Урок окружающего мира по теме "Простудные и заразные заболевания". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: Изучение нового материала через активные формы работы: практическая работа, игра.

Цели:

  • Познакомить обучающихся с мероприятиями по профилактике простудных и заразных заболеваний.
  • Формировать навык осознанного отношения к гигиене, своему здоровью.
  • Создавать условия для воспитания доброжелательного отношения друг к другу.
  • Мотивировать учащихся к учебной деятельности через игровые моменты, участие в практической работе.

Оборудование:

  • Презентация.
  • Стихотворение С. Михалкова “Грипп”.
  • 2-3 куклы и кукольная одежда для игры: “Одень куклу”.
  • Пластмассовые игрушки, таз, горячая вода, сухая горчица, полотенце.
  • Индивидуальные ватно-марлевые повязки.
  • Учебник А.Плешаков."Я и мир вокруг"

Конструкт урока

1. Организационный момент.

- Добрый день.

- Давайте проверим, все ли готовы начать урок? Подарим друг другу улыбку, хорошее настроение и начнем.

2. Актуализация.

Работа над стихотворением С.Михалкова “Грипп”. Инсценирование.

1) Знакомство с простудными заболеваниями.

- Сейчас мы вспомним стихотворение С.Михалкова "Грипп" и познакомимся с его героем. Он оказался в мрачном королевстве. Мы его увидим и услышим. Будьте внимательны, чтобы ответить на вопросы:

- Что случилось с героем стихотворения?

Презентация.

(Стих. читает и инсценирует подготовленный ученик)

У меня печальный вид
Голова с утра болит
Я чихаю, я охрип
Что со мною? Это грипп?
Не румяный грипп в лесу,
А поганый грипп в носу!
Поднялась температура,
Я лежу и не ропщу.
Пью солёную микстуру,
Кислой горло полощу!
День лежу, второй лежу,
Третий – в школу не хожу.
И друзей не подпускают:
Говорят, что зарожу!

- По каким признакам вы определили его заболевание?

(Выслушиваются ответы детей.)

3. Формулирование темы и цели урока.

- Попробуйте сформулировать, чему будет посвящен сегодняшний урок.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как уберечь себя от простуды. Что нужно делать, чтобы не заболеть простудой и не оказаться во владениях этой ужасной Королевы? (Слайд 4)

4. Актуализация знаний учащихся.

1) Практическая работа.

Беседа с детьми.

- Кто из вас уже в этом году болел?

- Почему вы болели? Кто-то ноги промочил, кто-то ел мороженное, а кто-то выбегал на улицу раздетым.

- Какие изменения происходили с вами, как вы себя чувствовали?

Без насморка, кашля наверно и не обошлось.

- Как вас лечили?

- Когда спала температура, кому грели ноги? Понравилась эта процедура?

- Сейчас мы посмотрим другой способ этой эффективной процедуры.

- В таз наливаем тёплой воды, высыпаем горчицу, кладём на дно игрушки и начинаем играть, путешествовать под водой руками. Так мы греем руки! Кто будет испытателем?

(Звучит легкая музыка. Несколько детей выходят и показывают.)

- Эффект от этой весёлой процедуры такой же, как если бы вы грели ноги! (Слайд 8)

2) Работа с учебником. Знакомство с заразными заболеваниями.

- Посмотрите на рисунок стр. 113. Что не правильно делают дети?

- Что нового и интересного скажет нам наш учебник? Прочитаем на стр.113.

- Посмотрите на рисунок и ответьте: каким путём микробы попадают в организм человека? (Выслушиваются ответы детей.)

- Этот путь медики называют: Воздушно-капельный.

- Что нужно делать, если у вас высокая температура, насморк, кашель. чихание?

(Выслушиваются ответы детей, основанные на личном опыте. Обратиться к врачу!)

- Верно. Самолечение очень опасно, следует обратиться к врачу. (Слайд 9)

Вывод. Какими способами мы можем болеть простудными болезнями? Перечислите симптомы простудных болезней.

5. Усвоение новых знаний.

Игра-путешествие.

- Сейчас мы отправимся в путешествие: в “царство Королевы Простуды”.

- Давайте подумаем почему микробы-воины Королевы Простуды, так легко проникают в наш организм?

- Первая причина спряталась в “замке Ватных одеял” (Слайд 10)

- Здесь люди кутаются, одеваются очень тепло, а всё равно болеют.

-Как надо правильно одеваться, чтобы не болеть?

ИГРА “Одень куклу по погоде”

Перед детьми лежат куклы и одежда для них. Дети работают в парах. Одевают своих кукол .

- Покажите своих кукол. Смотрим, все ли одели куклу по погоде?

Итак: как мы должны одеваться в разное время года? Если мы идём на каток? и т.д.

Вывод: не переохлаждаться и не кутаться, чтобы не простыть.

- Вторая причина скрылась в “замке Микробия”. (Слайд 11)

- Там живёт принц Апчхи ! Там все чихают и кашляют друг на друга.

ИГРА: “Микробы” (Физминутка)

- Давайте разомнёмся, поиграем. 2 команды -мальчики и девочки. В руках у “Микробов” ватные мячики. Они бросают их в игроков другой команды. Тот кого коснулся мячик- выбывает из игры.

- Вот так побеждают Микробы!

- Как нам защититься от этих вирусов-микробов? (Выслушиваются ответы детей)

Вывод: пользоваться своим носовым платком, смазывать нос (внутри) оксолиновой мазью, а во время ЭПИДЕМИИ (значение слова зачитывает 1 ученик из словаря) используют ватно-марлевую повязку. Это более действенный барьер.

- Несколько учеников демонстрируют как правильно пользоваться этой повязкой.

- Третья причина прячется во “дворце Тьмы”. (Слайд 12)

- В этом дворце все окна плотно закрыты. Свет и воздух совсем не проникают в него. Там тучи вирусов и микробов, так как комнаты никогда не проветриваются и не убираются.

- Но если мы откроем все окна и двери, то мы сразу можем заболеть. Расскажите, как правильно надо проветривать помещение?

(Ответы детей)

- Как вы думаете, ребята, Королева Простуды сможет захватить в свой плен закалённых людей?

- Посмотрите на наших друзей на стр.115. Чем они заняты? А что сними произошло? Что они сделали не так? (Беседа по рисунку в учебнике)

Работа по раскрытию значения слов.

ЗАКАЛИВАНИЕ – система процедур, защищающих человека от неблагоприятных факторов: холода, микробов. У человека повышается ИММУНИТЕТ (значение смотрим в словаре, зачитывает 1 ученик)

- Четвёртая причина – наша Пища (Слайд13)

- Отгадайте загадки и скажите, какие продукты несут большее здоровье нашему организму?

1)

Круглое, румяное, я расту на ветке
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

2)

Яркий, сладкий, весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики, а из далёкой Африки. (апельсин)

3)

Я вырос на грядке. Характер мой гадкий.
Куда ни приду- всех до слёз доведу. (лук)

4) Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

5) Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (морковь)

- О чём мы должны помнить, прежде чем есть овощи и фрукты? (мыть)

6. Итог урока.

- Итак, вот и закончилось наше путешествие.

- Подведем итог. Вы попробуете оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Прочитать начало предложения и закончить своими словами: (Слайд 14)

1. Сегодня я узнал...
2. Было интересно...
3. Было трудно...
4. Я выполнял задания...
5. Я понял, что...
6. Теперь я могу...
7. Я почувствовал, что...
8. Я научился...
9. Меня удивило...
10. Урок дал мне для жизни...
11. Хочу сказать спасибо...

7. Домашнее задание.

- Совместно с родителями запишите рецепт витаминного напитка, который вы принимаете когда болеете. (Слайд 15)

Таким образом, будет составлен буклет с рецептами, которые поднимают иммунитет и помогают легче перенести болезнь. Мы можем подарить его в медицинский кабинет. Спасибо за работу.