Важна обстановка, в которой человек находится, должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться.

Если все равно справиться не удается, нужно обратиться к специалисту.

 
- Удачно ли это изложение? Почему?

- Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.

- Давайте вспомним этапы работы с текстом. (слайд)

Определение темы текста

Определение идеи текста

Определение структуры текста

Определение микротем текста как частей общей темы

Моделирование сжатого изложения

- Какова тема текста?

- Какова идея текста?

- Подчеркните главную информацию, чтобы получился связный текст. Сформулируйте микротемы и выделите ключевые слова (слайды)

Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.
Работая каждый у себя в тетради, постарайтесь использовать различные приемы сжатия текста и запишите его.

- Проверяем работу и оцениваем в соответствии с экзаменационными критериями (слайды и бумажный вариант)

ИК-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)

ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

ИК-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2)

Всего - 7 баллов

- Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.

Работа в тетрадях над сжатием текста.

 

Хорошее внимание – основа для качественной и продуктивной деятельности. Именно им объясняются личные успехи. Внимание не зря проверяют при поступлении в школу или профессиональном отборе – это важная составляющая работоспособности. Иногда от него зависит жизнь.

Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. С этим легче справиться, когда понятны причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в нелюбимом предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Также важна обстановка, в которой человек находится – нельзя допускать ни громкого шума, ни мертвой тишины. Должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться, лучше такие, к которым он уже привык.

Если все равно справиться с невнимательностью и рассеянностью не удается, нужно обратиться к специалисту. Но, как правило, мы можем сконцентрировать внимание собственными силами.

Рефлексия.

  • О чём мы говорили сегодня на уроке?
  • Чувствуете ли вы, что уже владеете приемами сжатия текста?
  • Какой из приемов вам показался наиболее доступным?
  • Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?

Оценивание работ учащихся.

Домашнее задание: продумать средства связи между частями и написать сжатое изложение по тексту № 2 “О дружбе”.