Урок мужества «Военный орден в моей семье»

Разделы: Внеклассная работа


Цель: пробуждение интереса к своим историческим корням и воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

Форма: коллективное творческое дело

Подготовительная работа

А) Акция “Военные следопыты”

Б) Рассказ “Военный орден в моей семье” по плану:

- В Великой Отечественной участвовал мой (родственник)

- Он участвовал в освобождении (название городов, стран)

- Он награждён орденами и медалями (название орденов и медалей)

- Вот что он рассказал о том времени (рассказ)

В) Сбор материала о наградах времён ВОВ

План классного часа

  1. Вступительное слово
  2. Информационный блок “Награды Великой Отечественной”
  3. Страницы памяти “Орден в моей семье” (рассказы детей)
  4. Минута молчания
  5. Об акции “Георгиевская ленточка”
  6. Подведение итогов (рефлексия)

Ход классного часа

Сегодня мы представляем результат поисковой работы, являющейся частью акции “Военные следопыты”, родившейся и проведенной 6А классом. В течение 3 месяцев ребята искали, изучали, собирали материал о родственниках, воевавших в годы войны и награжденных боевыми наградами

9 Мая весь наш народ будет отмечать 70 лет со дня Победы. Это праздник со слезами на глазах, потому что нет ни одной семьи, которой бы не коснулось горе войны. Во многих семьях в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это наша национальная гордость, честь и достоинство. В процессе поисковой работы ребята нашли исторический материал о наградах и подготовили рассказы об орденах и медалях Великой Отечественной.

Я попрошу вас рассказать о том, что вы узнали.

Информационный блок “Награды Великой Отечественной”

Ученик 1. 20 мая 1942 года был учреждён орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени. Это была первая награда, появившаяся в годы войны. Этим орденом награждались и военные, и гражданские, которые отличились в борьбе с фашистами.

Ученик 2. Первыми получили эту награду артиллеристы дивизиона под командованием капитана Ивана Ильича Криклий. В бою под г. Харьковом они уничтожили 32 вражеских танка и более 300 фашистов.

Ученик 3. Капитан Криклий не успел получить высокую награду. Он был тяжело ранен и скончался в госпитале.

Ученик 4. Всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны этим орденом были награждены около 500 000 человек.

Ученик 5. В 1985 году, к 40-летию Победы, этим орденом были награждены все участники ВОВ, дожившие до этого праздника.

Ученик 6. В ходе ВОВ были учреждены ордена, носившие имена великих русских полководцев: орден Суворова, орден Кутузова, орден Ушакова, орден Нахимова, орден Богдана Хмельницкого.

Ученик 7. Этими орденами награждались выдающиеся советские полководцы: К.Г.Жуков, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев и другие.

Ученик 8. Орден Александра Невского. Его вручали офицерам Красной армии, которые нанесли большой урон врагу. Всего же этот орден был выдан более 40 000 раз.

Ученик 1. Первый такой орден получил командир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н.Рубан. Его батальон смог отразить атаку целого фашистского полка, поддержанную танками.

Ученик 2. 8 ноября 1943 года был учреждён высший военный орден Советского Союза – орден Победы. Шла война. Русскую землю ещё топтали фашисты, но весь народ глубоко верил в победу.

Ученик 3. Орденом Победы награждали полководцев за выдающиеся военные операции, которые изменяли боевую обстановку в пользу Советских вооружённых сил.

Ученик 4. Рубиновую звезду ордена Победы, усыпанную бриллиантами, в годы войны получили 11 самых выдающихся советских полководцев.

Ученик 5. Имена всех кавалеров ордена Победы занесены на мемориальную доску в Большом Кремлёвском дворце.

Ученик 6. А самой почётной солдатской наградой был орден Славы трёх степеней. Он появился в тот же день, что и орден Победы.

Ученик 7. Этим орденом награждались бойцы за личный подвиг в боевой обстановке. Орден имеет три степени. Высшей является 1-я степень. Награждение производилось последовательно: сначала вручали орден 3 степени, затем – 2 и, наконец, 1-й степени.

Ученик 8. Орден Славы напоминает старинный русский солдатский орден – Георгиевский крест. Об этом сходстве напоминает знаменитая чёрно-оранжевая ленточка, которая получила название Георгиевской.

Ученик 1. Получить эту награду было очень трудно – её получал тот, кто первым ворвался с боем в расположение противника, кто в минуту опасности спас знамя части, тот, кто, рискуя жизнью, спас в бою командира.

Ученик 2. Полными кавалерами ордена Славы (для этого надо было получит все три степени ордена) стали в годы Великой Отечественной войны около 2500 воинов.

Ученик 3. Самая почётная солдатская военная медаль – это медаль “За отвагу”. Её вручали за личное мужество, проявленное в бою.

Ученик 4. В годы войны были учреждены медали за оборону городов-героев Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Киева, а также Кавказа и Советского Заполярья. За освобождение европейских городов Белграда, Варшавы, Праги.

Ученик 5. В День Победы, 9 Мая 1945 года, все военные получили медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”

Ученик 6. А вот если вы увидите на груди ветерана такую медаль, знайте, что это Герой Советского Союза. Такую медаль вручали человеку, который совершил настоящий подвиг!

Ученик 7. В годы Великой Отечественной войны более 11 000 советских людей стали Героями Советского Союза. Среди них – представители более ста национальностей.

Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Вы узнали, как выглядят некоторые ордена и медали Великой Отечественной войны. Вы поняли, что каждая такая награда доставалась ценой тяжёлого ратного труда, а иногда – ценой жизни. Наш долг – сберечь память о подвиге людей и передать эту память своим детям и внукам. А теперь послушаем рассказы о том, какие награды хранятся в вашей семье, какие подвиги связаны с этими наградами, какие имена вспоминают в вашей семье в День Победы?

Представьте себе, что солдаты сидят в землянке в перерыве между боями. В печурке вьётся огонь, на поленьях смола, как слеза. Грустно поёт гармошка, а они вспоминают о своей жизни в довоенное время.

Звучит песня “В землянке”

Тот, кто остался в живых, завещал нам помнить о том, какою ценой завоевано наше настоящее.

Рассказы детей. Страницы памяти “Военный орден в моей семье”

(рассказы детей)

Минута молчания

Ребята, мы послушали рассказы о далёком прошлом, о мужестве и героизме людей, которые спасли мир от фашизма. Мы должны беречь память об этом подвиге. 9 Мая наш народ празднует День Победы. Но миллионы наших соотечественников жизнью заплатили за эту победу. Предлагаю почтить их память минутой молчания.

Об акции “Георгиевская ленточка”

А вы знаете, почему к 9 Мая на автобусах, на костюмах людей появляется чёрно-оранжевая ленточка? Что она обозначает? Какова история этой ленточки?

Ученик 1. Георгиевская ленточка получила своё название от ордена Святого Георгия, Этот орден был учреждён в России в 1769 году. Он назван по имени Св. Георгия, покровителя русского воинства.

Ученик 2. Святой Георгий – великомученик. Он был замучен и убит врагами христианства – язычниками. За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют ещё Победоносцем.

Ученик 3. На иконах святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьём змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика. Георгия.

Ученик 4. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Чтобы утолить ярость змея, люди регулярно по жребию отдавали ему на съедение юношу или девушку. Однажды жребий выпал на дочь правителя той страны. Её отвели к берегу озера и привязали, она в ужасе стала дожидаться появления змея.

Ученик 5. Когда же зверь стал приближаться к ней, появился на белом коне светлый юноша, который копьём поразил змея и спас девушку.

Этот юноша был святой великомученик Георгий.

Ученик 1. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в родной земле и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Ученик 2. В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почётному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги.

Ученик 3. Эта награда могла быть выдана также за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего неприятельского войска и другие выдающиеся подвиги.

Ученик 4. Орден святого Георгия подразделялся на 4 степени, в первый раз – орден 4 степени, в следующий раз - более высокая 3-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвёртый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1 степени.

Ученик 1. О том, насколько почётно было получить орден Святого Георгия 1 степени, говорит, например, следующий факт. Высшую награду Российской империи – орден Андрея Первозванного – получило более тысячи человек. А орден Святого Георгия 1 степени – только 25 человек. Среди них великие русские полководцы Суворов и Кутузов.

Ученик 2. В середине 19 века солдатский Георгиевский крест был подразделён на 4 степени (1 и 2 – золотые, 3 и 4 – серебряные) и стал выдаваться так же, как и ордена Святого Георгия, т.е. сначала 4-я, затем 3-я, 2-я и, наконец, 1-я – высшая.

Я надеюсь, теперь вы знаете, что такое георгиевская ленточка и почему ее носят на груди в день Победы.

Подведение итогов (рефлексия)

Я хотела бы услышать, что дала вам проведенная поисковая работа? Как вы считаете, нужно ли проводить “раскопки” в своих семейных архивах?

Как вы считаете надо ли продолжать работу в рамках акции “Военные следопыты”?

Заключение

Ребята, давайте материал, который вы собрали о своих дедах и прадедах поместим в сборник нашего класса “Я помню! Я горжусь!”

Выступления

Я Хмельченко Евгения, ученица 6-А класса. Я хочу рассказать о поисковой работе, являющейся частью акции “Военные следопыты”, родившейся и проведённой в нашем 6-А классе.

В течение этого учебного года мы с одноклассниками искали, собирали, изучали материалы о родственниках, воевавших в годы войны и награждённых боевыми наградами. Эту акцию мы посвятили событию 70-летию Победы, которое наш народ будет отмечать 9 Мая. Этот праздник со слезами на глазах, потому что не было ни одной семьи, которой бы ни коснулось горе войны. Во многих семьях в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это наша национальная гордость, честь и достоинство. В процессе работы мы с ребятами нашли исторический материал о наградах и рассказали на классном часе “Военный орден в твоей семье” об орденах и медалях Великой Отечественной войны. Результатом поисковой работы стала “Книга памяти” 6-А класса.

Материалы “Книги Памяти”

Из семьи моего прадеда Бурцева Василия Ермолаевича на войну ушли сразу двое: он сам и его восемнадцатилетний сын Николай. Домой вернулся только Николай. Прошёл всю войну. Был награжден медалью “За отвагу”, “За победу над Германией”, “За взятие Кенигсберга”, орденом Отечественной войны II степени. Я деда Николая не увидела, так как он умер до моего рождения. Мои мама и бабушка рассказывают, что он с большим трепетом относился к Дню Победы и часто вспоминал о войне.

Другой мой прадед Лукин Григорий Степанович тоже воевал. До 1942 был миномётчиком. Под Сталинградом получил восемнадцать осколочных ранений, в том числе один – в зрачок глаза. После шести месяцев госпиталя был признан годным к нестроевой службе. Битва за Сталинград – одно из самых крупных и массовых сражений, включающих и манёвренные операции, и оборону, и уличные рукопашные бои. Равных этому сражению не было ни по размаху, ни по кровопролитию, ни по железной стойкости обороняющихся. Двести дней и двести ночей! О них вспоминают бойцы, которых, увы, остаётся всё меньше и меньше.

До самой победы служил мой прадед жестянщиком на обслуживании самолётов. После войны он прожил недолго. В 1961 году скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг, вызванного осколком в глазу. Мой дед учился тогда в седьмом классе. Дед рассказывал, что его отец был награждён медалью “За отвагу”, “За победу над Германией”, “За взятие Кенигсберга”, “За оборону Сталинграда”.

На следующей странице Кармазинова Алина повествует:

“Мой прадед Никитин Фёдор Афанасьевич - участник Великой Отечественной войны. Он прошёл всю войну и воевал с Японией. Был награждён медалями: “За отвагу”, “За победу над Германией”, “За победу над Японией”. К сожалению, при переезде, эти награды были утеряны”.

Далее в книге рассказ Руденко Никиты:

“Мой прадед Крестников Николай Григорьевич был очень уважаемым человеком. Когда началась война, ему было 14 лет. Он стал разведчиком в партизанском отряде. С другом они пошли в разведку и нарвались на фашистский дот. Друга убили. Николай Григорьевич не мог его бросить – понёс на себе и получил пулю в спину.

У партизан он находился 9 месяцев. Был награждён медалями “За оборону Кавказа”, “За освобождение Кавказа”, “За отвагу”. Позже он стал инвалидом из-за ранения”.

Продолжает Гугунова Евгения:

“Мой прадедушка Гугунов Иван Иванович родился в Ульяновской области, в селе Канадей. В 1941 году ушёл на фронт. Поезд, на котором он ехал на фронт вместе с другими солдатами, начали бомбить фашистские самолёты. Собрали оставшихся солдат и направили в Баку охранять месторождения нефти. Иван Иванович был награждён медалями “За победу над фашистской Германией”, “За оборону Кавказа”.

Презентация.