Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной группе по теме «Осенний лес» для детей с тяжелыми нарушениями речи. Пересказ текста Н.Сладкова «Осенняя елочка» по опорным картинкам

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: совершенствовать умение детей пересказывать близко к тексту;

Задачи:

Образовательные: совершенствовать активный словарь по теме; закрепить и обобщить знания детей о изменениях, которые происходят с деревьями осенью; формировать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционные: совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными; формировать двигательные навыки и координацию речи с движениями; формировать умение использовать в речи распространенное предложение; закрепить умение использовать в речи предлоги В, НАД, ИЗ, У (ОКОЛО).

Развивающие: развивать слуховое внимание, логическое мышление, зрительную память; развивать умение контролировать процесс напряжения и расслабления мышц.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе; прививать навыки умения слушать товарища и не перебивать; воспитывать.

Оборудование и материалы:

Предварительная работа: наращивание активного словаря по темам “Осень”, “Деревья”; знакомство с подвижной игрой “Дуб, береза, ива”; разучивание ребенком стихотворения “Осень” З.Федоровской; организация выставки картин русских художников; знакомство с предлогами на, у, над, в.

Ход занятия

1. Оргмомент

Дети сидят на ковре.

- Ребята, попробуйте отгадать тему нашего сегодняшнего занятия. Подсказка - стихотворение, которое сейчас нам расскажет Вера.

Музыкальное сопровождение.

Осень (З. Фёдоровская)

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

- Как вы считаете, какая тема нашего занятия? (Ответы детей).

- Верно, тема нашего занятия “Осенний лес”.

Цель нашего занятия – рассказать о дне рождения елочки, как автор рассказа “Осенняя елочка” Николай Сладков. Сегодня мы будем говорить о том, какие звуки можно услышать осенью в лесу, какие деревья растут в лесу и как называется такой лес, поговорим о том, как можно узнать возраст дерева, будем пересказывать рассказ Николая Сладкова “Осенняя елочка”. А поможет нам Старичок-Лесовечок. Он рассказал, что осенью в лесу отмечают день рождение елочки. Деревья дарят ей подарки. Но этой осенью, Ветер-шалун разбросал подарки по лесу. Лесовичок просит нас помочь их собрать и украсить елочку. Справимся? (ответы детей).

- За каждое задание вы будете получать листья. За что будем давать красный листок?

- Кто будет отвечать верно и полным ответом, будет активен при выполнении заданий. Желтый лист?

- Кто будет допускать немного ошибок – желтый.

- Зеленый? Если ответы будут не правильными и не полными. В конце занятия оценим, кто был сегодня лучшим и вернем подарки елочке.

- Вы готовы, ребята?

2. Игра “Звуки леса”

- Садитесь в кружок, закройте глаза и прислушайтесь к звукам осеннего леса. (Дети слушают звуки леса).

- А теперь, каждый делиться своим впечатлением от услышанного, а затем, передает Лесовичка соседу и спрашивает: “Что услышал ты в осеннем лесу?”. Стараемся не повторять друг за другом. (Ответы детей).

- Оцените себя.

3. Игра “Дуб, береза, ива”

- Встаньте все в круг. Какие деревья растут в лесу? (Ответы детей).

- Сейчас мы поиграем в игру “Дуб, береза, ива”. На прошлом занятии мы в нее уже играли. Будьте внимательны!

Педагог называет деревья, а дети показывают соответствующую особенностям дерева позу.

- Оцените себя.

4. Игра “Какой лес?”

Дети встают в круг.

- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру “Какой лес?”. Если в лесу растут только березы (осины, дубы, сосны, ели, клены, пихты), как будет называться этот лес? (ответы детей).

- Как вы думает, как называется лес, если в нем растет много разных деревьев? (ответы детей)

- Ребята, этот лес называется смешанным.

- Оцените себя.

5. Игра “Собери картину”

Делю детей на три подгруппы. Дети работают за столами.

- Ребята, Лесовичок решил проверить, как вы запомнили название леса. Он предлагает нам собрать пазлы из картин русских художников, назвать, какой лес здесь изображен. Работать будем по подгруппам. Пока звучит музыка, вы собираете пазлы. (Делю детей на подгруппы, работу выполняют по музыку).

- Посмотрите, какие картины получились у других детей и все ли собрали картины верно? (ответы детей)

- Какой лес изображен на вашей картине?

- Марк, подойди, пожалуйста, к выставке картин и выбери ту картину, которую никто не собирал. (Ребенок выполняет).

- Как вы считаете, какой лес изображен на этой картине? (ответы детей).

- Конечно, это смешанный лес.

- Подробнее о картинах и художниках мы поговорим на следующем занятии.

- Оцените себя.

 

  4.jpg (4464 bytes)

6. Мультимедийная презентация

- Ребята, кто знает, как определить возраст у дерева? (ответы детей)

- У деревьев, на которых растут листья, определяют возраст по количеству колец на спиленном стволе. (слайд №1,2)

- Давайте сосчитаем, сколько лет было этому дереву. (слайд №3)

(Считают все вместе, согласовывая существительные с числительными. Затем, кто-то из детей выполняет данное задание самостоятельно).

- Возраст хвойных деревьев определяют по-другому. Кто знает, как определить возраст ели? (ответы детей)

- Возраст ели и сосны определяют по количеству ярусов у дерева и прибавляют три, так как ярусы начинают расти только через три года с момента появления ростка. (слайд №4)

-Это ярус. Давайте попробуем определить возраст этой ели. (Считают ярусы сначала вместе, потом кто-то один выполняет задание). (слайд №5), (слайд №6)

- Оцените себя.

7. Пересказ текста

- Проходите и присаживайтесь на стульчики. Послушайте рассказ Николая Сладкова “Осенняя елочка”.

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась.

Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей все дарят и дарят.

И у всех на глазах становится елочка нарядной и разноцветной. Не то что зимой и летом — одним цветом.

Вопросы по тексту:

- Как называется рассказ?

- Кто автор этого рассказа?

- В какое время года появилась елочка?

- Что увидела елочка, когда раздвинула листья и травинки?

- Сколько лет прошло с елочкиного рождения?

- Что дарит осина елочке?

- Что дарит клен елочке?

- Что дарит ива елочке?

- Какая стоит елочка?

- Где находятся подарки?

- Какой становится елочка у всех на глазах?

8. Физминутка

“Елочки – пенечки” под музыку.

Когда поют елочки - дети показывают, какие большие елки

(вытягиваются на носочки, руки вверх),

когда поют пенечки – показывают, какие пеньки (приседают).

- Садитесь на свои места. Я еще раз читаю рассказ Николая Сладкова “Осенняя елочка”, а вы слушайте внимательно.

- Кто хочет пересказать рассказ. (По желанию детей)

- Слушайте внимательно и не мешайте рассказчику.

Спрашиваю 2-3 детей.

- Чей рассказ вам больше понравился? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей)

- Чей рассказ вам понравился? Почему?

9. Игра “Часики”

- Последние задание, Лесовичок предлагает определить, что где находится. Подойдите к столу и возьмите “часики”. На них изображены картинки леса и маленькие слова предлоги. О каких предлогах мы говорили на прошлом занятии?

- Верно, о предлогах ИЗ, НАД, У, В. Я произношу фразу, а вы с помощью стрелок показываете ее. (в лесу, на пеньке, над корзиной и т.д.)

- Оцените себя.

10. Итог.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Какие задания помогли нам в пересказать текст Николая Сладкова “Осенняя елочка”?

- Оцените свою работу: те, у кого больше красных листочков - возьмите и раскрасьте красным кленовый лист; те, у кого один желтый листочек – раскрасьте желтым кленовый лист; те, у кого больше желтых листочков – раскрасьте зеленым кленовый лист.

Педагог следит за тем, чтобы самооценка была правильной. Если кто-то неправильно оценил себя, подводит к верной оценки своей деятельности.

- Занятие закончено. Вы свободны.