Проектная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Тип проекта: информационно-творческий, среднесрочный

Участники проекта: дети, родители и воспитатели подготовительной группы: Рыбина Людмила Владимировна и Касаткина Маргарита Вячеславовна

Концепция проекта:

"Человек должен черпать силы у природы", - так считали еще древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель. О целебной силе воздуха, воды и солнца знали египтяне, римляне и греки. Сильное, бронзовое от загара тело почиталось, а бледный цвет лица и слабые мышцы считались просто неприличными. В нашей полосе недостаточное количество солнечного света в осенне-зимний период, поэтому очень важно весной и летом более длительное пребывание детей на солнце. В это время также увеличивается возможность для игр с водой, с песком, купание и обливание, игр на воздухе.

Солнечные лучи являются сильными раздражителями. Под воздействием солнца у человека вырабатывается "гормон счастья" - эндорфин, происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расширяются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, при котором из организма выводятся вредные вещества, активизируется обмен веществ.

Воду по праву можно назвать эликсиром жизни. Систематические обливания, купания, сочетаемые с интенсивными физическими упражнениями, являются мощным стимулятором бодрости, хорошего настроения, источником здоровья.

Длительное пребывание на свежем воздухе повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердца и сосудов. Весной и летом особенно важно больше находиться в лесу, парке и у водоемов, где воздух обычно насыщен фитонцидами - активными веществами, выделяемыми растениями. В последнее время в средствах массовой информации все больше внимания уделяется здоровому образу жизни.

Анализ рисков (проблема):

С наступлением весенне-летнего оздоровительного периода дети все больше времени будут проводить на улице, выезжать с родителями за город, ходить в парк, в лес. Однако, проведенная с детьми беседа позволила выявить несформированность представлений детей о значении природных факторов для укрепления здоровья, а многие родители затрудняются правильно организовать деятельность детей, направленную на сохранение и укрепление их здоровья.

Для эффективного решения данной проблемы необходимо выполнить следующие цели и задачи:

Цель проекта: формирование у детей представлений о значении природных факторов в укреплении здоровья.

Задачи:

1) Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей;

2) Развивать познавательный интерес детей к окружающей природе;

3) Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;

4) Формировать навыки безопасного поведения в природе;

5) Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к людям, ведущим здоровый образ жизни.

Расчет ресурсного обеспечения:

Для реализации проекта мы проанализировали предметно-развивающую среду и выявили, что в детском саду и в семьях наших воспитанников недостаточно информационного, занимательного материала, дидактических игр, методической и художественной литературы, наглядных пособий.

Планирование проекта:

Данный проект мы реализовали в 3 этапа. На 1 этапе с 15 по 20 мая 2014 года мы проанализировали среду и участников проекта, риски; провели расчет ресурсного обеспечения; исследовали и проанализировали проблему; определили цель и задачи.

Второй этап - с 20 мая по 9 июня - реализация проектной деятельности: сбор, анализ и систематизация информации по данной теме; творческая деятельность детей, родителей и воспитателей.

Работа воспитателей:

  • Подбор и знакомство с познавательной литературой по данной теме;
  • Разработка и подбор практического материала для непосредственно-образовательной деятельности, игр, досугов, походов с детьми;
  • Подбор загадок, стихов, рассказов, проблемных ситуаций;
  • Подбор и систематизация иллюстрационного материала;
  • Составление игротеки.

Творческая деятельность детей, родителей и воспитателей:

Работа с детьми Работа с родителями
Чтение художественной литературы по данной теме: К. И. Чуковский "Краденое солнце", "Мойдодыр", "У солнышка в гостях" (словацкая сказка), Ю. Тувим "Письмо ко всем детям по очень важному вопросу", О. Высоцкая "Солнце, солнце, ты откуда?", И Токмакова "Здоровым быть приятно", "Солнечные зайчики" и др.

Отгадывание загадок о солнце, воздухе, воде и др. природных явлениях (роса, град и т.д.)

Организация похода на лесную поляну.

Целевая прогулка в парк "Уронило солнце лучик золотой"

Целевая прогулка к водоему "Речное царство, прибрежное государство"

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми: "Дорожка здоровья", "Откуда берутся болезни", "Путешествие в страну "Здоровье", "Путешествие за витаминами" и др.

Игры-экспериментирования с водой, ветром, солнцем, песком.

Решение проблемных ситуаций к проекту

Спортивные досуги, развлечения, праздники на свежем воздухе "Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!"

Игры с водой, с песком "Песочные и водные фантазии"

Разучивание стихов, хороводов, песен

Составление загадок о природных явлениях по схемам

Театрализованная игра "Верные друзья ЗОЖ"

Выполнение аппликации и рисунков на тему "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Папка - передвижка "Растим здорового ребенка"

Консультация "О летнем отдыхе детей"

Стенд "Доктор Айболит" - информация на тему "Ребенок на даче"

Анкетирование родителей на тему "Роль природных факторов в укреплении здоровья детей"

Родительское собрание на тему "Профилактические мероприятия в весенне-летний период, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей"

"Календарь здоровья" для родителей

Опыт семейного воспитания "Традиции ЗОЖ в нашей семье"

Туристический поход на лесную поляну

Выпуск газеты "Кораблик" на тему "Мы за ЗОЖ"

Изготовление родителями атрибутов в "Музей Солнца"

Заседание семейного клуба "Домовенок" на тему "МЫ за ЗОЖ"

"День здоровья" - день открытых дверей для родителей

Совместные рисунки детей и родителей к проекту "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

3 этап - презентация результатов творческой деятельности участников проекта с 10 по 15 июня 2014 года:

  • Театрализованная игра "Верные друзья ЗОЖ"
  • Фотовыставка "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
  • Сборник загадок о природных явлениях
  • Выставка "Музей Солнца" (объемные работы, выполненные родителями в различных техниках)
  • Семейный клуб "Домовенок" на тему "Мы за ЗОЖ"

Исполнение проекта:

Данный проект реализован с 15 мая по 15 июня 2014 года. Презентация проекта состоялась на педсовете 16 июня 2014 года (протокол № 3 от 16 июня).

Предполагаемый результат - ценностное, осознанное отношение детей к ЗОЖ; сформированность представлений о способах сохранения и укрепления здоровья с помощью природных факторов; умение родителей правильно организовать деятельность детей, направленную на сохранение и укрепление их здоровья.

Новизна:

1) Нами разработан педагогический проект, охватывающий всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленный на формирование у детей представлений о значении природных факторов в укреплении здоровья, в соответствии с ФГОС.

2) Содержание разработанных конспектов непосредственно-образовательной деятельности с детьми не оторвано от жизни детей, что стимулирует перенос полученных знаний в реальную жизнь, т. е. активизируется субъектная позиция ребенка.

3) Умения, которые формируются у дошкольников, относятся к поведенческим умениям, а не только к области теоретических знаний.

4) При планировании непосредственно-образовательной деятельности с детьми ставилась задача на актуализацию мотивационно - эмоциональной составляющей в личном опыте детей, что, в свою очередь, способствовало развитию познавательного интереса у дошкольников.

Приложения:

1) Конспекты непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

2) Фотоальбом "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".

3) Рисунки, аппликации.

4) Сборник загадок о природных явлениях.

5) Выставка "Музей Солнца" (объемные работы, выполненные родителями в различных техниках).

6) Картотека игр с водой, с песком "Песочные и водные фантазии".

7) Папка - передвижка "Растим здорового ребенка".

8) Стенд "Доктор Айболит" - информация на тему "Ребенок на даче".

9) "Календарь здоровья" для родителей.

10) Опыт семейного воспитания "Традиции ЗОЖ в нашей семье".

11) Выпуск газеты "Кораблик" на тему "Мы за ЗОЖ".