Творчество М.И. Глинки. Опера «Руслан и Людмила»

Разделы: Музыка


Художественное название урока: Источники вдохновения Качановки

Тип урока: Углубление и закрепление знаний.

Жанр: урок – исторический очерк.

Цель:

  • углубить знания учащихся по основной теме «Мир образов камерной и симфонической музыки»; продолжить знакомство с творчеством М.И. Глинки, его оперой «Руслан и Людмила»;
  • познакомить с периодом творчества композитора в имении Качановка; закрепить понятия «камерная музыка», «симфоническая музыка», «увертюра», «сонатно-симфоническая форма».

Учебные задачи:

  • анализировать увертюру из «Руслана и Людмилы» по комплексу выразительных средств, работать над вокально-хоровыми навыками в песне Н. Забилы «Гуде вітер вельми в полі»,  созданием эмоционально-художественного образа песни, ее исполнительским  планом;
  • воспитывать отношение к национальному музыкальному искусству как к особой форме духовной деятельности человека, формирование духовных качеств личности;
    развивать внимание, речь, творческое воображение и мышление.

Планируемый результат обучения:

  • чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • уважительное, толерантное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств  других людей и сопереживание им;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками  в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Оборудование:  мультимедийный комплекс , фортепиано, словарь эстетических эмоций, аудиозапись и видеозапись с музыкальным материалом, портреты М.И.Глинки, Т.Г.Шевченко, С.Гулака-Артемовского, раздаточный материал – текст песни, карточки с названием разделов сонатно-симфонической формы, плакат «Средства художественной выразительности», тексты поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», наборное полотно образовательной игры, компьютерная презентация к уроку,видеофрагмент худ.фильма «Руслан и Людмила» ( реж.А.Птушко, 1938 год).

Ресурсы:

  • Музыка: 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
  • Энциклопедия «Кто есть кто в мире», Издательство «Эксмо», Москва,2007 год.
  • Статья в газете «Зеркало недели»  2007 год, «Источники вдохновения Качановки».
  • Художественный  фильм «Руслан и Людмила», (реж.А.Птушко,1938 год).

Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой…

А.С. Пушкин

Звучит хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

«Музыка – душа моя» – так сказал великий композитор М.И. Глинка, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться на сегодняшнем уроке.
Музыка имеет свой язык и слова часто бессильны там, где «говорит» музыка. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые глубокие, самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое… И не зря наш сегодняшний урок начался с уже знакомого вам гениального хора из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», в которой описаны события освободительной борьбы русского народа 1612г:
В 1836 г. состоялась премьера оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, на которой присутствовал  император Николай Павлович и весь Петербургский Свет. Опера с первых тактов захватила слушателей  не только новизной русской народной интонации в опере, но и могучим зарядом духовного патриотизма, пронизавшим каждый такт удивительного сочинения. Это была не просто опера, а опера-гимн русскому патриотизму .
Кульминацией оперы был славильный кант-молитва  «Славься, славься, Русский Царь» в  эпилоге, почти целиком посвященном прославлению великого рода Романовых. Созданный в традициях петровских виватных кантов, простой и доступный по музыке, хор «Славься» восхитил всех присутствующих  небывалым зарядом патриотизма, воплощенным в русской опере.
После окончания оперы растроганный царь пригласил М. Глинку к себе в ложу, выразил ему свою признательность за замечательное сочинение и предложил переименовать оперу в «Жизнь за царя». В знак высочайшего одобрения сочинения император вручил русскому  композитору драгоценный перстень, который всю жизнь, как величайшую святыню, хранил  М. Глинка.

Хор «Славься» стал неофициальным гимном России. Прекрасная талантливая музыка в сочетании с патриотическим текстом сделали «Славься» очень популярным у всех русских людей — от царя до простого человека.

Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой…

Эти слова А.С. Пушкина послужат прекрасным эпиграфом к нашему уроку. Потому что сегодня мы окунемся в мир, овеянный поэзией старинных преданий, насыщенный красочными образами сказки, картинами природы и народных обрядов.
К образам старинных преданий обращались многие творцы искусства-художники, писатели и поэты, а после изобретения кинематографа и режиссёры кино.

Демонстрируется видеофрагмент художественного фильма «Руслан и Людмила», режиссёра А.Птушко,1938 год).

Сегодня мы продолжим знакомство с «большой волшебной оперой», как назвал ее  М.И. Глинка – «Руслан и Людмила».

Звучит украинская народная песня «Гуде вітер вельми в полі».
На фоне музыки учитель продолжает рассказ.

В апреле 1838г. М.И. Глинка, работавший капельмейстером придворной капеллы, получил от Николая I указание набрать певчих. Для этого он направился на Украину. Интерес к украинской земле зародился у композитора еще во время учебы в Санкт-Петербургском университетском благородном пансионе, где, как известно, выходцы с Украины были первыми и по количеству и по успеваемости. Представителей других национальностей принимали в общество малороссиян только за особые заслуги: Льва Пушкина – за то, что брат знаменитого поэта, а Михаила Глинку – за способности к музыке. Лето 1838г. Было для композитора особенно запоминающимся. Именно на благодатной украинской земле в имении Григория Степановича Тарновского в Качановке на Черниговщине, Глинка завершил основные сцены оперы «Руслан и Людмила», специфику которых составил местный колорит.
В Качановке Михаил Глинка провел лучшие мгновения своей жизни. Хозяин имения Григорий Тарновский владел огромным капиталом и 9 тысячами душ крестьян, преклонялся перед творческими людьми. Он содержал собственный оркестр. В Качановке вдохновение не покидало Михаила Глинку ни на день. Используя неисчерпанные  богатства украинского фольклора, он создает несколько романсов. А итогом его пребывания в Качановке стали три основные части оперы «Руслан и Людмила». Это был, по словам самого композитора, результат «творческой зарядки в благословленном крае».

Вопросы учителя:

  • Какое литературное произведение легко в основу оперы?  (Юношеская романтическая поэма А.С. Пушкина, 1820г.)
  • Назовите главных героев оперы  (работа с текстом)
  • Назовите положительных и отрицательных героев оперы.

Положительные образы – это образ Людмилы, Руслана. Образ Руслана вырос из русских былин, сказок, и имеет свом прототипом легендарных богатырей, борющихся против страшных чудищ и колдунов…  Взяв у Пушкина сюжет и характеристики основных героев, Глинка, вместе с тем ,значительно углубил их.
Увертюру оперы М. Глинка строит на темах, которые будут звучать в опере. На прошлом уроке вы уже слушали увертюру к «Руслану и Людмиле». Знакомились с основными ее темами – главной – бодрой и энергичной, связанной с образом Руслана, побочной ,которая представляет собой мелодию из арии Руслана из  III действия.
Далее музыка рассказывает о препятствиях, которые стоят перед героями на пути к счастью. Далее звучат аккорды оцепенения – сцена похищения Людмилы, проносится тема злого волшебника Черномора. Оканчивается увертюра энергичным звучанием всего оркестра, утверждения могущественной силы народа и радости победы.
Давайте еще раз послушаем увертюру, но теперь у нас будет  особое задание. Мы должны определить следующие разделы увертюры:

  1. Экспозицию (вступление – главная тема – побочная тема)
  2. Разработку
  3. Репризу (повторное звучание основных тем)
  4. Коду

Основу сонатно-симфонической формы, в которой построена увертюра, составляет принцип конфликтного развития, который появляется из столкновения противоречивых образов и именно контраст является тем составляющим, который определяет динамику развития музыки, музыкальную драматургию произведения.
У вас на партах лежат карточки с названием основных частей сонатно-симфонической формы, в которой выдержана увертюра.
Итак, слушаем увертюру, карточками  показываем разделы (звучит увертюра; учащиеся определяют разделы карточками).

Вопрос учителя:

  • Какие средства художественной выразительности использует композитор? (работа по наглядному плакату).
  • Как выражена идея  победы добра над злом, любви над ненавистью в увертюре?

Ответы учащихся

В имении Качановка М.И. Глинка создал две украинские песни на слова Виктора Забилы  «Не щебечи, соловейко»  и «Гуде вітер вельми в полі».  Сегодня мы продолжим работу над песней  «Гуде вітер вельми в полі».
Прежде чем  начать работу, мне бы хотелось рассказать вам интересные эпизоды из жизни ее создателей.
Однажды в Киеве, в Михайловском монастыре, Глинка услышал песни воспитанника духовной семинарии Сергея Гулака-Артемовского, ставшего впоследствии всемирно известным певцом, чему немало поспособствовал сам композитор.

Песня «Гуде вітер вельми в полі» была написана специально для баритонального баса Гулака-Артемовского.
Интересна судьба и отставного майора Нежинского драгунского полка, автора слов песни «Гуде вітер…»  Виктора  Михайловича  Забилы.
Полюбив  дочь  богатого  помещика    Любовь Белозерскую, Виктор Забила не получил разрешения на брак у её отца и она была отдана замуж за другого. Почти вся его поэзия – автобиографична. Её  содержание – несчастная любовь,  тоска по любимой :

«Плаче козак  молоденький, долю проклинає»

Виктор Забила был знаком и дружен с Великим Кобзарём –Тарасом Григорьевичем Шевченко. Был он и среди тех, кто насыпал в Каневе на Чернечьей горе высокую могилу великому поэту…

Работа над песней   «Гуде вітер вельми в полі».

Сегодня на уроке мы обратились к прекрасным образам, созданным в имении Качановка. При слушании увертюры к опере «Руслан и Людмила» выяснили, что построена она на контрастном сопоставлении тем – воинственной и лирической, которые не противоречат друг другу, а устремлены к одному – светлому, доброму в жизни.
Борьба добра и зла – это не только одна из основных тем в искусстве, но и проблема всей жизни людей, проблема самовоспитания человека, то, что волновало и будет волновать людей всегда.
А сейчас я хочу предложить вам образовательную игру.

Вопросы к образовательной игре:

Украинский певец,  композитор, соратник М. И. Глинки (С. Гулак-Артемовский) Первая русская опера М. И. Глинки («Иван Сусанин»)
Главный герой оперы «Руслан и Людмила» (Руслан) Хозяин имения Качановка, меценат (Григорий Тарновский)
Форма музыкального произведения, основанная на развитии двух контрастных тем в различных тональностях (сонатно-симфоническая форма) Звучит в финале оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» (хор «Славься…»)
Автор слов песни «Гуде вітер вельми в полі» (Виктор Забила) Оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму (увертюра)

По ходу выполнения образовательной игры появляется иллюстрация к произведению «Руслан и Людмила»  (рис.1)

Иллюстрация к образовательной игре к уроку «Источники вдохновения Качановки» (иллюстрация разрезается на части,  на обратной стороне которых пишутся определения. На другом полотне – ответы. Карточки раздаются учащимся, которые подбирают соответствующие части. В итоге – складывается рисунок.

Как бы ни было трудно вам в жизни, помните: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта!»
Благодарю за творческий настрой. Желаю удачи, взаимопонимания и успехов в творчестве!