Электролитическая диссоциация. Уравления диссоциации электролитов

Разделы: Химия


УМК: О.С. Габриелян (базовый уровень)

Цель: создание условий для отработки и коррекции знаний и умений в написании уравнений диссоциации электролитов.

Задачи урока:

  • Организовать повторение: определения электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, условия диссоциации, с помощью чего можно показать процесс диссоциации, эталоны диссоциации, эталоны по составу ионов.
  • Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя по содержанию повторения.
  • Способствовать запоминанию основной терминологии по теме.
  • Отработать умение писать уравнения диссоциации электролитов

Тип урока: рефлексия

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, дидактический материал

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, в парах, индивидуальная

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Основная часть

1. Мотивация

Стихотворение.

Электролитическая диссоциация

Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор – вода.
Почему же кислород,
Спирт, глюкоза и азот,
Растворенные в воде,
Не пропустят ток нигде?
Потому что вещества –
Неживые существа,
И зависят свойства их,
Сложных и совсем простых,
От строения частиц,
Микромира без границ.
А раствор, где ток бурлит,
Назван был электролит.
Связь химическую тут
В честь ионов назовут,
Как положено, ионной
Ток не любит жизни сонной.
Любит он, хитрец коварный,
Где силен союз полярный.
Например, хлор – водород.
Связь полярна, ковалентна,
Но приходит свой черед
Для удачного момента,
И разрушена вся связь.
Это водные ионы,
Презирая все законы,
Как бы в шутку и резвясь,
Разорвали все на части,
И пошел, пошел распад
На ионы разной масти,
Разных знаков, говорят.
Ни к чему овации
Для диссоциации.
Так процесс был назван тот,
Где распад произойдет.

После прочтения стихотворения формулируем тему урока с учащимися: «Электролитическая диссоциация. Уравнения диссоциации электролитов».  Цель урока: отработать умения писать уравнения диссоциации электролитов.

2.Актуализация знаний

Повторим основные моменты прошлого урока. Отвечаем быстро, не раздумывая на вопросы (блиц – опрос)
1) Какие вещества называются электролиты? Назовите их.
2) Какие вещества называются неэлектролиты? Приведите примеры.
3) Электролитическая диссоциация.
4) Условия электролитической диссоциации (вид связи, вода).
5) С помощью чего можно показать процесс диссоциации электролитов (с помощью уравнения реакции)?
6) Эталоны диссоциации электролитов (прочитать). (Приложение 1)
7) Эталоном по составу ионов является … (таблица растворимости).

Вспомнили теоретический материал, который понадобится для выполнения поставленной цели.
Приступаем к выполнению заданий, для осуществления поставленной цели. Объяснить, как будут работать учащиеся на уроке.

Самостоятельная работа №1 Работа выполняется в парах в течение 6-8 минут. (Приложение 2)
Проверка выполнения самостоятельной работы. Ее можно осуществить с помощью карточек. Их раздавать по мере выполнения работы. Или с помощью компьютера. Выявляются причина и место затруднения, если таковые есть. (Приложение 3, Презентация, слайд 2)

3. Локализация затруднений

Пошаговое сопоставление работ с эталоном для самопроверки, с проговариванием. Выясняется, почему возникли эти затруднения, исправляются ошибки.

4. Коррекция выявленных затруднений

Уточнение учащимися действий на основе эталонов, проговаривание действий.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Для учащихся, допустивших ошибки самостоятельная работа №2 (Приложение 4)
Учащиеся, не допустившие ошибок, получают творческое задание. (Приложение 5)
Проверка выполнения самостоятельной работы №2, на ошибки. Ее можно осуществить с помощью карточек. Их раздавать по мере выполнения работы. Или с помощью компьютера. (Приложение 6, Презентация, слайд 3)
Проверка выполнения творческого задания. Презентация, слайд 4

III. Итоговая часть

6. Рефлексия деятельности на уроке

– Достигли поставленной цели?
– Что явилось причиной затруднений выполнения заданий?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

7. Домашнее задание: параграф 35, 36 упражнение 4,5 страница 203