Интеллектуальная игра по окружающему миру "Зоопарк"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщение и закрепление знаний о животных нашего зоопарка

Задачи:

  • способствовать развитию у детей речи, памяти, мышления, воображения;
  • развивать сообразительность, интуицию, любознательность;
  • воспитывать интерес и бережное отношение к животному миру нашего края;
  • прививать заботу к окружающей среде.

Оборудование: презентация, дипломы, рисунки в защиту животных.

Учитель: Ребята, сегодня 4 октября, Всемирный день защиты животных – международный день призванный обратить внимание человечества на проблемы остальных обитателей планеты Земля.  Многих животных вы хорошо знаете, о других слышали или читали, третьих видели в телепередачах, например на канале «Животные».    В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть Природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине людей. Вмешательство человека в жизнь Природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить Природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь. В России день животных отмечается с 2000 года. Цель праздника  привлечь внимание людей к проблемам животных в зоопарках, цирках, в дикой природе. А также осознание каждым человеком своей роли в защите окружающей среды, тем самым спасая от гибели многие виды зверей и птиц.

Ученик читает стихотворение:

Без зверей нам жить нельзя,
Без любимцев наших.
Они братья и друзья,
И бывает даже,
Что они не бросят лишь.
Это мы все знаем.
И с Всемирным днём зверей
Всех мы поздравляем!

Ведущий: Идея проведения подобного дня прижилась по всему миру и различные мероприятия, посвященные этой дате, проходят уже в 66 странах мира.  А мы сегодня  с Вами проводим интеллектуальную игру по окружающему миру «Зоопарк».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. «Визитная карточка команд» (Команды представляют свою визитную карточку: название («Ежата», «Бананоеды») эмблему, девиз.)(Приложение 1. Слайды 1-2)

Ведущий: Вот мы и познакомились с командами. А теперь я представляю жюри, которое будет оценивать ваше выступление. (Представление жюри).
Прежде чем начать традиционную разминку предлагаем участникам войти в зоопарк, где будет проходить интеллектуальная игра. Предлагаем расшифровать по буквам вывеску перед входом: «Зоопарк»

Расшифровать слово   можно так:  «Зовут огромные открытия, приближающие активных ребят к цели» или «Забавные, осторожные обитатели планеты: армия рычащих, крылатых».

II. «Разминка» (Слайд 3)

Вопросы задаются командам по очереди, за каждый правильный ответ команда получает очко.
1. В природе не возможна встреча обитателей Северного и Южного полюсов, в зоопарке же такая встреча произошла. Скажите, какие это животные? (Пингвины и белые медведи)
2. Какое животное, обитающее в зоопарке, может смотреть в разные стороны, не поворачивая головы? (Хамелеон)
3.Какой из появляющихся в зоопарке новорожденных животных бывает самым высоким? (Жираф)
4. В зоопарке среди пернатых поселился один «канцелярский рабочий». Не скажите ли какой? (Птица-секретарь)
5. У какой птицы в лесу есть «кузница»? (Дятел)
6. Какой наш лесной житель сушит на зиму грибы на деревьях? (Белка)

III. «Золотой ключик» (Слайд 4)

(Время выполнения – 2 мин.)
Выходит Буратино, в руках у него золотой ключик он обещает отдать ключик той команде, которая быстрее и правильнее ответит на три вопроса:  

  1. Что означает слово террариум и чем отличается от аквариума? (Помещение, в котором содержат наземных животных, обычно земноводных и пресмыкающихся).
  2. Кто вручил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла).
  3. Сколько лет могут жить черепахи? (200-300 лет)
  4. Какие породы фазанов живут в нашем зоопарке? (Золотой, серебряный, королевский)

(Ключик приносит победившей  команде 5 очков)

IV. «Собери цепочку» (Слайд 5)

Командам  предлагается собрать животных для зоопарка и представить их список в виде такой цепочки слов. Где предпоследняя буква в названии одного животного была бы первой буквой следующего.   Очки присуждаются за количество названий и за оригинальность. (Например: гадюка, канарейка, касатка, камбала, лангуст, устрица, цапля, лягушка, катушка)

Пока игроки выполняют задание, проводится игра со зрителями.

Ведущий: Пока команды готовятся, мы с вами поиграем в игру «Найди животное в песне» (называют песни, в которых встречаются названия животных или птиц)
(Команда болельщиков, назвавшая песню последней, приносит очко  своей команде.)

V. «Расколдуй пословицу» (Слайды 6-7)

Ведущий: Давайте вспомним пословицы. Поменяйте название животного, чтобы стало правильно.  ( Вопросы командам  задаются по очереди, за каждый правильный ответ  каждая команда  получает очко)

1. Зайца ноги кормят (волка)
2. Без труда не вынешь и карася из пруда (рыбу)
3. И волки сыты, и лоси целы (овцы)
4. Барсук трус – и тот охотиться любит (заяц)
5. Ходила землеройка кур красть, да попала в пасть (лиса)
6. Всяк сурок знай свой шесток (сверчок)
7. Хитрее медведя нет зверя (лисы)
8. Всяк хомяк свое болото хвалит (кулик)

VI. «Конкурс капитанов» (Слайды 8-13)

1. Назвать изображенных на экране зверей и сказать, куда они идут?
(На экране появляются изображения следующих  животных:  верблюд, зебра, обезьяна, олень, пеликан, антилопа, рысь, крокодил;  из  первых букв получается слово  « в зоопарк»).
2. Назвать животных Белгородской области, занесенных в Красную Книгу России? (выхухоль,  дрофа, филин, усатая синица)
3. Разгадать ребусы с названиями животных и птиц нашего края.

VII. Юные экологи. (Слайд 14)

Команды должны назвать, какие памятники природы, урочища,  заповедники,  находящиеся на территории Белгородской области они знают. (Каждый названный объект, приносит команд очко)

VIII. Подведение итогов

Пока  жюри подсчитывает баллы, дети  исполняют песню « Не дразните собак, не гоняйте кошек»  (Е. Н. Птичкин,  М. С. Пляцковский.)

IX. Поздравление и награждение команд дипломами

X. Заключение. (Слайд 15)

Учитель: Человек соседствует на планете с братьями нашими меньшими – животными, и наша задача охранять их, предотвращать их вымирание.

Литература:

1. Энциклопедический справочник юного натуралиста. Педагогика 1981г.
2. http://vremyazabav.ru/images/rebusi/ptic1.jpg