Художественное название урока: Источники вдохновения Качановки
Тип урока: Углубление и закрепление знаний.
Жанр: урок – исторический очерк.
Цель:
- углубить знания учащихся по основной теме «Мир образов камерной и симфонической музыки»; продолжить знакомство с творчеством М.И. Глинки, его оперой «Руслан и Людмила»;
- познакомить с периодом творчества композитора в имении Качановка; закрепить понятия «камерная музыка», «симфоническая музыка», «увертюра», «сонатно-симфоническая форма».
Учебные задачи:
- анализировать увертюру из «Руслана и Людмилы» по комплексу выразительных средств, работать над вокально-хоровыми навыками в песне Н. Забилы «Гуде вітер вельми в полі», созданием эмоционально-художественного образа песни, ее исполнительским планом;
- воспитывать отношение к национальному
музыкальному искусству как к особой форме
духовной деятельности человека, формирование
духовных качеств личности;
развивать внимание, речь, творческое воображение и мышление.
Планируемый результат обучения:
- чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- уважительное, толерантное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Оборудование: мультимедийный комплекс , фортепиано, словарь эстетических эмоций, аудиозапись и видеозапись с музыкальным материалом, портреты М.И.Глинки, Т.Г.Шевченко, С.Гулака-Артемовского, раздаточный материал – текст песни, карточки с названием разделов сонатно-симфонической формы, плакат «Средства художественной выразительности», тексты поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», наборное полотно образовательной игры, компьютерная презентация к уроку,видеофрагмент худ.фильма «Руслан и Людмила» ( реж.А.Птушко, 1938 год).
Ресурсы:
- Музыка: 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
- Энциклопедия «Кто есть кто в мире», Издательство «Эксмо», Москва,2007 год.
- Статья в газете «Зеркало недели» 2007 год, «Источники вдохновения Качановки».
- Художественный фильм «Руслан и Людмила», (реж.А.Птушко,1938 год).
Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой…
А.С. Пушкин
Звучит хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
«Музыка – душа моя» – так сказал великий
композитор М.И. Глинка, с творчеством которого мы
продолжаем знакомиться на сегодняшнем уроке.
Музыка имеет свой язык и слова часто бессильны
там, где «говорит» музыка. Она способна выразить
то, что невыразимо словами, раскрыть самые
глубокие, самые тонкие оттенки человеческих
чувств, мыслей, настроений, переживаний, может
помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы,
унести в далекое прошлое… И не зря наш
сегодняшний урок начался с уже знакомого вам
гениального хора из оперы М.И. Глинки «Иван
Сусанин», в которой описаны события
освободительной борьбы русского народа 1612г:
В 1836 г. состоялась премьера оперы «Иван Сусанин»
М. Глинки, на которой присутствовал император
Николай Павлович и весь Петербургский Свет.
Опера с первых тактов захватила слушателей не
только новизной русской народной интонации в
опере, но и могучим зарядом духовного
патриотизма, пронизавшим каждый такт
удивительного сочинения. Это была не просто
опера, а опера-гимн русскому патриотизму .
Кульминацией оперы был славильный
кант-молитва «Славься, славься, Русский Царь»
в эпилоге, почти целиком посвященном
прославлению великого рода Романовых. Созданный
в традициях петровских виватных кантов, простой
и доступный по музыке, хор «Славься» восхитил
всех присутствующих небывалым зарядом
патриотизма, воплощенным в русской опере.
После окончания оперы растроганный царь
пригласил М. Глинку к себе в ложу, выразил ему
свою признательность за замечательное сочинение
и предложил переименовать оперу в «Жизнь за
царя». В знак высочайшего одобрения сочинения
император вручил русскому композитору
драгоценный перстень, который всю жизнь, как
величайшую святыню, хранил М. Глинка.
Хор «Славься» стал неофициальным гимном России. Прекрасная талантливая музыка в сочетании с патриотическим текстом сделали «Славься» очень популярным у всех русских людей — от царя до простого человека.
Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой…
Эти слова А.С. Пушкина послужат прекрасным
эпиграфом к нашему уроку. Потому что сегодня мы
окунемся в мир, овеянный поэзией старинных
преданий, насыщенный красочными образами сказки,
картинами природы и народных обрядов.
К образам старинных преданий обращались многие
творцы искусства-художники, писатели и поэты, а
после изобретения кинематографа и режиссёры
кино.
Демонстрируется видеофрагмент художественного фильма «Руслан и Людмила», режиссёра А.Птушко,1938 год).
Сегодня мы продолжим знакомство с «большой волшебной оперой», как назвал ее М.И. Глинка – «Руслан и Людмила».
Звучит украинская народная песня «Гуде вітер
вельми в полі».
На фоне музыки учитель продолжает рассказ.
В апреле 1838г. М.И. Глинка, работавший
капельмейстером придворной капеллы, получил от
Николая I указание набрать певчих. Для этого он
направился на Украину. Интерес к украинской
земле зародился у композитора еще во время учебы
в Санкт-Петербургском университетском
благородном пансионе, где, как известно, выходцы
с Украины были первыми и по количеству и по
успеваемости. Представителей других
национальностей принимали в общество
малороссиян только за особые заслуги: Льва
Пушкина – за то, что брат знаменитого поэта, а
Михаила Глинку – за способности к музыке. Лето
1838г. Было для композитора особенно
запоминающимся. Именно на благодатной
украинской земле в имении Григория Степановича
Тарновского в Качановке на Черниговщине, Глинка
завершил основные сцены оперы «Руслан и
Людмила», специфику которых составил местный
колорит.
В Качановке Михаил Глинка провел лучшие
мгновения своей жизни. Хозяин имения Григорий
Тарновский владел огромным капиталом и 9
тысячами душ крестьян, преклонялся перед
творческими людьми. Он содержал собственный
оркестр. В Качановке вдохновение не покидало
Михаила Глинку ни на день. Используя
неисчерпанные богатства украинского
фольклора, он создает несколько романсов. А
итогом его пребывания в Качановке стали три
основные части оперы «Руслан и Людмила». Это был,
по словам самого композитора, результат
«творческой зарядки в благословленном крае».
Вопросы учителя:
- Какое литературное произведение легко в основу оперы? (Юношеская романтическая поэма А.С. Пушкина, 1820г.)
- Назовите главных героев оперы (работа с текстом)
- Назовите положительных и отрицательных героев оперы.
Положительные образы – это образ Людмилы,
Руслана. Образ Руслана вырос из русских былин,
сказок, и имеет свом прототипом легендарных
богатырей, борющихся против страшных чудищ и
колдунов… Взяв у Пушкина сюжет и
характеристики основных героев, Глинка, вместе с
тем ,значительно углубил их.
Увертюру оперы М. Глинка строит на темах, которые
будут звучать в опере. На прошлом уроке вы уже
слушали увертюру к «Руслану и Людмиле».
Знакомились с основными ее темами – главной –
бодрой и энергичной, связанной с образом Руслана,
побочной ,которая представляет собой мелодию из
арии Руслана из III действия.
Далее музыка рассказывает о препятствиях,
которые стоят перед героями на пути к счастью.
Далее звучат аккорды оцепенения – сцена
похищения Людмилы, проносится тема злого
волшебника Черномора. Оканчивается увертюра
энергичным звучанием всего оркестра,
утверждения могущественной силы народа и
радости победы.
Давайте еще раз послушаем увертюру, но теперь у
нас будет особое задание. Мы должны
определить следующие разделы увертюры:
- Экспозицию (вступление – главная тема – побочная тема)
- Разработку
- Репризу (повторное звучание основных тем)
- Коду
Основу сонатно-симфонической формы, в которой
построена увертюра, составляет принцип
конфликтного развития, который появляется из
столкновения противоречивых образов и именно
контраст является тем составляющим, который
определяет динамику развития музыки,
музыкальную драматургию произведения.
У вас на партах лежат карточки с названием
основных частей сонатно-симфонической формы, в
которой выдержана увертюра.
Итак, слушаем увертюру, карточками показываем
разделы (звучит увертюра; учащиеся определяют
разделы карточками).
Вопрос учителя:
- Какие средства художественной выразительности использует композитор? (работа по наглядному плакату).
- Как выражена идея победы добра над злом, любви над ненавистью в увертюре?
Ответы учащихся
В имении Качановка М.И. Глинка создал две
украинские песни на слова Виктора Забилы «Не
щебечи, соловейко» и «Гуде вітер вельми в
полі». Сегодня мы продолжим работу
над песней «Гуде вітер вельми в полі».
Прежде чем начать работу, мне бы хотелось
рассказать вам интересные эпизоды из жизни ее
создателей.
Однажды в Киеве, в Михайловском монастыре, Глинка
услышал песни воспитанника духовной семинарии
Сергея Гулака-Артемовского, ставшего
впоследствии всемирно известным певцом, чему
немало поспособствовал сам композитор.
Песня «Гуде вітер вельми в полі» была
написана специально для баритонального баса
Гулака-Артемовского.
Интересна судьба и отставного майора Нежинского
драгунского полка, автора слов песни «Гуде
вітер…» Виктора Михайловича Забилы.
Полюбив дочь богатого
помещика Любовь Белозерскую, Виктор
Забила не получил разрешения на брак у её отца и
она была отдана замуж за другого. Почти вся его
поэзия – автобиографична. Её содержание –
несчастная любовь, тоска по любимой :
«Плаче козак молоденький, долю проклинає»
Виктор Забила был знаком и дружен с Великим Кобзарём –Тарасом Григорьевичем Шевченко. Был он и среди тех, кто насыпал в Каневе на Чернечьей горе высокую могилу великому поэту…
Работа над песней «Гуде вітер вельми в полі».
Сегодня на уроке мы обратились к прекрасным
образам, созданным в имении Качановка. При
слушании увертюры к опере «Руслан и Людмила»
выяснили, что построена она на контрастном
сопоставлении тем – воинственной и лирической,
которые не противоречат друг другу, а устремлены
к одному – светлому, доброму в жизни.
Борьба добра и зла – это не только одна из
основных тем в искусстве, но и проблема всей
жизни людей, проблема самовоспитания человека,
то, что волновало и будет волновать людей всегда.
А сейчас я хочу предложить вам образовательную
игру.
Вопросы к образовательной игре:
Украинский певец, композитор, соратник М. И. Глинки (С. Гулак-Артемовский) | Первая русская опера М. И. Глинки («Иван Сусанин») |
Главный герой оперы «Руслан и Людмила» (Руслан) | Хозяин имения Качановка, меценат (Григорий Тарновский) |
Форма музыкального произведения, основанная на развитии двух контрастных тем в различных тональностях (сонатно-симфоническая форма) | Звучит в финале оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» (хор «Славься…») |
Автор слов песни «Гуде вітер вельми в полі» (Виктор Забила) | Оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму (увертюра) |
По ходу выполнения образовательной игры появляется иллюстрация к произведению «Руслан и Людмила» (рис.1)
Иллюстрация к образовательной игре к уроку «Источники вдохновения Качановки» (иллюстрация разрезается на части, на обратной стороне которых пишутся определения. На другом полотне – ответы. Карточки раздаются учащимся, которые подбирают соответствующие части. В итоге – складывается рисунок.
Как бы ни было трудно вам в жизни, помните: «Зло
мгновенно в этом мире, неизбывна доброта!»
Благодарю за творческий настрой. Желаю удачи,
взаимопонимания и успехов в творчестве!