Использование художественных текстов на уроках физики

Разделы: Физика


Как прекрасен этот мир,
Посмотри ...

Умение работать с учебником, с литературой – одна из важнейших задач учебного процесса. Нужно научить учащихся читать и понимать смысл прочитанного.
При работе с текстом необходимо формировать такие учебные умения как:

  • анализировать;
  • выделять главную информацию;
  • представлять ее в виде логических цепочек;
  • кратко пересказывать, используя логические цепочки;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

А саму работу с текстом можно представить в виде следующей схемы:

Рассмотрим, как работает эта схема на конкретном примере. Привожу фрагмент урока.

Вельц И. А. «Иней»

Тема. Изменение агрегатного состояния вещества. 8 кл.

Предлагаю ученикам отрывок из рассказа А.Т. Аксакова «Очерк зимнего дня».

В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы, особенно с зимних поворотов, когда по народному выражению солнышко пошло на лето, а зима на мороз. Стужа росла с каждым днем, а 29 декабря ртуть застыла и опустилась в стеклянный шар...
... Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней...

С.Т. Аксаков. Очерк зимнего дня

В.Н. Бакшеев «Иней»

Этот материал выбран мной не случайно. Он служит прекрасной иллюстрацией тех явлений природы, которые ребята могут объяснить с помощью знаний, полученных на уроках физики.
При работе с этим текстом у учащихся формируются те навыки, о которых говорилось ранее, и одновременно воспитывается убежденность в возможности познать законы природы. Вместе с учениками мы проанализировали текст. Выделили главную информацию.

Далее ребятам был предложен ряд вопросов:

1 вопрос. Какие тепловые процессы описаны в данном отрывке? Ответ на этот вопрос должен быть оформлен в виде логической цепочки.

Ответ.

2 вопрос. Какая установилась температура в декабре 1813 года?

Ответ. Ребята, пользуясь таблицей «Температура плавления некоторых веществ (Ф-8)» определили, что температура воздуха была –390С.

3 вопрос. Почему сильный мороз называют трескучим?

Ответ также был оформлен в виде логической цепочки.

4 вопрос. Как образуется иней? Как называется процесс образования инея?

Ответ. Когда водяной пар, содержащийся в воздухе, становится насыщенным, при понижении температуры ниже 00С он конденсируется и превращается в иней (твердая фаза). Этот процесс называется сублимацией.

Хочется отметить что, отрывок из рассказа «Очерк зимнего дня» несет еще одну важную смысловую функцию: он учит ребят наблюдать, видеть в природных явлениях не только красоту, но и те процессы, которые можно объяснить с помощью полученных на уроках знаний.

Приведу еще один пример работы с художественным текстом.

При изучении темы «Плавление и отвердевание кристаллических тел» (8 кл.) я привлекаю отрывок из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

... Не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. ... Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, – это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло. ...
Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла ли полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло посмеивалась над ней:
– Ничего, ныряй, я тебя все равно съем. ...

Сказка Серая Шейка Д.Н. Мамин-Сибиряк

Работа с этим материалом так же способствует формированию навыков работы с информацией.
Текст проанализировали, выделили главные элементы знаний.

Образование полыньи, описанной в тексте, ребята представили в виде логической цепочки.

Этот отрывок из хорошо знакомой сказки является и средством закрепления знаний, полученных на уроке физики, вызывает интерес к изучаемой теме. Он создает хороший эмоциональный настрой.

Робота с разными источниками информациями формирует познавательную культуру, готовность к самообразованию.

Привлечение репродукций картин известных художников делает учебный процесс более наглядным, развивает эмоциональную и мотивационную сферы. Это также эффективное средство эстетического воспитания, направленного на развитие таких качеств как наблюдательность, умение видеть и ценить красоту родной природы.