Закрепление знаний об имени прилагательном. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • закрепление знаний учащихся о роли прилагательных в нашей речи;
  • закрепление умений определять род и число имени прилагательного;
  • воспитание чувства прекрасного к языку, природе.

Ход урока

Звучит музыка (Снег кружится ...) На фоне музыки загадывается загадка.

Четыре ковра
Рукодельницы ткут.
Один за другим
Их на землю кладут.
Белый, зеленый,
Пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный
Его нашел ты? /Времена года/
Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. /Зима/

- И вот сегодня Зимушка-зима пришла к нам в гости, на наш урок. Тихо ступает она по земле. Давайте откроем тетрадочки и напишем росчерки, покажем, как ступала зима на землю.

- Посмотрите на доску, элементы каких букв вы встретили в росчерке

- Соединения напишем

  • сл (нижнее соединение)
  • сн (обратите внимание на промежуточек сн)

- А теперь прочитайте народную примету, написанную на доске.

сущ. прил. сущ. глаг. прил. прил.

Если лето д...ждливое, то з...ма ожидается м...розная и снежная.

- Объясните, как вы понимаете это?

- Какие буквы пропущены в словах? Докажите?

/ д...ждливое – безударочная гласная О – проверочное слово дождь/

- Запишите предложение в тетрадь. Давайте, определим, какой частью речи является каждое слово!

- Какая часть речи встретилась в предложении несколько раз?

/Прилагательное/

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним все, что проходили об имени прилагательном. Ведь тема нашего урока “Закрепление знаний об имени прилагательном”.

- А теперь давайте прочитаем этот текст, но включая в него слова из скобок.

- Ребята, какой из текстов звучит богаче, красивее?

- Какие слова украшают этот текст?

/слова из скобок/

- Какой частью речи они являются?

/часть речи – прилагательное/

- Докажите? Шубки (какие?) нарядные.

/были шубки, а стали нарядные/

- Вспомните, что мы знаем об имени прилагательном.

/на доске написано/

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. часть речи

2. обозначает признак предмета.

3. отвечает на вопросы какой? какая? ...

- Молодцы. Вот, что говорит о себе имя прилагательное.

/сделать шапку имя прилагательное/

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

- А теперь поработаем с текстом.

- Подберите из текста слова, отвечающие на вопрос какие? Запишите их в тетрадь. Образец на доске.

Тучи (какие?) серые, хмурые.

Шубки (какие?) нарядные.

- А какие еще могут быть шубки зверят?

/теплые, меховые, пушистые .../

Шапки (какие?) теплые, меховые.

Следы (чьи?) волчьи, заячьи.

- Молодцы. А теперь подберите из текста слова, отвечающие на вопрос какой?

/на доске/

Сне ... (какой?) свежий, белый.

- Какое правило встретилось в слове сне...

- Дополните ряд слов своими словами прилагательными. /Устно/

Ле... (какой?) зимний (тихий, снежный).

Сле... (чей?) медвежий птичий (лисий).

Берлога (какая?) уютная.

- А еще какая может быть берлога (теплая, большая, просторная ...)

- Молодцы. Прочитайте мне слова, от которых мы задаем вопрос к имени прилагательному!

/след, лес, снег...)

- Какой часть речи они являются?

/существительное/

- Докажите?

/что снег? – обозначает предмет/

- Какой вывод можем сделать о прилагательном?

/Прилагательное связано с существительным/

Если бы не было предмета, мне не чего было бы разукрашивать, - говорит о себе прилагательное.

- Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном!

Вспомнить вам поможет план на доске.

ИМЯ СУЩЕСИВИТЕЛЬНОЕ

1. Часть речи

2. обозначает предмет

3. отвечает на вопросы кто? Что?

- А сейчас поиграем. Если я назову слово, которое является именем существительным, то вы встаете, а если слово, которое является именем прилагательным, вы сидите.

- Готовы играть! Будьте внимательны!

- Снег, хрусталь, холодный, погода, солнечный, морозная, сугроб, денек, белый, пушистое, снежная, сосулька, мокренький.

- Молодцы! Хорошо играли. Ребята, а как изменяются имена прилагательные?

/Имена прилагательные изменяются по числам/

- Как можно определить число имени прилагательного?

/По числу имени существительного/

- А сейчас поиграем в игру, которая называется “Молчанка”.

На доске написаны словосочетания.

- Зимний денек, большие сугробы, морозная погода, мокрый снег,  крупные снежинки, скользкий лед, крепкие морозы, зимний лес, пушистые сосны, длинные сосульки.

- В одних словосочетаниях прилагательное записано в единственном числе, а в других во множественном числе.

- Первый вариант записывает словосочетания в единственном числе, а второй вариант – во множественном числе. Будьте внимательны! Следите за моей указкой.

- Проверьте, что у вас получилось!

/дети читают словосочетания, учитель оценивает ответы детей – 2 оценки поставить/

- А как еще изменяются имена прилагательные?

/По родам/

- Как определить род имени прилагательного?

/По роду имени существительного/

- Проведем словарный картинный диктант.

- Пишем слово, которое обозначает предметы на картинке и припишите к нему подходящее имя прилагательное.

Пример: Собака (какая?) злая. = Собака (чья? моя) – ж. р. Значит и прилагательное злая – ж. р., обозначает признак предмета.

- Правильно. Какие внимательные и умные детки – сказало бы про вас имя Прилагательное.

- Ребята, вот и подходит к концу наш урок.

- Подведем итоги нашего урока.

- Мне бы хотелось узнать, что мы вспомнили об имени прилагательном? Чем понравился вам наш урок?

- Запишем домашнее задание.

Дома

  • первый вариант – придумывает прилагательные на тему “Зима”,
  • второй вариант – придумывает прилагательные на тему “Весна”.
Зима Весна
белоснежная солнечная
снежная веселая
... ...