План урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы урока. (2 минуты.
2. Вводная беседа (10 минут).
3. Работа над заданием:
- техника безопасности при работе с ножницами, клеем (2 минуты);
- обсуждение алгоритма действий при изготовлении аппликации (с опорой на наглядность, отображающей поэтапное выполнение действий). (3 минуты);
- указания к началу работы. Выполнение первого этапа* – вырезание снежинки из белой бумаги по контуру (7 минут).
4. Медитативная сказка с элементами пальчиковой гимнастики (4 минуты);
5. Выполнение второго этапа* – приклеивание вырезанной снежинки на лист бумаги. (3 минуты);
6. Выполнение третьего этапа* – украшение снежинки путем приклеивания заготовок из бумаги и синельной проволоки (4 минуты).
7. Рефлексия - подведение итогов урока (3 минуты).
8. Организация окончания урока. Выставление оценок. Уборка своего рабочего места. (2 минуты)
* Выполнение каждого этапа заданий осуществляется с опорой на наглядность.
Цель урока: создание аппликации из бумаги путем вырезания фигуры по контуру с последующим наклеиванием ее на бумажную основу.
Образовательные задачи.
- Развитие у детей восприятия особенностей зимнего пейзажа через живопись, музыку (на этапе просматривания видео-материалов урока).
- Совершенствование умения самостоятельно работать с ножницами, клеем.
Коррекционные задачи.
- Развитие моторики рук.
- Стабилизация психических процессов через медитативную сказку.
- Развитие мышления в процессе установления причинно-следственных связей с помощью наводящих вопросов учителя (если в волшебной стране всегда снег – значит там всегда зима).
- Развитие творческого воображения учащихся.
- Развитие устной речи (в процессе беседы с учителем).
Воспитательные задачи:
- Формирование положительной мотивации к обучению.
- Воспитание самостоятельности.
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
- Привитие навыков осторожного обращения с ножницами, клеем (техника безопасности).
Планируемые результаты:
- обучить приему вырезания из бумаги;
- обучить приему наклеивания деталей из бумаги на картонную основу;
- уточнить представление об окружающем мире;
- продолжить формировать умения работы с электронным наглядным пособием;
- развивать воображение и образное мышление;
- развивать внимание и пространственное мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность и культуру труда.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Оборудование: календарь.
Учитель:
- Доброе утро/день, ребята! Садитесь. Скажите, ребята, какое сейчас время года? Верно. А какой день недели? Молодцы.
- Проверьте, все ли у вас есть на парте: файл с ножницами и клеем.
2. Вводная беседа. Оборудование: мультимедийная доска, видео к уроку. (Приложение 1).
Учитель:
- Ребята, я сегодня получила письмо из Волшебной снежной страны. В этой стране нет ни травы, ни цветов, ни деревьев, а есть только снег и лёд. Как вы думаете, какое там всегда время года? (Ответы детей). Ледяные горы в этой стране поднимаются высоко в небо, а вниз стекают ледяные реки. И вот на такой ледяной горе стоит ледяной дворец. В нём и живёт Снежная Королева – хозяйка Волшебной снежной страны. И она обращается к нам с вами за помощью! Давайте же посмотрим, что за беда случилась в ее королевстве! Вдруг, мы сможем им помочь?!
Просмотр видео (приложение 1).
- Как вы думаете, ребята, мы сможем спасти страну Снежной Королевы? Сможем изготовить снежинки? Конечно, сможем! Итак, тема нашего сегодняшнего урока такая: “Изготовление аппликации: снежинки кружатся”.
- Ребята, давайте вспомним, а какое сейчас время года? (Зима) Молодцы! Поэтому, я уверена, что мы с вами можем поделиться снежинками с волшебной страной.
3. Работа над заданием. Оборудование: мультимедийная доска, Приложение 2, ножницы, цветная бумага с подготовленным контуром снежинки. (Приложение 4).
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Не берите ножницы без моего разрешения.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не держите ножницы лезвием вверх.
4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
5. Не подходите к товарищу во время работы.
6. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем:
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наносите клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. Если клей попал вам на руки – его необходимо смыть!
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
- Итак, а теперь, ребята, сядьте ровно и посмотрите внимательно на экран. На нем – подсказка, изображение того, что мы должны делать, чтобы у нас получилась наша аппликация.
(Демонстрация презентации 2 с поэтапным выполнением действий).
- Вот теперь мы можем приступить к первому этапу нашей работы – вырезанию снежинки из бумаги. Доставайте ножницы, а я раздам вам листы бумаги, на которых уже нарисована снежинка, которую вам надо вырезать.
(Дети, для которых это задание реально и выполнимо - приступают к работе. Остальные – выполняют это задание с учителем “рука в руку”).
4. Релакс-пауза. Медитативная сказка с элементами пальчиковой гимнастики.
Оборудование: Приложение 3.
- Итак, ребята, у каждого из вас на парте лежит вырезанная из бумаги снежинка! Молодцы, с первым заданием справились.
А теперь давайте немного отдохнем. Для этого, пожалуйста, тихо-тихо встаньте со своих мест и подойдите к доске.
(Дети встают в круг)
Медитативная сказка (физминутка). На экране – релакс-видео. (Приложение 3)
Жила-была на небе Снежинка.
Вот такая (дети поднимают вверх руки).
Она была маленькая, белая, холодная и с острыми
иголочками (пальцами изображаем иголочки).
На небе жило много Снежинок, они кружились вокруг
себя и вокруг других снежинок (дети кружатся).
Но подлететь близко друг к другу не могли, кололи
друг друга своими колючками.
А нашей маленькой Снежинке очень хотелось с
кем-то подружиться.
Как только она подлетала к какой-то Снежинке, та
говорила: "Отойди подальше, ты колешь меня
своими колючками". И Снежинка, вздыхая,
отлетала. А Снежинке так хотелось кого-то обнять,
подержать за руки. (Дети берутся за руки) Она
даже согласна была потерпеть уколы от колючек
(дети легонько “колют” друг друга пальчиками),
лишь бы быть с кем-то рядом. Все Снежинки жили в
одной большой туче. Во-о-от в такой большой (показываем
тучу).
Однажды Туча сказала: "Снежинки, вас так
много, мне тяжело возить вас в себе. Пришла ваша
пора отправляться в большой мир. И Туча
отряхнулась так, как это делают собачки (дети
имитируют движения).
И все Снежинки выпали и полетели (дети
“летят”).
Но, даже в полете, наша Снежинка не могла
дотронуться до остальных Снежинок.
Она летела, кружилась и ...грустила. Ей казалось,
что лететь вдвоем было бы куда как интереснее и
веселее... И Снежинки упали на землю, но и там
они лежали, вытянув свои колючки. Снежинка уже и
не пыталась заговорить с кем-то.
Но тут мимо проходила девочка Лиза.
Он лепила снежки… Лиза подошла к тому месту, где
лежала Снежинка и зачерпнула много-много
снега для своего снежка (дети лепят ладошками
снежок).
И тогда все Снежинки крепко-крепко обнялись (дети
обнимают друг друга).
И наша Снежинка тоже. И все колючки у Снежинок
отлетели. Они крепко держали друг друга и
улыбались. Оказывается, быть вместе гораздо
интереснее, чем по отдельности. И наша Снежинка
была счастлива!
А теперь тихонько садитесь на свои места, и приступим к работе.
5. Работа над заданием. Оборудование: клей, картон, заготовки из синельной проволоки.
- Ребята, давайте дальше изготавливать наши снежинки. Пожалуйста, достаньте из файлов клей-карандаш, а я раздам вам листы цветного картона. Возьмите вашу снежинку, всю-всю аккуратно смажьте клеем и прикрепите на лист цветного картона. Получилось? Молодцы.
(Задание выполняется детьми самостоятельно. Те, для кого это задание затруднительно – с помощью учителя. Или по принципу “сделал сам – помоги другому”. Ребята, кто легко и просто справился с этим заданием помогают тем, кто не успевает).
- Молодцы! Итак, давайте посмотрим на экран: все правильно мы выполнили? Все верно! Справились! А теперь осталась самая интересная часть. Мы должны украсить наши снежинки! Пожалуйста, уберите обратно в файл клей-карандаш и ножницы – они нам больше не понадобятся. Сейчас я каждому из вас раздам заготовки из синельной проволоки. Ребята, это наши “пушистики” - мы с ними уже не раз работали.
На нашу снежинку вы капаете каплю клея ПВА, а на нее прикрепляете “пушистика”. Посмотрите на экран, вот так должно получиться! Вам понятно задание?
Приступайте. (Те, кто не может самостоятельно выполнить это задание, делают его с помощью учителя, самостоятельно только прикрепляя комочки синельной проволоки на изделие).
- Итак, ребята, что мы сегодня с вами делали? Молодцы! Вы самостоятельно сделали аппликацию - вырезали из бумаги снежинки, приклеили их на цветной картон и украсили синельной проволокой. Осталось только отдать эти снежинки Снежной Королеве! Для этого мы все свои работы положим в нашем классе на подоконник и чуть-чуть приоткроем окно. Когда Снежная Королева будет пролетать ночью мимо нашей школы, она увидит снежинки – заберет их и... Волшебная страна спасена!!!
6. Организация окончания урока. Выставление оценок. Уборка своего рабочего места. Оборудование: конверты с бумажными кружочками (веселый и грустный кружочек).
- Ребята, у вас на парте лежат конверты, достаньте из них бумажные кружочки. Их – два. Один веселый, а другой грустный. Прежде чем выбрать смайлик, подумайте. Если вам понравился урок, и вам было интересно работать – возьмите весёлый кружочек, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите грустный кружочек.
- А я выбираю весёлого смайлика, мне было интересно с вами работать на уроке.
И я с удовольствие ставлю вам следующие оценки:…
У нас осталось 2 минуты до звонка, пожалуйста, уберите свое рабочее место. ХХХ (имя ребенка), пожалуйста, возьми пакет, подойди к каждому из ребят – пусть они в этот пакет выбросят остатки бумаги.
А вы, ребята, уверите обратно в файлы клей и ножницы.