В «Толковом словаре» В. И. Даля мы читаем: «Духовный – это относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».
Духовное воспитание – важнейшая проблема воспитания, это проблема нравственного становления личности.
Духовные свойства личности – это самопознание, самосознание, самоосмысление, самосовершенствование, самовыражение.
Формирование духовных свойств личности – это формирование понимания окружающих людей, чувство общности с ними, шаг к сочувствию, сопереживанию. Но в жизни бывает иначе, когда человек живёт без частички «со». Каждый – сам за себя, каждый – сам по себе. Тогда появляются условия для агрессии, жестокости, садизма, унижения достоинства другого человека. Это и есть духовная инертность человека. Она не такая безобидная. У человека можно наблюдать скудность интересов, нравственную неразвитость. Духовная инертность порождает людей с примитивной духовной жизнью, у них формируется отрицательное отношение к другим людям. Такие люди не способны сопереживать, происходит извращение лучших человеческих качеств, создаются условия жизни, равнодушной к радостям и горестям людей, нет доброго отношения к животным и природе, нет радости за свою жизнь.
Формируя положительные духовные ценности, мы формируем будущее. В современных условиях необходима активизация работы при использовании различных методов и приёмов для нравственного развития личности. Под активизацией нужно понимать создание ситуаций, стимулирующих нравственное развитие человека, обеспечивающих принятие общественных духовных норм как своих. Механизм усвоения положительных духовных норм сложен, но его нужно понимать, чтобы формировать духовность личности.
Цель такой внутренней структуры личности, в которой полно отражается её нравственная воспитанность.
При формировании духовных свойств личности важно общение ребёнка со взрослыми и ровесниками.
Нужно обеспечить ребёнку большое разнообразие благоприятных социальных явлений. Опыт социального общения с другими людьми готовит ребёнка к восприятию духовной жизни. В духовном воспитании важно значение семьи, дома. При расширении интересов ребёнка растёт сфера его собственной личности. Наступает очень важный момент в духовной жизни человека, когда постепенно «семья» перерастает в «товарищ».
Смысл духовного воспитания человека в современных условиях заключается в становлении системы отношений человека к миру, самому себе, к формированию способности самоопределения в ситуациях нравственного выбора. Существует проблема становления человека как субъекта своей жизнедеятельности, умеющего принимать решение, нести ответственность за свой выбор. Нужные новые формы обучения духовности.
Рефлексия – основной путь получения человеком нравственных знаний. В процессе формирования духовных качеств личности важно, чтобы ребёнок осознал, осмыслил своё состояние и чувства, умел их переживать и восстанавливать. Очень важна включённость каждого ученика в деятельность. Это достигается созданием соответствующей обстановки. Педагогу необходимо проявлять внимание к высказываниям учеников, поощрять самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давать односторонних оценок. Нужно помнить, что на формирование духовных свойств личности оказывает воздействие та система отношений, которая её окружает.