Подростковый возраст - период становленя личности

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Подростковый период – это период перехода ребенка от детства к взрослости, перестройки физиологических и психологических процессов и активного формирования взглядов и убеждений. Возраст этот труден как для родителей и педагогов, так он действительно труден и для самих детей. Отрываясь от мира детства подростки постепенно, шаг за шагом идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый) и порождает многие трудности, с которыми приходиться сталкиваться в семье, школе при обучении и воспитании.

Эпоха перемен, коренные преобразования в жизни нашего общества, социальные, экономические трудности, радикальный пересмотр устоявшихся жизненных ценностей, ниспровержение многих авторитетов, изменение системы отношений во всех сферах социума ставят эту возрастную группу общества в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности, повышают психологическую ранимость.

Правильно построить воспитание, взаимоотношения с растущим человеком невероятно трудно, а зачастую невозможно, если не учитывать законов его физиологического развития. В этот период в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Нередки проявления негативизма. На просьбу сделать что-либо подросток может ответить отказом, причем, нередко в грубой форме. Девочки становятся чересчур обидчивы, мальчики чаще становятся более шумными, суетливы, все время вертят в руках что-то. Хуже  становится почерк, больше ошибок, исправлений, наклон букв то один, то другой. Сколько замечаний получают они от нас . Стоит задуматься, всегда ли мы справедливы.

Наряду с этим подростки больше утомляются. Утомление его может проявляться как в форме сонливости либо, напротив, сильное возбуждение. Это неблагоприятно сказывается на успеваемости и поведении подростка. Однако педагог должен учитывать, что в это состояние подросток попадает не по своей воле, что он часто и не осознает этого своего состояния. Вправе ли мы требовать от него способности к исчерпывающей и постоянной самооценке.

Становление подростка – трудное дело. В нем так много нового, неустойчивого, и поэтому подростку нужна помощь, поддержка, внимание и понимание.

Тонкий знаток детской души, В.А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие внутренней позиции подростка. С одной стороны, он  стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия. С другой – испытывает тревогу, опасения и боязнь не справиться с новыми задачами. Он ждет помощи от взрослого, но не хочет признаться в этом. Важно помнить и о том, что любая отрицательная общественная оценка неприятна подростку, болезненна для него.

Как же общаться с подростком в период взросления?

1. Не  навязываться. Трезво оценивать каждую ситуацию и смотреть, так ли необходимо ваше вмешательство. И обязательно учитывать тот факт, что подросток хочет казаться взрослым. Он уже не «маленький ребенок», он теперь — самостоятельный. Но в то же время не забывайте, частично самостоятельный. Поэтому незаметный контроль и помощь все таки нужны.
2. Избегать сравнения. Сравнивать подростка с другим, особенно с ровесником и при этого говорить в укор (вот какой он хороший, а ты почему не такой?) категорически запрещено. Этим вы пробудите ненависть к «конкуренту», и, возможно, к себе.
3. Говорить как с равным. Помните, что если хотите сдружиться с подростком он должен быть для вас равным. Да, у вас может быть своя точка зрения. Но и у него может быть своя точка зрения. А вот о поучительном тоне и «виде свысока своих лет» лучше забыть, хотя бы на время.
4. Не  принимать в штыки вкусы подростка. Ведь все мы в этом возрасте увлекались чем-то непонятным для наших родителей. Вам не нужно искоренять эти увлечения, попытайтесь понять их. Мы уверены, что в любой культуре или субкультуре есть вещи, которые могут вам понравиться. Главное — разобраться, изучить эту культуру. Не ленитесь! Ведь это поможет вам сблизиться с ребенком, а заодно и найти что-то интересное для себя.
5. Со временем он изменится. Мы же все знаем, что со временем подростковая вспыльчивость и впечатлительность проходит. Но не нужно воспринимать ее как болезнь, или как проблему. Это вполне нормальная часть развития человека. Не нужно также напоминать ему о том, что он еще «маленький», и потом будет мыслить по-другому. Ведь если вам сказать «ты мыслишь неправильно, но это пройдет», разве это не заденет? Лучше отнестись с пониманием, а если возникнут разногласия — спокойно объясните ребенку свою точку зрения. Это во многом повлияет на его мнение, если не сейчас, то позже. Не забывайте, что он запомнит практически все ваши слова, поэтому подбирайте их аккуратно.