Корень – главная значимая часть слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • Углубить представление о роли корня в словах.
  • Упражнения на выделение корня в однокоренных словах.
  • Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.
  • Культурологический аспект (по корню можно определить историческое родство слов, исторический корень).

Ход урока

1. Орг. момент. Слайд 1. Солнышко

Презентация.

Встало солнышко с утра
Заниматься нам пора
Учимся старательно, слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем, дружно руки поднимаем.

У нас урок русского языка.

Записываем число, классная работа.

2. Чистописание. Слайд 2.

Посмотрим на картинку. Кого вы здесь видите?

(слова: бабушка, мать, дедушка, отец, сын, дочь).

- Что объединяет эти слова? (Они родственники?)

- С какого звука начинается это слово? Что обозначает этот звук? С какой буквы?

Записываем Р р Рр родственники.

Прочитайте высказывание о Родине К.Д.Ушинского и найдите родственные слова.

(1 ученик читает, а другой берёт слова).

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и всё для нас родное. Много есть на свете всяких хороших государств, земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. (13 экз. на каждую парту).

Посмотрим на эти слова.

- Что у них общего? Корень.

- Как можно по-другому назвать эти родственные слова? (однокоренные)

А все ли слова будут однокоренные?

- А почему слова (родным, родная, родное) не являются однокоренными?

Это форма одного и того же слова.

Продолжим чистописание и запишем однокоренные слова, выделяя корень.

Родина, родилась, родная.

- А что такое корень?

Давайте попробуем вспомнить это правило. Слова: суффикс, окончание, приставка, корень.

Корнем называется общая часть родственных слов.

Корень – главная значимая часть слова. Почему главная, значимая?

А для чего нужны суффиксы и приставки? А для чего нужно окончание?

А кто догадался, какая тема нашего урока.

3. Работа над новым материалом.

Слова, как и люди, живут семьями.

У каждого слова есть корень, и есть родня - слова с таким же корнем. Слова родственники – это слова с одинаковым корнем, т.е. однокоренные.

Послушайте, сказку и найдите, однокоренные слова 1 ученик читает, 2 выбирает однокоренные.

Грамматическая сказка “Чужак”

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседует, Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Где ему родственников искать?

  • Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
  • Теперь посмотрим. Почему же он чужак.

Вывод: Однокоренные слова должны иметь 2 признака

1) общая часть (корень)

2) общий смысл значение.

Физминутка

Я буду называть однокоренные слова к слову дом.

Если я права то вы делаете наклон вперёд, а если нет приседаете.

Домашний, домбра, домик, домерить, домовой, домино, бездомный, домишко, домазать, домовничать.

Почему вы приседали? Какой вывод хочется сделать.

Повторение Однокоренные слова имеют общую часть корень и общий смысл – общее значение.

4. Работа с учебником.

А сейчас займёмся исследовательской деятельностью.

Упр. 5 стр. 101.

Прочитайте и скажите

- Какое языковое открытие сделал герой рассказа Паустовского “Родник в мелколесье”

Кто сможет сказать, над чем, мы работаем весь урок.

Работа над упр.6. стр. 102. Самостоятельно

  • 1. вариант - записать однокоренные слова
  • 2. вариант - Формы слова.

Поменялись тетрадями, проверили.

Физминутка

У наших зим особенная прелесть!
Под вечер успокоится пурга
И хлынет снег, как будто загорелись, закатом подожженные снега.

Снежинки.

Или представьте зимний лес, мороз, хрустит снег. Следим за снежинками глазками.

А поможет вам отдохнуть музыка.

А теперь послушайте сказку.

Жил-был корень – уч. И вот, надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставка и суффикс объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корешок уч в огромное семейство слов. Вот его семейство:

На доске:

Ученик, учить, учебник, учитель, обучение учёный, заучивать, учебный, научить, учёба.

Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он уточнял: Вас, наверное, интересует словообразование.

И он был прав. Словообразование действительно изучает, из каких частей, состоит и в какой последовательности образуется слово.

Одно слово может превратиться в другое стоит приставить к нему приставку или суффикс.

Упр. 7 стр. 102.

И вот вы сейчас попробуйте записать, как можно больше однокоренных слов на листочках.

1 в.

2 в.

5. Итог урока.

В резерв: Записать, однокоренное с комментированием.

Снежная сказка.

Проплясали по снегам снежные метели
Снегири снеговикам песню просвистели
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежинки, режут снег снегурки.