Готовимся к Государственной аттестации за курс основной школы

Разделы: Математика


Ежегодно девятиклассники проходят государственную итоговую аттестацию за курс основной школы. Каждый учитель стремится оказать максимальную поддержку своим подопечным в подготовке к серьёзному экзамену. В чём заключается эта поддержка? Прежде всего, в грамотном распределении учебного времени по повторению особо значимых тем алгебры и геометрии, причём алгебраическая подготовка занимает намного больше времени, чем геометрическая. Уровень владения математическим материалом различен в отдельно взятом классе. Поэтому первое, что необходимо сделать – это, исходя из знаний и умений учащихся, составить индивидуальную для данного класса программу подготовки к экзамену. Предлагаю вашему вниманию программу, составленную мной для девятиклассников 2013/14 учебного года (Приложение 1).

В своей работе я использую следующий методический комплект:

  1. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. (Стандарты второго поколения).
  3. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений – 14-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
  4. Мордкович А. Г. Тульчинская Е. Е. Алгебра 7-9. Тесты. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2009.
  5. Ким Н. А. Математика. 5-9 классы: развёрнутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича. – Волгоград: Учитель, - 2010.
  6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 9 класс. – Москва: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2009.
  7. Горохова Л. И. Уроки математики в 5-10 классах с применением информационных технологий: методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, - 2010.
  8. Мордкович А. Г., Семёнов В. П. Алгебра. 9 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, - 2010.
  9. Александрова Л. А. Алгебра. 9 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
  10. Ким Н. А. Справочник учителя математики. Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Лепёхин Ю. В. Математика. 9 класс: решение задач повышенной сложности. – Волгоград: Учитель, - 2010.

При составлении программы подготовки девятиклассников к экзамену были выбраны шесть крупных блоков, повторить которые, на мой взгляд, нужно обязательно. Геометрическая подготовка тесно связана с алгебраической, так как в процессе решения геометрических задач зачастую используются алгебраические методы решения. Кроме того, понятия синуса, косинуса угла можно объяснять как с геометрической, так и с алгебраической точек зрения.

Для темы “Статистика и теория вероятностей” учебное время для повторения не было выделено намеренно. Ещё в 7 классе мои нынешние девятиклассники изучали элективный курс по данной теме, и поэтому они довольно неплохо решают статистические, комбинаторные и вероятностные задачи, а в кусе алгебры 9 класса данная тема изучается в конце учебного года перед самым экзаменом по математике, что позволит учащимся не утратить приобретённые знания и умения.

Тема “Координаты на прямой и плоскости” тоже не включена в учебное время для повторения, так как девятиклассники хорошо владеют этим материалом, кроме того элементы данной темы косвенным или прямым образом затрагиваются при повторении остальных тем курса.

На каждую из тем, включённую в итоговое повторение, отводится определённое количество времени. Подразумевается, что после повторения теоретического материала учащиеся выполняют тренировочные тесты, предложенные учителем или взятые из печатных изданий различных авторов, которые сейчас представлены в специализированных магазинах во всём многообразии.

После выполнения тренировочных тестов будет разумно провести контрольные (зачётные) тесты по каждой из тем, а также итоговое тестирование по всем темам одновременно. Предлагаю вам свои варианты контрольных (зачётных) тестов (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7) и итоговый тест (Приложение 8). Задания данных тестов не копируют текст из сборников по подготовке к экзаменам, указанных в методическом комплекте, но подобны им.

Ответы к предложенным тестам даны в Приложении 9.

Хотелось бы заметить, что предложенная программа подготовки девятиклассников к экзамену рассчитана на реализацию во внеучебное время на индивидуальных или групповых консультациях. Отдельно взятый ученик может проходить данную программу в своём индивидуальном режиме.

Литература

  1. Лаппо Л. Д. ГИА. Математика. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. Практикум по выполнению типовых текстовых заданий. – М.: Издательство “Экзамен”, 2013. – 78 с.
  2. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И. В. Ященко, С. А. Шестаков, А. С. Трепалин, А. В. Семёнов, П. И. Захаров. – М.: Издательство “Экзамен”, 2013. – 79 с.
  3. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов-на Дону: Легион, 2012 – 288 с.
  4. ГИА. Математика. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. Практикум по выполнению типовых текстовых заданий / Л. Д. Лаппо, М. А. Попов. – М.: Издательство “Экзамен”, 2012. – 78 с.