Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития самостоятельности обучающихся

Разделы: Технология


Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на качество образования. В связи с этим неизбежен процесс гуманизации образовательной деятельности, которая предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.

Изучив педагогическую и методическую литературу таких авторов как: В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупской, О.А.Кожиной, Н.В. Синицыной, Н.И. Лебедева, С.Н. Чистяковой, И.А. Сасовой, С.Э Маркуцкой, пришла к выводу применить их идеи в своей работе по теме: “Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития самостоятельности обучающихся”.

Цель моей профессиональной деятельности: подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной с трудовой деятельностью, наполненной творчеством и инициативой.

Для достижения своей цели решаю следующие задачи:

- использовать метод проектов на уроках технологии для развития самостоятельности в изучении нового материала, в процессе закрепления и применения на практике;

- совершенствовать умения и навыки трудовой деятельности путем развития творческих способностей учащихся;

- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеурочную, кружковую деятельность.

Поэтому моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:

- учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

- информационные компетенции: учить самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

- коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Поскольку моя задача - не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание природных особенностей своих учеников необходимо учитывать в педагогической деятельности, что и является основой индивидуализации обучения. Проектная деятельность – это деятельность, где дети учатся самостоятельно выбирать объекты для исследования и дальнейшего выполнения, выражают свои чувства в творческих работах.

Проектная деятельность рассматриваю как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Творческое проектирование занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта - учебно-трудового задания, активизирующего деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы.

Для учащихся 5 и 6 классов я предлагаю тематику творческих проектов. Учащиеся 7 и 8 классов при выборе темы проекта могут воспользоваться темой предложенной мной, выбрать её самостоятельно или определить ее с помощью родителей. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но я проверяю, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы.

Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом, способствующим активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно “вырабатывать” определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы исследовательской деятельности позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.

В процессе обучения школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется.

Большое внимание на уроках технологии уделяю здоровьесберегающим технологиям. На уроках провожу физкультминутки, физкультпаузы для глаз. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину. Веду журнал инструктажа в кабинете технологии по разделам: “Рукоделие”, “Кулинария”, “Технология обработки ткани”, “Технология ведения дома”. В кабинете оформлены стенды по технике безопасности.

В профессиональной деятельности направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия. Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся, большее предпочтение отдаю технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему.

В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Этому способствует используемый мною УМК под редакцией В.Д. Симоненко. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, опорные схемы-таблицы, технологические карты и др.)

Для того чтобы в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения и творческий потенциал обучающихся, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку на уроке для каждого ребенка.

Индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности учеников, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.  Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью. В процессе работы я стараюсь выявить те индивидуальные особенности, от которых будет зависеть успех в познавательной, учебной деятельности: быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания.

Анализ и своевременная коррекция собственной педагогической деятельности, диагностика текущего состояния обеспечивают положительную динамику учебной деятельности учащихся по технологии, приводит к повышению качества знаний учащихся, подтверждению итоговых оценок обучающихся.

Таблица №1. Результативность по технологии за 3 года

  2011-2012
учебный год
2012-2013
учебный год
2013-2014
учебный год
Успеваемость 100% 100% 100%
Успешность 83,5% 86% 91,3%

Неуспевающих по технологии нет, но нельзя сказать, что нет проблем. Есть дети с низкой мотивацией и низкими способностями к обучению, работая с которыми применяю личностно-ориентированный подход в обучении, реализующий технологию формирования учебной деятельности, и учебно-игровую деятельность, способствующую без перегрузок включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль. Один из видов деятельности – игра, способствующая как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к изучаемому предмету.

Игры развивают память, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Например, урок-игра “Золушка” 5 класс, урок-игра “Сто к одному” 6 класс, урок-игра “Технология обработки ткани” 7 класс, урок-игра “Карьера” 9 класс.

Для формирования творческих способностей учащихся провожу уроки творческого характера, на которых широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторина (8 класс “Угадай профессию”), КВНы, побуждающие мыслительную активность, составление кроссворда или ребуса по одному из разделов. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.

Для эффективного обучения технологии необходимо использование межпредметных связей. Это способствует более глубокому освоению учащимися изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний, формирует целостный взгляд на предметы и явления. Поэтому одним из видов развития творческих способностей считаю проведение интегрированных уроков. Мною были проведены интегрированные уроки по темам: 5 класс “Технология в мире сказки” (музыка, ИЗО, технология и литература), 5 класс “Что роднит музыку и живопись. Музыка скрипки” (Музыка, ИЗО и технология), 5 класс “Моделирование фартука” (технология и информатика), 7 класс “Сервировка стола по теме осени” (музыка, ИЗО, технология).

В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого ученика должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача учителя – помочь каждому ученику достичь такого успеха.  Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы, проекты, интеллектуальные игры. Детей с повышенной мотивацией к обучению данного предмета отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работы таких детей участвуют в районных и всероссийских конкурсах и выставках, где отмечаются дипломами, грамотами и благодарностями.

В формировании устойчивого интереса к изучаемому предмету огромную роль играет классная, внеурочная, кружковая деятельность. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, способствует раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка. И даже способна организовать досуг подростка.

Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. На внеклассных мероприятиях предлагаю разные виды самостоятельной деятельности (работа в парах, в группах). На таких занятиях ученик должен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, как за себя, так и за других участников команды. Я считаю, что это воспитывает в моих учениках волю к победе и стремление к преодолению трудностей.

Традиционным видом внеклассной работы является: проведение предметной недели “Искусства”: проводятся различные конкурсы, кроссворды, ребусы, игры: “Храбрый портняжка”, “Разговор о правильном питании”, “Золушка”, “Поле чудес”, КВН по искусству “В мире прекрасного ”.

Результатом профессиональной деятельности является успешное участие моих учеников в конкурсах разного уровня.

Ежегодно мои ученики успешно участвуют в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, которому предшествует школьный тур олимпиады. Так, в 2012 учебном году Виноградова Наталья, ученица 9 класса, - призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; в 2013 году дипломантами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников стала Шипицина Александра, ученица 8 класса, и Сажаева Дарья, ученица 7 класса.

Результаты анкетирования в рамках работы по методической проблеме, проводимого в течение 3 лет, показали следующее:

  2011–2012
учебный год
2012–2013
учебный год
2013–2014
учебный год
1. Вы понимаете, что такое проект? 35% 70% 95%
2. Вы научились определять достижимые цели? 20% 56% 90%
3. Вы можете разделить общую цель на более мелкие задачи, позволяющие получить результат? 15% 59% 90%
4. Вы умеете составлять план действий по реализации проекта? 20% 56% 89%
5. Вы активно участвовали в его реализации? 50% 70% 97%
6. Вы получили навыки выполнения творческого проекта? 70% 80% 100%
7. Вы можете сделать презентацию проекта? 20% 60% 100%
8. Вы получили удовлетворение от его выполнения? 80% 85% 95%

Результаты диагностики, проводимой на всех этапах, показали, что проектное обучение активизирует самостоятельность обучающихся, потому что оно:

  • личностно ориентировано;
  • реализует деятельностный подход в обучении;
  • построено на принципах проблемного обучения;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Являюсь руководителем РМО учителей технологии, вхожу в состав муниципальной комиссии по проверке олимпиадных работ по технологии. С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические советы, конференции, открытые занятия. Все это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма.

Создала личный мини-сайт в социальной сети работников образования “Наша сеть” http://www.prodlenka.org.

За межаттестационный период прошла курсы повышения квалификации по теме: “Современные концепции и подходы в реализации содержания художественной и технологической подготовки на современном этапе перехода на ФГОС”. Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь распространить среди коллег. Принимаю активное участие в выставках и мероприятий районного уровня: фестиваль “Признание”, “Я, ты, он, она - вместе дружная семья”, “Ночь в музее”, “Культуры негасимый свет”, что является положительным примером для моих учеников, побуждает их к творчеству.

Мною проведен открытый урок-игра по технологии: “Все работы хороши” 8 класс. Опыт представлен на Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”.

Награды и поощрения

  1. Сертификат “Школа цифрового века” 2011-2012 учебный год.
  2. Диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале “Открытый урок”.
  3. Сертификат к диплому “Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом”, 7-й класс.
  4. Приказ №214 от 12.10.2014 года Диплом Управления образования Татарского района “Мастер-золотые руки” в номинации “Бисероплитение”.
  5. Грамота Управления образования администрации Татарского района в районом конкурсе – выставке УПБ в номинации “Чудо заморское”, 3 место
  6. Диплом IХ региональный конкурс “Через прошлое к будущему” УЧСИБ за практическое воплощение перспективной художественно-творческой идеи.
  7. Диплом “Учитель цифрового века” 2012-2013 учебный год.
  8. 2013 год. Диплом лауреата Фестиваля художественного творчества работников образования Новосибирской области “Признание”,номинация “Золотые руки”.
  9. Диплом “Учитель цифрового века” 2013-2014 учебный год.
  10. Приказ № 207 от 18.12.2013год. Благодарность Управления образования администрации Татарского района за подготовку победителя муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2013 г.
  11. 2013 год Диплом Межрегиональная выставка ДПИ “ Вышитая картина”.
  12. Новосибирск 20 августа 2013 №748-рк Благодарность Губернатора Новосибирской области за высокие профессиональные достижения, многолетний добросовестный труд.
  13. 2014 год. Диплом 1 степени Региональный конкурс творческих педагогических идей “Так зажигают звезды” УЧСИБ за педагогический проект “Сделаем школу цветущей”.
  14. 2014 год Благодарность за творческий подход и активное участие в фестивале национальных культур “Я, ты, он, она - вместе дружная семья”.
  15. Грамота Администрации историко-краеведческого музея им. Н.Я. Савченко “Культуры негасимый свет”.
  16. Сертификат к диплому Урок-игра “Все работы хороши”, 8-й класс.
  17. Диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале “Открытый урок”.
  18. Свидетельство о публикации методического материала “Конструирование юбок”, “Раскрой”, “История развития вышивки”.

В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием самостоятельности учащихся на уроках технологии, уделяя особое внимание исследовательской деятельности, чтобы расширить возможности использования метода проектной деятельности на уроке.