Взаимосвязь личностных особенностей детей дошкольного возраста, страдающих СДВГ, с особенностями воспитания их родителями

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания и гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — детских психологов, педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.
Существует множество спорных теорий о причинах возникновения СДВГ, большинство этих теорий сходятся во мнении о его генетической природе. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить. А, как известно, взаимодействие со средой включает в себя также и взаимодействие с близкими людьми, то есть с семьей. Поэтому в своей работе мы исследовали и сравнивали уровень взаимного влияния личностных особенностей и особенностей воспитания родителями у условно здоровых детей и детей с СДВГ дошкольного возраста. А также разработали рекомендации для родителей по желательным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста с СДВГ. Исследование мы проводили по запросу детского сада, в котором концентрация гиперактивных детей достаточно высока (15 из 220).

Цель: изучить взаимосвязь личностных особенностей детей  дошкольного возраста с СДВГ с особенностями родительского воспитания.

Объект: синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Предмет: личностные особенности детей дошкольного возраста с СДВГ и особенности воспитания этих детей родителями.

Уже проводился ряд исследований об особенностях материнского воспитания детей с СДВГ, в частности, некоторые обследования детей показывают, что во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваются чувства независимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их. Э.Личко считает, что усиление запретов и требований со стороны родителя приводит к усилению расторможенности и большему сопротивлению ребенка родительским требованиям.

Поэтому в своей работе мы приняли гипотезы о том, что:

1. В группе детей с СДВГ показатели родительского контроля выше, чем в контрольной группе.
2. Чем выше родительский контроль, тем меньше выражены самостоятельность и независимость ребенка в экспериментальной и контрольной группах.
3. Родители детей с СДВГ чаще используют в качестве метода воспитания запреты в сравнении с родителями детей контрольной группы.
4. Родители детей с СДВГ чаще предъявляют требования к ребенку в сравнении с родителями контрольной группы.
5. Чем чаще родители используют запреты и требования, в экспериментальной группе детей это приводит к усилению симптомов СДВГ, снижению любознательности
и целенаправленной активности, а в контрольной группе к закрытости дома и в социуме.
6. Уровень тревожности детей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
7. Чем выше уровень тревожности детей экспериментальной группы, тем более выражены симптомы СДВГ, а у детей в контрольной группе чем выше уровень тревожности, тем выше тенденция к закрытости и сужению социальных контактов.

Описание выборки

В исследовании принимали участие дети среднего и старшего дошкольного возраста одного из детских садов Новосибирска. В экспериментальную группу вошли 15 детей с диагнозом СДВГ. Для отбора детей в группу использовались данные медицинских карт в детском саду, а также личное наблюдение за поведением детей в группе, жалобы со стороны воспитателей. 
В контрольную группу вошли 15 относительно здоровых детей, соответственно возрасту и полу детей экспериментальной группы. В обеих группах есть две девочки (4,5 и 6 лет) и 13 мальчиков (5 мальчиков 4,5 лет, 2 мальчика пяти лет и 6 мальчиков шести лет). 
В исследовании принимали участие 30 родителей (1 родитель от каждого ребенка). В экспериментальной группе участвовали 11 мам и 4 папы, а в контрольной группе 13 мам и 2 папы. Так как количество отцов ограничено (4 человека в экспериментальной и 2 человека в контрольной группе), то мы провели сравнение контрольной и экспериментальной групп дважды. Первый раз сравнивали группы в полном составе, второй раз исключили отцов. Несмотря на то, что отцов всего 6 человек, результаты сравнения групп мам несколько изменились. Дело в том, что полноценно обследовать пап детей с СДВГ оказалось очень трудоемкой задачей, так как отцы гораздо в меньшем количестве шли на контакт, чем мамы.

Так как нарушение внимания является одним из главных признаков СДВГ, то мы дополнительно использовали тесты для определения уровня произвольного внимания детей, как основного признака проявления СДВГ:

  • Тест Тулуз-Пьерона для детей 6-7 лет
  • Методика К. Йерасека «Найди и вычеркни» для детей 4-5 лет

Для определения личностных особенностей детей были проведены методики:

  • Рене-Жиля фильм-тест
  • Шкала явной тревожности CMAS

Для анализа особенностей родительского воспитания детей с СДВГ, а также родительского воспитания детей контрольной группы были использованы следующие методики:

  • Опросник родительского отношения
  • Тест «Анализ семейного воспитания»

Расскажу о полученных результатах.

1. В результате исследований не было выявлено достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами по шкале «авторитарная гиперсоциализация» (контроль), но показатели по этой шкале несколько выше в экспериментальной группе, чем в контрольной. Отсутствие достоверных отличий объясняем тем, что в эксперименте принимало участие мало людей. Не было выявлено корреляционных связей родительского контроля и закрытости детей.

2. Для общей выборки родителей характерен более низкий уровень запретов для детей с СДВГ. Возможно, это связано с тем, что родители боятся агрессивной реакции своих детей, которые итак отличаются расторможенностью и неусидчивостью, им легче уступить своим детям в споре, чем запретить что-либо. Кроме того, многие психологи и средства массовой информации акцентируют внимание родителей на том, что запреты способствуют снижению творческой активности ребенка, и формируют реакцию вседозволенности. С другой стороны, возможно, именно отсутствие запретов родителей и влияет на детей, позволяя им делать все, что они хотят, и тем самым усиливая в них гиперактивность и импульсивность. У детей с СДВГ итак нет границ, а отсутствие запретов усиливает симптомы.

3. Также мы получили, что у 100% здоровых детей родители уверены, что неудачи их детей случайны. Другими словами, у здоровых детей родители верят в них, в их удачу и тем самым вселяют им уверенность в свои силы. Такие дети, естественно, растут в обстановке доверия и не боятся допустить ошибку. Если родители детей с СДВГ считают, что их дети виноваты в своих ошибках и неудачах, в дальнейшем это может повлиять на появление у детей с СДВГ патохарактерологических реакций.

4. Уровень тревожности всех гиперактивных детей выше, чем у условно здоровых детей. Возможно, это связано с тем, что гиперактивных детей довольно часто ругают и одергивают, говоря сидеть спокойно или не выкрикивать с места. Таким образом, ребенок чувствует свою ущербность по сравнению с другими, но так как вести себя по-другому просто не может, то у него возникает внутреннее напряжение, которое вырастает в тревожность как черту личности гиперактивного ребенка.

5. В результате исследования мы получили, что папы в большей степени интересуются занятиями своих детей с СДВГ, чем папы здоровых детей. С отцовской заинтересованностью связана привязанность детей с СДВГ к папам. Мы объясняем это тем, что наша выборка в основном состоит из мальчиков, соответственно, дети очень нуждаются именно в повышенном внимании со стороны отцов. Также в результате проведенного исследования была выявлена прямая взаимосвязь заинтересованности пап в увлечениях своих детей с любознательностью и открытостью ребенка. Любознательность и открытость ребенка – это способ заслужить родительское внимание. Ребенок, добиваясь папиного внимания, становится более любознательным и открытым. Заинтересованность мам в жизни своих детей представляет собой неослабный контроль и ограничения ребенка и поэтому может снизить его самостоятельность и независимость. Поэтому мы делаем вывод, что вовлеченность пап в воспитание детей с СДВГ позволяет ослабить их гиперактивность.

6. Интересна, на мой взгляд, тенденция, выявленная мною при наблюдении за тем, кто отводит и забирает детей в детском саду. Так, выяснилось, что всех гиперактивных детей приводят в сад те родители, к которым они менее привязаны, а у здоровых детей оказалась более высокая привязанность именно к тем родителям, которые их приводят и забирают из сада. Поэтому я полагаю, что, возможно, именно это стремление проводить больше времени с предпочитаемым родителем и не соответствие этому на практике и приводит ребенка к усилению гиперактивного поведения как средства привлечения внимания родителя.

В результате проведенного исследования подтвердились принятые вначале гипотезы о том, что родительские запреты и требования усиливают у ребенка признаки СДВГ, снижают уровень его любознательности и целенаправленной активности, а условно здоровые дети при усилении родительских запретов становятся более замкнутыми; уровень тревожности детей с СДВГ выше, чем у здоровых детей, тревожность детей усиливает симптомы СДВГ.

Не подтвердились гипотезы о том, что в группе детей с СДВГ показатели родительского контроля выше, чем в контрольной группе; чем выше родительский контроль, тем меньше выражены самостоятельность и независимость ребенка в экспериментальной и контрольной группах.

Не подтвердилась гипотеза о том, что родители детей с СДВГ чаще используют в качестве метода воспитания запреты и требования в сравнении с родителями детей контрольной группы.
В результате неправильного взаимодействия родителей с детьми, страдающими СДВГ, особенно при отсутствии участия в воспитании отцов, симптомы гиперактивности могут усугубляться. 
Разработанные в данной работе рекомендации для родителей детей с СДВГ носят практический характер и могут быть использованы с целью улучшения детско-родительских отношений, а также частичной коррекции личностных особенностей, которые присущи детям с СДВГ.

Рекомендации:

«Уважаемые родители!

Любите Ваших детей! Принимайте их такими, какие они есть, это развивает в них уверенность в своих силах, в Вашей любви, делает их более любознательными, открытыми миру! Верьте в их удачу!

Мамам следует обратить внимание на то, что наличие четкой системы запретов приводит к большей социальной адекватности ребенка, также он становится более привязанным к Вам. Папам, в свою очередь, следует помнить, что чрезмерная загруженность Вашего ребенка повседневными обязанностями делает ребенка менее адекватным в социуме. А ведь принятие гиперактивным ребенком социальных норм – это как раз то, чего ему так не хватает!

Присутствие наказаний со стороны мамы в системе семейного воспитания приводит к появлению у Вашего ребенка стремления доминировать над людьми, тем самым усиливая симптомы гиперактивности. Чрезмерные наказания увеличивают уровень тревожности детей, поэтому прежде, чем наказывать Вашего ребенка, подумайте, что для Вас важнее – более спокойный ребенок, не переживающий по любому поводу, или командир, занимающий главные позиции не от большой самоуверенности, но от зашкаливающего уровня выходящей таким образом тревожности?

Чем больше Вы интересуетесь занятиями и увлечениями Вашего ребенка, тем больше ему хочется открываться, проявлять себя, он становится более общительным. Особенно заинтересованность в делах ребенка привязывает Вашего ребенка к папам и, как следствие, у ребенка развивается любознательность, так как именно папы своим воспитанием привносят Вашему ребенку любовь к знаниям. Позвольте им проводить побольше времени вместе, играть с детьми в подвижные, шумные игры, пусть именно папы отводят и забирают детишек из детского сада, это так важно для всей Вашей семьи! Терпения Вам!»