Формирование универсальных учебных действий средствами анализа и интерпритации произведений художественной литературы в условиях перехода на ФГОС на примере урока по исторической повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Разделы: Литература


Цель урока: формирование универсальных учебных действий средствами анализа и интерпретации произведений художественной литературы в условиях перехода на ФГОС.

Результаты урока:

личностные: развитие читательской грамотности, воспитание чувства долга и чести, непримиримого отношения к предательству;

регулятивные: развитие навыков контроля и взаимоконтроля, прогнозирования и целеполагания;

коммуникативные: формирование собственного мнения по отношению к изучаемой проблеме, умения работать в группе;

познавательные: умение работать с текстом, умение определять виды проблем и способы решения через групповую работ; формирование проектного мышления;

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска с открытой проблемой урока, с рисунками видов проблем, с проектами групп; рейтинговые листы, фишки трех цветов (красные, желтые, зеленые).

1. Организационный момент

2. Мотивация. На интерактивной доске записан следующий текст, который и определяет проблему урока: Однажды А.Т.Твардовский сказал, что все современные читатели делятся на тех, кто прочитал “Капитанскую дочку” и кто нет. Как вы думаете, почему так высоко оценена повесть А.С.Пушкина?

3 Определение темы и целей урока

Учитель. Мы уже знакомы со многими произведениями А.С Пушкина, но эта историческая повесть (в других источниках это произведение рассматривается как исторический роман) занимает особое место в творчестве писателя и поэта. В чем ее значимость?

Класс делится на четыре группы: портретная, историческая, художественная, текстовая. На столах каждой группы лежат по 3 рейтинговых листа противоположных групп, где оценивается вид деятельности по пятибалльной системе. Задача каждой группы представить свой проект, защитить его и ответить на вопросы оппонентов.

4. Актуализация знаний и изучение нового материала

Группа “Историческая” должна выяснить историческую основу повести “Капитанская дочка” и ее исторические прототипы, составить проект на тему “Роль человеческой личности в истории”. (В своей работе группа использует интернет ресурсы.)

Группа “Текстовая” должна составить вопросы, направленные на детальное знание текста. Проект представляется в форме игровой деятельности. Каждая группа может открыть только 3 вопроса и набрать max – 45 баллов, min – 15б. Вопросы ранжированы по степени трудности, самые трудные 15б (красные фишки), средней степени – 10б. (желтые фишки), легкие – 5б. (зеленые фишки). (Приложение 1)

Группа “Художественная” работает над проектами истории Маши Мироновой - спроецировать ее жизнь: что повлияло на ее поступки, и могла ли она поступать иначе; сходства и различия Гринева и Швабрина – ответить на вопросы, почему при большом сходстве один остается верен своему долгу и присяге, а другой встал на путь предательства и измены. (Приложение 2)

Группа “Портретная” должны составить характеристики главных героев на основе содержания текста: Емельяна Пугачева и Петра Гринева. (Приложение 3)

5. Рефлексия. Организация обратной связи через опрос учащихся.

а. “Капитанская дочка” - это произведение о… (примерные ответы: о любви; о Пугачевском бунте).

б. Можно ли назвать Е.Пугачева историческим деятелем, и обладал ли он личностными качествами идеального правителя для русского народа?

в. Какие задания были сложными и вызвали затруднения?

(Ученики отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ)

6. Поведение итогов. Возвращение к высказыванию А.Твардовского. Есть ли основание согласиться с мнением писателя?