Урок "НЕ с различными частями речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • Образовательная: повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме “Правописание НЕ с разными частями речи”, отработать приёмы разграничения НЕ – части корня, НЕ – приставки и НЕ – частицы, уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий;
  • Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, уметь анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, развить у учащихся рациональные приёмы умственной деятельности при повторении и закреплении знаний и умений, формировать активное участие в процессе обобщения материала;
  • Воспитательная: продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых примеров – пословиц и поговорок, кладезя народной мудрости.

Обеспечение занятия:

  • Мультимедийные слайды по теме урока (“Тест ”);
  • Презентация урока “Правописание НЕ с разными частями речи”;
  • Раздаточный материал;
  • Папки для индивидуальной работы;
  • Таблицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуй, мой любимый класс! Рада снова видеть вас!
Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте своими улыбками наших гостей! Садитесь! Вы активные и жизнерадостные! У нас всё получится! Мы будем успешными! (слайд)

II. Проверка Д.З.

Работа с лингвистическим текстом (слайд)

III. Повторение

– Наш урок мы начнём с повторения изученного по теме, закрепим и обобщим полученные знания. Я надеюсь, что  словарики станут верными помощниками как на сегодняшнем, так и на следующих уроках русского языка.

IV. Работа над темой урока

– Запишите тему сегодняшнего урока (слайд №).

Слово учителя о целях и задачах урока (слайд №).

– Частица НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. Какую же орфографическую опасность может таить в себе маленькое словечко из двух звуков?

2-й ученик:

Частица НЕ – упрямая частица.
Всё повернуть по-своему стремится.
Ты хочешь счастья,
А она придёт –
И выйдет всё как раз наоборот!

С такой частицей нет опасней дружбы.
Она убьёт неверием своим,
И то, что нужно,
Станет вдруг ненужным,
А то, что плохо, –
Не таким плохим.

Но если ты ослаб и утомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят, с годами поостыл,
Частица НЕ – упрямая частица –
На этот случай может пригодиться.

На помощь поскорей её зови,
Она тебе придаст
Неутомимость,
Непримиримость,
И неукротимость,
И силу нестареющей любви! (Ф.Кривин)

– Давайте вспомним, чем может быть НЕ в разных случаях (на доске).

  • Он настоящий неряха.
  • Негромкий звук раздался в тишине.
  • Река была не глубокая, а мелкая.

– Итак, чем является НЕ в этих примерах? (В каждом из них НЕ появляется в новом облике: в 1-ом – это часть корня, во 2-м – приставка, в 3-м – частица).  В чём же проблема? Естественно, что часть корня и приставка пишутся слитно, а частица – раздельно. Такую простую мысль и правилом-то называть неудобно. Однако теме слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи отведено в школьной программе немало уроков. А ошибки появляются снова и снова. Откуда они? Дело в том, что трудно различить эти три случая, решить, что перед нами: приставка или частица. Мы сегодня вспомним правила, которые вы уже изучали в школе, приведём разные примеры, чтобы разобраться в тонкостях и сложных случаях. Орфографическая трудность в том, чтобы решить, что перед нами и, соответственно, слитно или раздельно пишется. Ведь правила орфографии – тоже результат размышления людей. Но довольствоваться ими – всё равно, что читать описания природы вместо того, чтобы пойти в лес. Как гласит народная мудрость: “То, что запомнил, – уйдёт, то, что понял, – останется” ().

V.  Дифференцированная творческая работа

 Чтобы легче было обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи, мы будем использовать вот такие опорные конспекты, которые помогут вам на уроках и при подготовке к экзаменам. (На партах)

1. Инд. раб. по карточкам)
2. Составление алгоритма

VI. Закрепление

 Тематический диктант.

– Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-

  1. То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица);
  2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка);
  3. Грубый, невоспитанный человек (невежа);
  4. Необразованный, малосведущий человек (невежда);
  5. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа);
  6. Военный противник, враг (неприятель).

– Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слова?

– Обращаемся к нашим помощникам – пословицам и поговоркам.

Выборочный диктант (1-й вариант записывает пословицы, где НЕ пишется слитно, 2-й вариант – НЕ – раздельно)

1. Без пословицы (не)проживёшь. – 2
2.  Друг познаётся в (не)счастье. – 1
3. (Не)ошибается тот, кто ничего (не)делает. – 2
4. (Не)убив медведя, шкуры (не)делят.      (выписали оба варианта) – 1 и 2
5. (Не)доброе слово больней огня жжёт. – 1
6. У (не)ряхи нет и путной рубахи. – 1

– Синтаксический разбор предложения (2 человека работают за доской +сверка с доской):

Не убив медведя, шкуры не делят. (Повеств., невоскл., прост., односост., осложнено обособленным обстоят., выраж. дееприч. оборотом, распр.)

– Объясни слитное написание НЕ. Приведи примеры раздельного написания этих слов, если возможно. (слайд)

VII. Самостоятельная работа (Тест)

– Перед тем, как приступить к выполнению тестового задания, давайте обратим внимание на таблицу, (презентация), и сделаем вывод по проделанной работе.

От глагола с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей НЕ, которые обозначают неполное, незаконченное действие. Например, аквалангист не достал морскую раковину. Приставку НЕДО- можно проверить подбором антонима с приставкой ПЕРЕ-. Немного юмора. Я напомню вам студенческий афоризм на изученное правило: “Лучше переесть, чем недоспать”)

– Итак, мы ещё раз повторили правила “Правописание НЕ с разными частями речи” для того, чтобы безошибочно выполнить тестовую работу.
Но перед этим давайте проведём гимнастику для глаз

Проверка (сверка с доской) – слайд №.

– Кто безошибочно справился с тестом? (самооценка: 0 ош. – “5”, 1 ош. – “4”, 2 ош. – “3”, более двух, надеюсь, не допустил никто).

VIII. Итог урока

IX. Домашнее задание (по выбору).

1) Написать сочинение-рассуждение с использованием слов на изученное правило;
2) Выполнить упражнение.
3) Составить словарную диктовку по теме урока “Правописание НЕ с разными частями речи”.

  • Хорошо работали на уроке:...
  • Я ценю усилия...
  • Молодцы:...
  • Умница...
  • Можно похвалить...
  • Порадовали своими ответами...