Познавательно-творческий проект "Наш любимый город - Москва"

Разделы: Работа с дошкольниками


М.В. Исаковский Отрывок из стихотворения "Москва"

И, как всегда, Москва стоит сегодня.
И ей стоять, по праву, тыщи лет.
Велик и славен труд ее и подвиг,
Высок ее неугасимый свет.
Она стоит - советская столица!
И мощь, и разум, и душа страны.
Огни ее, как дальние зарницы,
Co всех пяти материков видны.
Она стоит под ясным небосводом,
Под знаменем, взнесенным над Кремлем,
- Оплот бессмертной правды и свободы,
Надежда всех народов и племен.
Она стоит - могучий город русский,
И никогда не склонит головы...
Вся жизнь была б безрадостной и тусклой,
Когда б на свете не было Москвы.

Тип проекта: познавательно-творческий

Возраст детей: старший дошкольный

Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2013 год по май 2014 года

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, преподаватель ИЗО студии.

Интеграция образовательных областей по программе “От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы и др.: “Познание”, “Художественное творчество”, “Музыка”, “Физическая культура”, “Социализация”, “Труд”, “Безопасность”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”.

Актуальность проекта: В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия "почитание родителей", "уважение взрослых", "гостеприимство", "щедрость", "милосердие". При этом воспитание любви к Родине культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, а также к своему дому, улице, городу. К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Во всех регионах нашей страны педагогические коллективы включают в план воспитательно-образовательной работы мероприятия по ознакомлению воспитанников с историей родного города, памятными событиями и известными людьми. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывной связи с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. He случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • знакомство с символами государства (гербом, флагом, гимном);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.

Как правило, данные задачи решаются в ДОУ в процессе осуществления всех видов детской деятельности: непосредственно образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, в т. ч. проектной деятельности.

Нравственно-патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс, основу которого составляет развитие у детей нравственных чувств. Ребенок восхищается тем, что видит перед собой, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, еще не осознанные им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагога - отобрать из массы получаемых ребенком впечатлений наиболее доступные ему (природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д.). Таким образом, результативность ознакомления детей с родным городом во многом зависит от того, как окружающие взрослые (педагоги, родители) донесут до них необходимые знания, будут способствовать воспитанию гордости за любимый город.

Целью данного проекта является воспитание у детей чувств патриотизма и любви к родному городу.

Исходя из цели были сформулированы следующие задачи проекта:

  • знакомство дошкольников с историей возникновения столицы нашей Родины, именем основателя родного города, с древней Москвой и историческим прошлым русского народа;
  • осознание сути понятия Родины как места, где человек родился;
  • уточнение и закрепление знаний детей о Москве с помощью экскурсий;
  • развитие связной речи на основе составления мини-сочинений и индивидуальных бесед;
  • воспитание любви к русской природе в процессе рисования пейзажей на территории ДОУ;
  • развитие мелкой моторики рук на занятиях по аппликации и рисованию;
  • закрепление полученных детьми знаний о родном городе с помощью дидактических игр;
  • организация совместной деятельности детей и родителей в ходе реализации мини-проектов.

Реализация проекта предусматривала несколько этапов. В ходе предварительной работы воспитателем группы был отобран и систематизирован материал по теме проекта, и на его основе были составлены конспекты интегрированной образовательной деятельности с детьми. Кроме того, были подобраны иллюстративный материал, художественная литература, пословицы, поговорки и дидактические игры.

Первым этапом работы над проектом стало творческое задание для воспитанников и их родителей - сочинение на темы: "Моя улица", "Мой дом", "Моя комната".

Вместе с родителями они посмотрели презентацию об истории возникновения и развитии города. “Москва построена очень давно (репродукция картины Старой Москвы). Это самый большой город России. Основал Москву, Юрий Долгорукий. Много лет назад на месте Москвы были леса, реки, здесь стали селиться люди, образовывалось много маленьких сел. Князь Юрий Долгорукий решил объединить эти села – ведь вместе было легче защищать от врагов и воевать, так появилась Москва. Сначала она представляла собой крепость по углам которой стояли башни. Башни были высокие, а стены крепкие, они защищали город от врагов. Современная Москва большой город. У Москвы есть свой герб. Герб – отличительный знак города. На гербе Москвы изображен всадник в плаще и на коне. Воин убивает копьем змея, а конь топчет его копытом. Всадник – это Святой Георгий Победоносец он считается покровителем Москвы. В древние времена на Москву нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость – Кремль. Кремль сначала был обнесен деревянными стенами, потом из белого камня. И наконец стены построили из красного кирпича. (Воспитатель показывает Спасскую башню Кремля. Она главная, на ней находятся часы куранты. По этим часам сверяет время вся страна)”.

Для определения уровня знаний дошкольников о Москве с ними были проведены индивидуальные беседы на темы: "Что бы ты рассказал гостям о городе Москве?", "Что есть в городе Москве?", "Что бы ты сделал для своего города, если был бы президентом?". Как выяснилось в ходе бесед, воспитанники недостаточно хорошо знают город Москву. С учетом этого родителям были предложены консультации по темам: "В часы семейного досуга: посетить Москву (театры, музеи, цирки, зоопарк, выставки, метро)".

Воспитывать любовь к родному городу как основу патриотизма и чувства гражданственности - значит, прежде всего, связывать воспитательную работу с ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Так, с родителями воспитанников была проведена консультация "Знакомим детей с ближайшим окружением - воспитываем любовь к родному городу". Воспитатель рекомендовал им совершить с детьми прогулку по улице, на которой они живут: рассмотреть здания, показать, как связана их улица с той, на которой находится детский сад, сфотографировать ребенка на улице. Также было проведено нетрадиционное родительское собрание на тему "Воспитание у детей патриотизма и любви к родному городу".

Продолжением данной работы стало знакомство воспитанников со столицей нашей Родины и ее символикой: гербом города и легендой об изображенном на нем Георгии Победоносце - хранителе Москвы. В ходе этого этапа дети самостоятельно сделали Спасскую башню кремля. После проведения непосредственно образовательной деятельности по теме "Москва - город древний" и ряда бесед о том, как лечились москвичи в старину, воспитанники создали альбом "Волшебная зеленая аптека": нарисовали лекарственные растения и подобрали рецепт витаминного чая. Провели вместе с музыкальным работником развлечение “На зеленом на лугу”. Под руководством преподавателя ИЗО студии дети постарались отразить особенности русских народных костюмов, в т. ч. тех, которые носили в Москве.

Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже сложный материал, следующим этапом стало проведение с детьми дидактических игр о Москве с использованием иллюстраций, разрезных картинок: "Найди отличия", "Собери картинку", "Все ли верно? Докажи", "Узнай по описанию", "Назови, что изображено", "Куда повезем? Что покажем?", "Узнай по фрагменту", "Кто подберет больше слов", "Чего не было в старину", "Что носили в старину", "Продолжи предложение", "Снаряди русского воина в поход", "Скажи иначе", "Узнай и назови памятник, театр", "Найди герб Москвы (округа, района)", "Разложи по порядку", "Что покажем, куда поведем", "Угадай, что это?", "Картинки-загадки".

Дидактические игры и упражнения помогают не только закрепить полученные знания, но и учат дошкольников общаться друг с другом, выступать в роли ведущего, развивают логическое мышление. В качестве примера в приложении представлено содержание некоторых дидактических игр, подобранных для реализации проекта.

Побывав с родителями на Красной площади, в зоопарке дети с восторгом делились впечатлениями и организовали сюжетно ролевую игру “Мы пришли в зоопарк”.

Также дошкольники отметили, что самая красивая башня Кремля - Спасская, знакомство с которой и стало следующим этапом проекта. В ходе непосредственно образовательной деятельности дети узнали ее историю, увидели, как выглядели куранты в старину.

Фрагмент занятия. “Начинается Москва, как известно от Кремля”.

И наша экскурсия начнется в Кремле, а закончится у нашего детского сада. Кремль находится на самой главной площади. Как она называется?

Дети. Красная.

Воспитатель. Почему она так называется?

Дети. Она красивая.

В стенах Кремля много башен, каждая имеет свое название. Одну из них вы знаете. Какую?

Дети. Спасскую.

Воспитатель. Я вам назову еще несколько: Набатная (на ней висел огромный колокол), Боровицкая (вокруг нее был дремучий бор (лес), Арсенальная (там был оружейный склад), Никольская (над ее воротами висела икона Николая Чудотворца). А Спасская башня, почему так называется?

Дети. Над ее воротами висела икона Спаса.

Воспитатель. Какая башня главная?

Дети. Спасская, потому что на ней часы-куранты.

Совместно с педагогом воспитанники выполнили аппликацию из цветной бумаги "Спасская башня".

Москва - огромный культурный центр, в котором можно посетить многочисленные музеи, выставки, побывать в театрах, увидеть красочные представления в цирках.

В ходе реализации проекта был проведен конкурс совместного творчества детей и родителей на тему "Мой город будущего". Группа родителей с детьми предложила сделать детско-родительские мини-проекты на темы: "Отдых и развлечения в Москве".

  • Мини-проекты детей о посещении города Москвы.

  • Мини-проект “Посещение Московского зоопарка”.

Интересным оказался познавательный досуг "Моя Москва" с использованием мультимедийного оборудования. Активное участие в нем приняли дети начальной школы, педагоги нач. школы - детского сада и учащиеся старшей группы. Дети читали стихи о Москве, пословицы, поговорки, слушали песни.

В ходе досуга детям предложили представить, что они на волшебной машине времени отправляются в чудо-путешествие по городу, во время которого воспитатель рассказывал о парках, площадях и установленных на них памятниках, о Третьяковской галерее, театрах, цирках и других местах, где любят отдыхать москвичи и гости столицы. Использование воспитателем мультимедийного оборудования позволило дошкольникам очутиться в древней Москве и узнать, какой она была много веков назад.

Важной частью работы по воспитанию чувства гордости за любимый город стало формирование у воспитанников представлений о людях родного города, которые прославили его - знаменитых ученых, писателях, поэтах, художниках. На примере конкретных имен воспитатель дал детям представление о лучших качествах русских людей: отзывчивости, стойкости, героизме, умении защищать свою Родину. Свои впечатления после знакомства с творчеством А. Пушкина и А. Барто дошкольники отразили в рисунках на темы "Иллюстрация к стихотворению А. Барто", “Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке"”.

Особая роль в патриотическом воспитании отводится праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание таких праздников, как День города, День Победы, Масленица, Колядки воспитывают у детей положительные чувства. Важно, чтобы воспитанники имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья. Все это дополняет социальный опыт ребенка, откладывается в памяти как приятные воспоминания детства, связанные с родным городом. С этой целью в рамках реализации проекта в игровой форме с использованием музыки, стихов, песен о Москве были организованы досуги, викторины, KBH "Что мы знаем о Москве", спортивный досуг "Растем защитниками родного города" и др.

Заключительным этапом стало организация непосредственной образовательной деятельности на тему “Славянская письменность и культура”.

Заключение.

Таким образом, в ходе реализации познавательно-творческого проекта "Наш любимый город - Москва" была предложена рассчитанная на один год система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Москвой, включающая разные формы непосредственно образовательной деятельности. Преимущества такого планирования состоят в обеспечении возможностей постепенного усложнения материала, корректировки содержания, детальной предварительной подготовки и подбора необходимых материалов, видения перспектив деятельности воспитателя.

Весь комплекс мероприятий направлен на то, чтобы пробудить у детей чувство восхищения городом, неповторимостью его облика, красотой улиц, площадей, скверов, парков и мемориалов. Непосредственно образовательная деятельность основана на принципах доступности предлагаемой информации в соответствии с возрастом дошкольников, деятельностного подхода (изготовление поделок, аппликация, рисование, лепка, составление рассказов, благоустройство ближайшего окружения ребенка) и перехода от личностно значимых для ребенка фактов к культурно-историческим.

Основными направлениями работы по ознакомлению детей с городом стали:

  • "Улица, на которой я живу, близлежащие улицы";
  • "История нашего города";
  • "Достопримечательности г. Москвы";
  • "Великие люди города Москвы";
  • "Культура поведения в городе";
  • "Природа города";
  • "Отдых москвичей";
  • "Защитники города".

В соответствии с этими направлениями

работы в каждой возрастной группе проводится непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим.

Так, для изучения в старшей группе предлагаются темы: "Мой родной город", "Москва - город древний", "Красная площадь. Кремль", "Прогулка по Москве", "Москва - столица России. Символика Москвы", "Как жили москвичи в древности", "Москва - центр культуры".

Следует отметить, что вышеперечисленные темы изучаются в тесной взаимосвязи.

В процессе работы по воспитанию чувства любви к родному городу большое значение следует придавать трудовой деятельности детей. В этом возрасте они многое умеют делать самостоятельно, поэтому важно обратить их внимание на труд для других, на то, что все, окружающее ребенка (вещи, предметы и т. п.), сделано руками людей разных профессий, благодаря усилиям которых город становится чище и лучше.

Решение задач воспитания любви к Москве во многом зависит от родителей дошкольников. Поэтому данная работа предусматривает проведение консультаций для родителей по ознакомлению детей с Москвой, а также индивидуальных бесед. Взрослые должны знать, что и как показывать ребенку, как пояснять увиденное, как обеспечить эмоциональное восприятие наблюдаемого, как не перегружать ребенка впечатлениями, избегать чрезмерного дидактизма в объяснениях, снижающего эмоциональное восприятие, и т. д.

И, наверное, самым главным в этой работе наряду с профессиональным мастерством и знаниями воспитателя является его собственное ярко выраженное отношение к городу Москве и его истории.