Цели мероприятия:
Образовательные:
- знакомство с основными событиями творческой биографии композитора;
- формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
- знакомство с симфоническим, оперным, романсовым и фортепианным творчеством А.П. Бородина;
- умение учащихся охарактеризовать значение творчества А.П. Бородины в музыкальной культуре 19 века.
Воспитательные:
- формирование стремления учащихся к разностороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, глубокой любви к сокровищнице народного музыкального искусства на примере творческой личности А.П. Бородина.
- воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, любовь к музыке;
Развивающие:
- развитие музыкального слуха, памяти, интеллекта, находчивости;
- развитие интереса к музыкальной культуре 19 века
Наглядные пособия и ТСО:
- Ноутбук
- Проектор
- Презентация
- DVD-плеер
Музыкальный материал:
- “Песня” переложение для домры и фортепиано
- Симфония № 1 (1 часть, отрывок)
- Вторая симфония (видео – отрывок 1 части)
- Романс “Спящая княжна”
- “Маленькая сюита” переложение для фортепиано – “Интермеццо”
- Опера “Князь Игорь”, фортепиано “Ария князя Игоря”
- Опера “Князь Игорь” песня девушек невольниц “Улетай на крыльях ветра ты в край родной”.
- Опера “Князь Игорь” Половецкие пляски (видео).
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА
Добрый день! Мы рады видеть Вас в нашей музыкальной гостиной.
- Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в
опере, и в романсе.
Владимир Стасов – музыкальный критик. - Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы
еще больше пользы науке, если бы музыка не
отвлекала его слишком много от химии.
Дмитрий Менделеев. - Множество дел по профессуре и женским
медицинским курсам вечно мешали ему.
Н.А. Римский-Корсаков. - На вас я возлагаю все свои надежды, чтобы
приготовить заместителя своего, а вы думаете о
музыке и о двух зайцах.
Профессор химии Н. Зинин.
Всю свою жизнь Бородин, буквально разрывался, между двумя своими пристрастиями, двумя призваниями – музыкой и химией.
Приведенные высказывания подтверждают, что Бородин гнался “за двумя зайцами” - его разностороннее дарование не позволяло ему замкнуться на одном виде деятельности. Вероятно, он бы успел сделать больше и в науке, и в искусстве, если бы посвятил себя одному поприщу. Но музыкальные и научные интересы тесно переплетались в жизни Бородина. Он – европейский известный ученый, академик, автор нескольких десятков научных статей и открытий в области органической химии, один из организаторов первых в России женских медицинских курсов. При этом к своим студенткам он обращался “сопрано” или “контральто”, а после записи сочиненной музыки покрывал испещренным карандашом нотные листы особым, им разработанным химическим составом и развешивал их, как белье, сушиться на веревки. Тогда друзья-музыканты с радостью отмечали – наконец-то на смену неделе “химикальной” пришла неделя “музыкальная!”.
Несмотря на сравнительно небольшое творческое наследие, Бородин-композитор зарекомендовал себя музыкантом удивительной творческой одаренности, достигнувшим редких высот мастерства. В опере “Князь Игорь”, симфониях, романсах и других сочинениях композитор нашел свой особый путь. Его благородная музыка столь же неповторима, как и творения Мусоргского или Чайковского.
ДВЕ СТРАСТИ
А.П. Бородин родился в Петербурге, это произошло в 1883 году. Его отцом был грузинский князь Лука Гедианов, который своего внебрачного сына вынужден был записать на “дворцового человека”, крепостного Порфирия Бородина. К счастью отец позаботился не только о собственной репутации, но также о своем ребенке и тайной возлюбленной. Стараниями князя им был куплен дом, на сына оформлена “вольная”, а после смерти оставлены значительные денежные средства.
Образование Саша получил домашнее. Мать нанимала учителей, а мальчик оказался удивительно восприимчив и к естественным наукам, и к творчеству. Он с удовольствием занимался лепкой, рисованием, а с 13 лет – и музыкой, быстро освоив начальные навыки игры на флейте, виолончели и фортепиано. Вскоре он уже с радостью играл с приятелями в ансамбле, демонстрируя редкую способность к чтению нот с листа, посещал городские концерты, ездил слушать оркестр в Павловском вокзале. Появились и первые композиторские опыты – пьесы для фортепиано, небольшой концерт для флейты и фортепиано, струнное трио. В это же время дала о себе знать и другая страсть – к химическим экспериментов, пугавшим домочадцев постоянной угрозой взрывов и пожароопасных фейерверков, ведь вся комната мальчика была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для химических опытов. Однако волшебные превращения порошков и микстур занимали юного музыканта ничуть не меньше музицирования.
УЧЕБА (1850-1856) и начало научной карьеры.
В 17 лет Бородин экстерном сдал экзамены за курс гимназии и поступил в Медико-хирургическую академию. Пять с половиной лет учебы были наполнены изучением ботаники, зоологии, анатомии, физики и медицины. С третьего курса наставником Александра стал выдающийся русский химик, профессор Николай Зинин. Окончив с отличием академию в марте 1856 года, Бородин продолжил исследования на кафедре общей терапии и начал службу во Втором военно-сухопутном госпитале, где и состоялась его первая встреча с Мусоргским, новоиспеченным офицером лейб-гвардии Преображенского полка. И хотя в свободное время Бородин по-прежнему занимался музыкой, понемногу писал фортепианные и камерные сочинения – научные интересы пока преобладали.
Через два года он защитил диссертацию на степень доктора медицины и отправился совершенствоваться в небольшой немецкий городок Гейдельберг, в котором находился один из старейших в Европе университетов, основанный в 1386 году. В то время Германия была полна разнообразной русской публики, которая, по словам Бородина, делилась на две группы: “ничего не делающие, то есть аристократы Голицыны, Олсуфьевы, и делающие что-нибудь, то есть штудирующие”. Ближе всех Бородин сошелся с Менделеевым, с которым в свободное время предпринял поездку в Италию.
Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами, утомленные лабораторными занятиями, собирались у кого-либо из друзей и предавались своему любимому занятию – музыке. Нередко всей компанией, несмотря на скромный материальный достаток, ездили в ближайшие города, где слушали симфоническую и органную музыку, оперные спектакли.
В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу – так велика была увлеченность наукой. Там же, Бородин познакомился с московской пианисткой Екатериной Протоповой. На вечере в одном из русских салонов ее исполнение фантазии Шумана услышал Бородин и ...влюбился. Прекрасная исполнительница музыки Шопена, Шумана, она открыла для Бородина еще неведомый ему поэтичный мир этих композиторов-романтиков. Романтическая история будет иметь продолжение, и не только в виде сочиненного струнного квинтета и тарантеллы для двух фортепиано – через два года Екатерина Сергеевна станет женой молодого ученого.
Возвращение в Россию. Первая симфония.
Вскоре по возвращении из-за границы Бородин посетил своего коллегу и друга Боткина, в доме которого устраивались так называемые “субботы”, то есть субботние вечера, проводимые за дружеской беседой. На одной из таких суббот и произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, - встреча его с Балакиревым. Знакомство и дальнейшее общение с руководителем “Могучей кучки”, а затем и с другими членами этого кружка утвердило в молодом ученом более серьёзное отношение к своему композиторскому дарованию.
Что же это за содружество “Могучая кучка”? Это группа молодых композиторов, которая образовалась в Петербурге в конце 1850-начале 1860 годов и просуществовало, как творческое объединение 15 лет. Ее участниками были пять композиторов. Кроме того, активным участником кружка, его духовным наставником и вдохновителем был музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов.
Организатором и главой содружества был энергичный Милий Балакирев, он был единственным профессиональным музыкантом, в этой “пятерке”. Все остальные по началу лишь были увлеченными любителями музыки, а по профессии военными. Именно Балакирев смог пробудить в каждом из них жажду творчества. И поэтому иногда этот музыкальный коллектив называют Балакиревский кружок.
Балакирев обязательно требовал от своих участников сочинения симфонии. Так начинал каждый, кто входил в это содружество музыкантов. Он же первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему мысль о необходимости создания Первой симфонии, писалась она около пяти лет. Такие дни, когда он имел возможность сочинять, выпадали крайне редко. Но музыка не оставляла ученого – она звучала в его душе даже во время лекций. Но бывало и иначе: дома, во время беседы с друзьями музыкантами, он вдруг вскакивал, бежал в лабораторию. Химия и музыка безраздельно царила в его душе и властно предъявляли свои права на его внимание, время и творческую энергию.
Атмосфера царившая на музыкальных собраниях, высокий, ни с чем несравнимый энтузиазм не могли оставить равнодушным никого. И Бородин тоже – несмотря на его всегдашнюю занятость научной и общественной деятельностью. Он создает один за другим лучшие свои романсы и песни. Почти половина из них написана на поэтические тексты самого композитора.
Вторая симфония.
Тогда же он создает Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение зрелое по форме и содержанию. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое.
Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее “Славянской героической”, Стасов запротестовал: не славянская, а русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться – “Богатырская”. В ней воплощены непреходящие духовные ценности, душевные качества русского человека.
Сейчас мы услышим первую часть данной симфонии, в ней Бородин намеревался изобразить собрание русских богатырей. Вы услышите эпизод состязания или битвы: на ритмичном фоне, напоминающем скок боевых коней.
ВИДЕО
Музыка Бородина постепенно полюбили не только в России, но и за рубежом. В 1877 году, во время заграничной командировки, Бородин встретился с выдающимся венгерским композитором Ференцем Листом. Их встреча была наполнена восторгами Листа музыкой русских композиторов и Бородина в частности. С этого времени и до самой своей смерти, Ференц Лист становится ярым пропагандистом искусства композиторов “Могучей кучки”.
Бородин проводил свои исследования параллельно с написанием оперы, сыгравшие значительную роль в развитии химии. Вклад его в отечественную науку довольно велик, хотя мог быть еще большим, если бы ученый имел необходимые условия.
Такая страстная, беззаветная любовь к науке порождала необходимость в иной деятельности – общественной. Чего стоят только Женские врачебные курсы – первое и единственное в России учебное заведение, где женщины могли получить высшее образование. Своим открытием и существованием, пусть недолгим, они обязаны неусыпным хлопотам Бородина.
Самые большие требования Бородин предъявлял к самому себе, считая это непременным условием “нравственной гигиены”.
Но огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены, отсутствие режима, необходимого для научной и творческой работы, - все это вызывало чувство усталости – духовной и физической.
80-е годы – это годы признания творчества Бородина в России и за рубежом. Его симфонии и квартеты завоевывают мировую славу и становятся популярны в Европе и в Америке. В эти годы Бородин сочиняет несколько произведений камерно-вокального жанра. Среди них: романтически-трагический романс-элегия на стихи Пушкина “Для берегов отчизны дальней”, характерные иронические картинки “У людей-то в дому” на слова Некрасова и “Спесь” на слова Толстого, симфоническая картина “В Средней Азии”.
Но одним из выдающихся романсов этого периода является “Спящая княжна” написанная на слова самого композитора. По ходу романса перед Вами проходят как бы три основных образа: образ спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря-освободителя. “Под спящей княжной я разумею нашу несчастную угнетенную страну и хочу, чтобы настал час пробуждения”. Некоторые музыковеды полагают, что Бородин хотел иносказательно воплотить Россию, скованную враждебными силами и ждавшую, когда “час настанет пробуждения”.
Этот прекрасный романс мы услышим в исполнении Карамовой Алины, ученицы 6 класса.
В это же время Бородин сочиняет “Маленькую сюиту” для фортепиано. Но, при этом при всем сочинение шло очень медленно из-за огромной перегруженности научной и общественной работой.
В 1885 году Бородин закончил сюиту для фортепиано. Данное сочинение построено на обычном для этого жанра чередовании программных и танцевальных миниатюр и включает в себя семь номеров: “В монастыре”, Интермеццо, Мазурка I, Мазурка II, “Грёзы”, Серенада и Ноктюрн.
Каждая из частей отличается невероятной яркостью и самобытностью языка, характером, колоритом, стилем. Шагая по страницам сюиты, каждый открывает для себя что-то новое. Здесь присутствуют и суровая красота русской мелодики с ее распевностью и колокольностью, и восточные интонации, напоминающие нам о грузинских корнях композитора.
Интермеццо привлекает характерным и для Бородина особенностями его лиризма: музыка звучит приветливо, тепло, с мягкой пластичностью. Особым обаянием веет от изящных прихотливых мелодических изгибов. В пьесе можно уловить и нечто восточное – излюбленный музыкальный колорит Бородина. Основная интонация напоминает своими очертаниями некоторые фразы Кончака, персонажа из оперы Бородина “Князь Игорь”. Но в целом пьеса не имеет ярко выраженного восточного оттенка. "Маленькая сюита" Бородина записана на диске в инструментовке А. Глазунова. Она обрела новую красочность, созданную рукою мастера, горячо любившего и понимавшего душу бородинской музыки. Оркестровая редакция "Маленькой сюиты" прозвучала впервые 28 октября 1889 года в Петербурге под управлением Римского-Корсакова. И это было воспринято как дань памяти и любви к её автору со стороны его близких друзей и соратников, давших новую жизнь его фортепианным пьесам.
На сцену приглашается Телегина Татьяна Евгеньевна
Александр Константинович Глазунов в свое время закончил оркестровку оперы Бородина “Князь Игорь”. А для “Маленькой сюиты” композитора он же сделал оркестровое переложение. И мне кажется, что, если бы Бородин был жив, он бы с благодарностью оценил труд своего друга...”
“КНЯЗЬ ИГОРЬ”
Ободренный успехом симфонии, Бородин увлекся новым замыслом. В период возрождения интереса к национальной истории он также решил приступить к созданию исторической оперы “Князь Игорь”. Эту идею ему подсказал Стасов, он же составил подробный план оперы, подобрал ряд исторических документов и немедленно отправил толстый пакет с материалами композитору. На что, в ответ писал Бородин: “Не знаю, как и благодарить Вас, добрейший Владимир Васильевич, за такое горячее участие в деле моей будущей оперы. Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам? Не знаю. Волков бояться – в лес не ходить. Попробую”. На этот раз недовольны были “химикусы” (так композитор шутливо называл своих научных коллег) – композитор с энтузиазмом погрузился в мир древнерусской истории, вникал в поэтический мир “Слова о полку Игореве”, читал старинные повести, изучал трактаты и летописи, знакомился с песнями южных народов. Он даже съездил в окрестности Путивля, а также разыскал потомков древних половцев, живущих на территории Венгрии, и через друзей получил от них записи нескольких половецких мелодий. Однако огромное желание сочинять упиралось, как всегда в нехватку времени. В результате работа над произведением была приостановлена на несколько лет.
Опера писалась долгих 18 лет, но так и не была завершена Бородиным, после его смерти ее завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Первое исполнение оперы тщательно готовилось. Стасов позаботился о достоверности декораций, помогая художникам-оформителям в поиске этнографических материалов о Древней Руси и половцах, изучении азиатских картин известного художника В.Верещагина.
Премьера прошла с большим успехом 23 октября 1890 года в Мариинском театре под управлением молодого дирижера К.Кучеры.
К сожалению, после премьеры дирекция императорских театров, согласно неписаной традиции, начала понемногу сокращать оперу.
В советское время театры исполняли оперу в различных версиях. Лишь в середине 1990-х годов Мариинский театр предпринял попытку полной реконструкции оперы Бородина на основе всех имеющихся эскизов композитора.
Сюжет оперы повествует о неудачном походе князя Игоря против половцев в 1185 году.
Либретто оперы существенно отличается от первоисточников. Бородину оказался ближе эпический, картинный принцип повествования – сопоставление больших контрастных эпизодов вместо резкого столкновения противоборствующих сил.
Претерпел изменения и образ главного героя. Князь Игорь, на деле бывший самонадеянным и эгоистичным правителем, в опере лишен отрицательных черт. Можно сказать, что композитором создан идеальный образ русского князя – смелого, доброго, верного, любимого своим народом. Волею обстоятельств Игорь оказывается в плену, но и там сохраняет достоинство и присутствие духа.
В исполнении Дмитрия Щербинина, мы услышим Ария князя Игоря “Ни сна, на отдыха измученной душе...”
Ярко нарисован портрет “князя – босяка”, как назвал его Стасов, раскрывающий характер неумного, честолюбивого и циничного человека, но не лишенного по словам самого Бородина “некоторого изящества”.
ВИДЕО – песня князя Галицкого.
Наиболее красочным, экзотическим - является второе действие оперы, где перед нами предстает другой мир, другие люди, другие чувства – и иные средства выразительности, использованные композитором. Изучив многочисленные восточные напевы, среди которых были кавказские, среднеазиатские и даже арабские мелодии, Александр Порфирьевич в восточных сценах оперы создал собственные оригинальные темы, в которых соединились в обобщенном виде различные признаки народных песен.
Стремясь добиться расположение князя Игоря, Кончак зовет невольниц. Половецкие пляски с хором – один из красивейших номеров оперы. Начинает сцену плавная и поэтичная песня-пляска девушек-невольниц, возникающая как воспоминание о далекой и прекрасной родине.
В исполнении концертного хора, мы услышим мечтательную и томную песню девушек невольниц “Улетай на крыльях ветра ты в край родной”.
Руководитель Кофман Н.С., концертмейстер Гареева Надежда Сергеевна
Задумчивое настроение песни сменяет “дикая”, по определению Бородина, пляска мужчин в ритме лезгинки – темпераментная, воинственная и стремительная.
ВИДЕО
Это не просто сцена – это грандиозная балетная вокально-симфоническая сюита. И очень точно определил ее Асафьев, назвав “поэмой в танце”.
В целом жанр оперы, посвященный автором Глинке, можно считать эпическим: множество массовых и хоровых сцен придают сочинению величавость и монументальность.
Могучий разум ученого, гений композитора, литературные дарования - ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии.
Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникает вопрос: как мог он быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу и науке, и искусству, когда они ищут правду жизни.
Музыка Бородина – настоящий остров радости в сложном сегодняшнем мире.