Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами П, п, развития речи.
Задачи урока:
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
- развивать фонематическую и устную речь;
- воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
- воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;
- воспитывать культуру поведения на уроке;
- воспитывать мотивацию к учению.
Планируемые результаты (предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные результаты: проявляют общепринятые правила человеколюбия, уважения к труду.
УУД (метапредметные):
Регулятивные: учатся совместно
давать эмоциональную оценку деятельности класса
на уроке.
Познавательные: общеучебные
– извлекают необходимую информацию из текста,
иллюстрации, схемы; логические –
характеризуют согласные звуки [п], [п’]
Коммуникативные: описывают объект:
передают его внешние характеристики, используя
выразительные средства языка
Оборудование урока: «лента букв», «слоговая таблица», учебник В.Г. Горецкого «Азбука», дидактическое пособие рабочая тетрадь на печатной основе Н.Е.Алдошиной «Уроки русской грамоты»(РТ), карточки с индивидуальными заданиями, счётные палочки, предметные рисунки, веер букв(гласные/согласные),карточки со словами ПИЛА, ПЛОТНИК, РУБАНОК.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. Приветствие учащихся.
– Человеческая улыбка – одно из самых
удивительных явлений в мире. С помощью улыбки
человек может знакомиться и прощаться. Улыбка
позволяет передать наши чувства. Попробуйте с
помощью улыбки передать свое настроение.
– Проверим готовность к уроку.
– Чтобы наша работа была успешной на уроке,
вспомним законы урока: не выкрикивать, быть
терпеливым, дать возможность высказаться своим
товарищам, уважать друг друга.
II. Актуализация знаний
1. Работа по «ленте букв»:
– Для чего на уроке мы используем «ленту
букв»? (Помогает обобщать, сравнивать и
классифицировать буквы и звуки.)
– Определите, на какие группы делятся все звуки и
буквы русского языка. (Все звуки и буквы
русского языка делятся на гласные и согласные.)
– На какие группы можно разделить гласные звуки?
Назовите гласные, назовите признаки гласных.
– На какие группы можно разделить согласные
звуки, назовите признак классификации согласных.
Назовите согласные буквы, назовите признаки
согласных.
2. Игра «Угадай звук»
– Определите, о каком звуке идет речь: глухой
согласный звук, который есть в словах кот,
окунь; (Это звук [к].) Покажите на веере
какой буквой он обозначается.
– Гласный, который обозначает мягкость
согласного звука; во всех позициях обозначает
один звук. (Это звук [и], во всех позициях
обозначает один звук; обозначает мягкость
согласного.) Покажите на веере какой буквой он
обозначается.
– Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы
умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при
изучении новой темы.
III. Речевая разминка
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка
– Как пищат птенцы? (Пи-пи)
– Как пыхтит каша?
IV. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Слово учителя.
– Какие первые звуки вы сейчас произнесли? [п’]
и [п ].
– Давайте сформулируем учебную задачу урока. (Познакомимся
со звуками [п], [п’] и буквой, обозначающей их на
письме)
– Откройте учебник на странице 79. Проверьте себя
по учебнику. Прочитайте тему урока.
– Давайте определим цель урока. Для этого
опишите, чему вы будете учиться при изучении
новой буквы. (Мы будем выделять новые звуки,
классифицировать звуки, познакомимся с тем, как
пишется буква, будем читать слоги, слова и
предложения с новой буквой.)
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности
1. Слого-звуковой анализ слова.
Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов.
– Что изображено на рисунке, который я повесила
на доску? (Пила)
– Давайте составим схему к слову ПИЛА. (Дети
составляют из индивидуальных карточек схему
слова, 1 человек у доски)
Рассматривают картинку, выполняют
слого-звуковой анализ слова.
– Какой звук вы услышали первым? Дайте ему
характеристику. ([п’] – мягкий, глухой
согласный).
– Докажите, что он согласный. (При произнесении
[п’] преградой являются сомкнутые губы).
– Человек, который работает с пилой, топором, как
называется? (Плотник)
– Кто такой плотник?
Плотник — профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.
– Если мы не знаем значения слова, куда надо
обратиться? (Толковый словарь, интернет)
– Давайте составим схему к слову ПЛОТНИК.
Рассматривают картинку, выполняют
слого-звуковой анализ слова.
– Какой звук вы услышали первым? Дайте ему
характеристику. ([п ] – твёрдый, глухой
согласный)
2. Знакомство с буквой П.
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы.
– Какой буквой обозначаются звуки [п] и [п’] на
письме? (Буквой П)
Покажите её на веере букв.
ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ БУКВУ П.
– На что похожа буква (пэ) П?
– Откройте РТ с.73, найдите букву П и посадите
её в паровозик.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
– Выложите букву П из счётных палочек.
РАБОТА В РТ с.73 №2
– Пропечатайте букву П заглавную и строчную. (Демонстрирую написание печатной буквы П, п на доске)
РАБОТА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОЧКАХ, задание №1.
– Поставьте галочку около тех слов,
где встречается звук [п].
(Пылесос, пчела, полотенце, павлин, повар, паук,
паутина)
ФИЗМИНУТКА
3. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 79)
Коллективная, индивидуальная. Словесный,
практический. Чтение.
– Прочитайте слоги. (Читаем слоги вслух,
коллективно)
– Дополните данные слоги до слов, (до слов,
которые обозначают название профессий). Пекарь,
певец, пасечник, парикмахер,
пилот, пианист, повар,
ПЕТЯ, ПАПА, ПИЛА, ЛАПЫ,
ПУМА, ПОЖАР.
– Прочитайте слова. (Чтение слов молча)
– Прочитайте слова второго столбика. (Читают
вслух по цепочке)
– Что их объединяет? (Обозначают названия
профессий)
– Чем занимается пилот? капитан?
– Каким словом можно заменить слово пилот? (Лётчик)
– Прочитайте слова первого столбика молча. Какое
слово обозначает профессию? (Плотник)
4. Работа в РТ с.73 №3– выделить в кружок букву П, зелёным цветом, которая обозначает мягкий согласный, синим, которая обозначает твёрдый согласный.
5. Работа с пословицами (учебник с. 79)
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа.
– Прочитайте предложения.
– Как эти предложения можно назвать? (Пословицы)
– Какой профессии посвящены пословицы? (Профессии
плотника)
– Что из этих пословиц вы узнали об отношении к
труду плотника?
– Как вы думаете, почему раньше ценился хороший
плотник? (Он многое умеет делать; инструмент
плотника – топор. Он помогал чинить серпы, плуги,
строил дома.)
– Так какой работник высоко ценится у людей? (Ценится
тот работник, который хорошо работает, многое
умеет.)
– Как вы понимаете их смысл?
– Какие профессии еще вы знаете? Расскажите о
них.
6. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией
Дифференцированное задание (учебник, с. 79)
Работа по сюжетной картинке.
– Дайте имена детям.
– Кем мечтают стать дети?
– Составьте предложения о детях.
– Как называется инструмент в руках у Паши? (Рубанок)
– Что он им делает?
Руба'нок — ручной деревообрабатывающий инструмент для строгания.
– Кем хочет стать Паша?
– Кем вы хотели стать?
– Кем работают ваши родители?
7. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией.
Дифференцированное задание (учебник, с. 78)
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа,
рассказ
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Кого вы на ней видите? Что вы знаете о Петре
I?
Петр I (Пётр Великий) – русский царя. Петр I учился корабельному делу за границей. Потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье Балтийского моря Петр заложил город-крепость.
– Что вы знаете об этом городе? Пушкин
восхищался городом Петра Великого, который он
основал. Вот что писал поэт. (Учитель читает
стихотворение).
– Кого еще вы здесь видите? Решение таких важных
государственных дел связано с трудом многих
людей.
– Назовите предметы, в названиях которых встречаются звуки [п] и [п’].
ФИЗМИНУТКА
VI. Закрепление знаний и способов действий
Коллективная. Словесный.
1. Работа в РТ, с.73 №1.
VII. Рефлексивно-оценочный
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам
сегодня на уроке?
– Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая
была в начале урока?
– Спасибо за урок.