Формирование универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

Разделы: Начальная школа


Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возросла. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником».

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий, как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.

В составе основных универсальных учебных действий выделяют 4 вида:

1. Личностные УУД – направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира
2. Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
3. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
4. Познавательные УУД – общеучебные (включая специально – предметные действия), логические (включая знаково – символические), постановку и решение проблем.

Каждый учебный предмет, в зависимости от его предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий – личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Поэтому уроки литературного чтения наиболее полно обеспечивают формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  • смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
  • самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • основы гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • эстетические ценности и на их основе эстетические критерии;
  • нравственно-этического оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений;
  • умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
  • умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
  • умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
  • умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности ребенка, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторов. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри него, углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя, выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Каждый ребенок чувствует читаемое по-своему. Дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах этих поступков, чувствовать красоту добра, осуждать зло. Для того, чтобы ребенку было легче разобраться в своих впечатлениях и чувствах, рекомендуем использовать на уроках следующие виды заданий, формирующие личностные УУД:

– «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать героям произведений)
– «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения?» (умение понимать контекстную речь)
– «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?» (умение осуществлять личностную рефлексию)
– Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций, интонацией, мимикой, жестами)
– «Если бы я был» (погружение во внутренний мир персонажа)

В процессе формирования УУД школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, самостоятельно найти ответ на множество интересующих вопросов, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учителем. Дети рассуждают, строят предположения, сами ставят перед собой задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других.
Все это направлено на формирование регулятивных УУД:

– «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу» (формирование способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью различных знаковых символов)
– «С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?» (проективное мышление по структурированию событий)
– «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на уроке?» (умение прогнозировать);
– «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?» (формирование способностик контролю, самоконтролюи коррекции)

Дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. Я (учитель) объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, сознательно ошибаюсь, советуюсь. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые ученики «раскрываются», становятся более раскрепощенными, открытыми. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. В этом помогают задания, направленные на формирование коммуникативных УУД такие, как:

устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами);
– пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического высказывания);
– беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения);
– викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других)/

Каждый урок должен быть интересным, логичным, деятельностным. Ведь ребенка необходимо «зарядить» познавательным интересом, дать особый стимул к чтению. Систематичное использование на уроках развивающих и творческих заданий, информационно-коммуникационных технологий делает работу более наглядной, живой, интересной для детей, формирует познавательные УУД:

– выделение главного, составление «цепочек последовательностей», поиск информации в различных источниках, ориентирование в книге (общеучебные умения);
– характеристика и сравнение персонажей и произведений, выполнение заданий творческого характера (анаграммы, ребусы, игры со словами);
– установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, обобщение, классификация (умение выполнять логические операции).

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано формирование универсальных учебных действий в современной школе.

Приложение 1. Электронная презентация «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения».
Приложение 2. Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Великие русские писатели».
Приложение 3. Электронная презентация «Великие русские писатели».
Приложение 4. Конспект урока во 2 классе (интегрированный урок литературного чтения, русского языка) по теме: "Составление рассказа-описания по картинно – цифровому плану»