Сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников средствами инновационных здоровьесберегающих технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


Общая характеристика работы

1.1. Актуальность темы.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей дошкольного возраста имеются те или иные заболевания. Результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребёнка показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Однако существуют негативные факторы: это перегрузки дошкольников учебным материалом, недостаточное внимание к игровой деятельности, бессистемность закаливающих и оздоровительных процедур, отсутствие индивидуализации в двигательной активности. Поэтому актуально значимым и востребованным, сегодня становится поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Таким образом, необходимым стало изучение современных здоровьесберегающих технологий.

Цель. Внедрить инновационные здоровьесберегающие технологии в физкультурно-оздоровительную работу детского сада с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи.

  • Изучить современные здоровьесберегающие технологии, их основное содержание, принципы и направления использования в дошкольном образовательном учреждении.
  • Создать условия для реализации здоровьесберегающих технологий.
  • Разработать перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик для старших дошкольников.
  • Разработать методические рекомендации по применению инновационных здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
  • Разработать модель организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения «Здоровье дошкольника».
  • Сформировать у родителей воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

1.2. Научная новизна опыта

Научная новизна опыта заключается в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме использования в
работе с дошкольниками здоровьесберегающих технологий, выявить оптимальные условия организации здоровьесберегающей деятельности. В ходе работы рассмотрены аспекты проблемы: сущность понятий «педагогическая технология», «здоровьесберегающая технология». Определено состояние здоровья воспитанников. Новизна в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся отношениями педагогов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи. Использование наиболее эффективных оздоровительных практик в системе физкультурно-оздоровительной работы.

1.3. Практическая значимость

Разработанные мною методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий и модель организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения «Здоровье дошкольника» помогут инструкторам по физической культуре и воспитателям повысить качество, результативность воспитательно-образовательного процесса. Сформируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. По результатам мониторинга, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.

1.4. Основные положения

Становление опыта происходило в несколько этапов: диагностический – изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; поисково-констатирующий – апробация отдельных технологий, анализ результативности процесса применения здоровьесберегающих технологий и уточнение критериев оценки здоровья воспитанников; экспериментальный этап – обработка, проверка и систематизация полученных результатов, внедрение результатов в практическую деятельность.
В ходе работы выявлено, что существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на укрепление и сохранение здоровья воспитанников, получившие в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии», которые делятся на три группы:

– технологии обучения здоровому образу жизни;
– технологии сохранения и стимулирования здоровья;
– коррекционные технологии.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий соответствует концепции реализуемой программы, по которой работает детский сад, конкретных условий, показаний заболеваемости детей.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий считаю их влияние на развитие личности ребенка, увеличения резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к школьным нагрузкам. Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Для применения в практической деятельности мною были отобраны и апробированы инновационные методики проведения физкультурных и оздоровительных занятий. Приобретено оборудование: фитболы, спортивные скамейки и изготовлены мешочки с камешками. Для данного оборудования разработаны комплексы общеразвивающих упражнений (рис. 1)

Рис.1. Комплекс общеразвивающих упражнений с использованием спортивных скамеек.

Также изготовлено нестандартное физкультурное оборудование (парашют, массажные дорожки, тоннель, туристическая палатка и другое). Составлен каталог, в котором данное оборудование проклассифицировано.
Совместно с творческой группой педагогов детского сада разработаны и реализованы информационно-оздоровительные проекты «Познай себя», «Мы олимпийцы» (рис. 2)

Рис. 2 Итоговое мероприятие «Малые олимпийские игры» в рамках проектной деятельности «Мы олимпийцы».

Широкое применение получили технологии: релаксация, психогимнастические упражнения, подвижные игры, ритмическая гимнастика. Для обеспечения высокого уровня двигательной активности и заряда бодрости дошкольников на весь день ввела разнообразные формы утренней гимнастики. Разработаны конспекты интегрированных оздоровительных прогулок с использованием экологической тропинки детского сада (рис. 3). Данная форма оздоровительной работы способствует активизации биологических процессов, которые возникают в ходе обучения, повышает общую работоспособность детского организма, снижает утомляемость.

Рис. 3 Интегрированная познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на видовой точке «Уголок леса» экологической тропинки детского сада.

Для повышения уровня технической плавательной и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста в занятия по обучению плаванию введены элементы синхронного плавания (рис.4). Высокая эмоциональность, музыкальное сопровождение, большое разнообразие интересных упражнений и элементов способствует также развитию творческих и психологических способностей детей.

Рис. 4 Элементы синхронного плавания.

Особое место занимают физкультурные праздники и досуги, организованные совместно с родителями. Физическая деятельность сама по себе приятна. Движение есть источник сильнейшей радости. Физкультурные праздники и досуги – эффективное средство воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность. Дети инициируют активность родителей.
Ярким примером служит семейный спортивный праздник «Здоровые дети в здоровой семье» (рис. 5).

Рис. 5 Семейный спортивный праздник «Здоровые дети в здоровой семье»

Совместная деятельность с родителями положительно влияет на качество проводимой инновационной физкультурно-оздоровительной работы. Для родителей создано информационно-просветительское пространство:

  • «Уголки здоровья», стенды «Здоровый образ жизни – путь к успеху»,
  • «Секреты золотой рыбки», «Наши чемпионы». Организован смотр – конкурс семейных стенгазет «Спортивная семья». И как результат новое положительное отношение к детскому саду.

Открытие новых знаний по сохранению и укреплению здоровья детей.

В процессе инновационной деятельности проводилась диагностика физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста автор Таранов В.И., мониторинг интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками» автор Ю.А. Афонькина. Также было отслежено количество случаев заболеваний воспитанников.
По итогам проведённой работы по внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий разработано перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик для старших дошкольников, методические рекомендации по применению инновационных здоровьесберегающих технологий, модель организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения «Здоровье дошкольника».

Методы: анализ научно-методической литературы, мониторинг физического развития, методы математической статистики, наблюдение, моделирование.

Результаты: по результатам диагностики физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года с высоким уровнем было 27 % детей, со средним – 62%, с низким – 11%. Несмотря на достаточно удовлетворительные результаты, у многих детей потребность в двигательной активности проявлялась, но она возникала стихийно, интерес к движениям сохранялся недолго. По данным старшей медсестры прослеживалось увеличение количества частоболеющих детей данного возраста.

Диагностика в конце учебного года показала динамику развития уровня физической подготовленности, у 52 % детей – высокий уровень сформированности двигательных навыков, у 48% средний уровень, с низким уровнем детей 0% (рис. 6).

Также в конце года проводился мониторинг интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». По результатам которого мы сделали следующие выводы: дети большинство движений выполняют правильно, проявляют старание, движения, достаточно координированные как хорошо знакомые, так и новые, в том числе по показу и инструкции взрослого, контролируют качество выполнения движения. Сформированы представления о здоровом образе жизни. Соблюдают элементарные правила ЗОЖ.

Рис. 6 Результаты диагностического обследования физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

Главным показателем проделанной работы является снижение заболеваемости с 12,5 до 10,6 (рисунок 7).

Рис.7 Показатели заболеваемости

Количество случаев заболеваний так же снизилось с 590 до 514 случаев ( рисунок 8).

Рис. 8 Показатели случаев заболеваний.

Целью своей работы не ставлю достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физкультуре и спорту.

Выводы

В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья. Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность к преобразованию здоровьесозидающего пространства и использованию здоровьесозидающих практик позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.

Практические предложения

Опыт может быть полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Список опубликованных работ

1. Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием нестандартного оборудования (парашюта) по теме «Курс молодого бойца» http://dohcolonok.ru/conspekt/6292-konspekt-nod-po-osennim-dorozhkam-rodnogo-sada.html
2. Конспект оздоровительной прогулки «По осенним дорожкам родного сада» http://dohcolonok.ru/conspekt/5826-nod-kurs-molodoqo-bojtsa.html

Список используемой литературы

1. Материалы SD диска «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».
2. Интернет сайт «Фестиваль педагогических идей 1 сентября».
3. Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. – Ярославль: Академия развития, 2005.
4. Картушина М.Ю. Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья».
5. Научно практические журналы: «Инструктор по физической культуре», «Здоровье дошкольников».
6. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение – 2002.
7. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников 5-7 лет»: Пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.