Цели:
- закрепление знаний учащихся о роли прилагательных в нашей речи;
- закрепление умений определять род и число имени прилагательного;
- воспитание чувства прекрасного к языку, природе.
Ход урока
Звучит музыка (Снег кружится ...) На фоне музыки загадывается загадка.
Четыре ковра
Рукодельницы ткут.
Один за другим
Их на землю кладут.
Белый, зеленый,
Пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный
Его нашел ты? /Времена года/
Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. /Зима/
- И вот сегодня Зимушка-зима пришла к нам в гости, на наш урок. Тихо ступает она по земле. Давайте откроем тетрадочки и напишем росчерки, покажем, как ступала зима на землю.
- Посмотрите на доску, элементы каких букв вы встретили в росчерке
- Соединения напишем
- сл (нижнее соединение)
- сн (обратите внимание на промежуточек сн)
- А теперь прочитайте народную примету, написанную на доске.
сущ. прил. сущ. глаг. прил. прил.
Если лето д...ждливое, то з...ма ожидается м...розная и снежная.
- Объясните, как вы понимаете это?
- Какие буквы пропущены в словах? Докажите?
/ д...ждливое – безударочная гласная О – проверочное слово дождь/
- Запишите предложение в тетрадь. Давайте, определим, какой частью речи является каждое слово!
- Какая часть речи встретилась в предложении несколько раз?
/Прилагательное/
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним все, что проходили об имени прилагательном. Ведь тема нашего урока “Закрепление знаний об имени прилагательном”.
- А теперь давайте прочитаем этот текст, но включая в него слова из скобок.
- Ребята, какой из текстов звучит богаче, красивее?
- Какие слова украшают этот текст?
/слова из скобок/
- Какой частью речи они являются?
/часть речи – прилагательное/
- Докажите? Шубки (какие?) нарядные.
/были шубки, а стали нарядные/
- Вспомните, что мы знаем об имени прилагательном.
/на доске написано/
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. часть речи
2. обозначает признак предмета.
3. отвечает на вопросы какой? какая? ...
- Молодцы. Вот, что говорит о себе имя прилагательное.
/сделать шапку имя прилагательное/
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- А теперь поработаем с текстом.
- Подберите из текста слова, отвечающие на вопрос какие? Запишите их в тетрадь. Образец на доске.
Тучи (какие?) серые, хмурые.
Шубки (какие?) нарядные.
- А какие еще могут быть шубки зверят?
/теплые, меховые, пушистые .../
Шапки (какие?) теплые, меховые.
Следы (чьи?) волчьи, заячьи.
- Молодцы. А теперь подберите из текста слова, отвечающие на вопрос какой?
/на доске/
Сне ... (какой?) свежий, белый.
- Какое правило встретилось в слове сне...
- Дополните ряд слов своими словами прилагательными. /Устно/
Ле... (какой?) зимний (тихий, снежный).
Сле... (чей?) медвежий птичий (лисий).
Берлога (какая?) уютная.
- А еще какая может быть берлога (теплая, большая, просторная ...)
- Молодцы. Прочитайте мне слова, от которых мы задаем вопрос к имени прилагательному!
/след, лес, снег...)
- Какой часть речи они являются?
/существительное/
- Докажите?
/что снег? – обозначает предмет/
- Какой вывод можем сделать о прилагательном?
/Прилагательное связано с существительным/
Если бы не было предмета, мне не чего было бы разукрашивать, - говорит о себе прилагательное.
- Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном!
Вспомнить вам поможет план на доске.
ИМЯ СУЩЕСИВИТЕЛЬНОЕ
1. Часть речи
2. обозначает предмет
3. отвечает на вопросы кто? Что?
- А сейчас поиграем. Если я назову слово, которое является именем существительным, то вы встаете, а если слово, которое является именем прилагательным, вы сидите.
- Готовы играть! Будьте внимательны!
- Снег, хрусталь, холодный, погода, солнечный, морозная, сугроб, денек, белый, пушистое, снежная, сосулька, мокренький.
- Молодцы! Хорошо играли. Ребята, а как изменяются имена прилагательные?
/Имена прилагательные изменяются по числам/
- Как можно определить число имени прилагательного?
/По числу имени существительного/
- А сейчас поиграем в игру, которая называется “Молчанка”.
На доске написаны словосочетания.
- Зимний денек, большие сугробы, морозная погода, мокрый снег, крупные снежинки, скользкий лед, крепкие морозы, зимний лес, пушистые сосны, длинные сосульки.
- В одних словосочетаниях прилагательное записано в единственном числе, а в других во множественном числе.
- Первый вариант записывает словосочетания в единственном числе, а второй вариант – во множественном числе. Будьте внимательны! Следите за моей указкой.
- Проверьте, что у вас получилось!
/дети читают словосочетания, учитель оценивает ответы детей – 2 оценки поставить/
- А как еще изменяются имена прилагательные?
/По родам/
- Как определить род имени прилагательного?
/По роду имени существительного/
- Проведем словарный картинный диктант.
- Пишем слово, которое обозначает предметы на картинке и припишите к нему подходящее имя прилагательное.
Пример: Собака (какая?) злая. = Собака (чья? моя) – ж. р. Значит и прилагательное злая – ж. р., обозначает признак предмета.
- Правильно. Какие внимательные и умные детки – сказало бы про вас имя Прилагательное.
- Ребята, вот и подходит к концу наш урок.
- Подведем итоги нашего урока.
- Мне бы хотелось узнать, что мы вспомнили об имени прилагательном? Чем понравился вам наш урок?
- Запишем домашнее задание.
Дома
- первый вариант – придумывает прилагательные на тему “Зима”,
- второй вариант – придумывает прилагательные на тему “Весна”.
Зима Весна белоснежная солнечная снежная веселая ... ...