Седые дети войны

Разделы: Внеклассная работа


Введение

9 мая  2015 года  наша страна будет праздновать семидесятилетие Победы советского народа в годы Великой Отечественной войны. Эта страшная война не обошла стороной ни один дом, не пощадила судьбу ни одной семьи, отпечаталась тяжким бременем в сознании каждого человека. И, несомненно, самыми героическими персонажами тех событий были дети.

Война и дети... . Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Война в жестокой слепоте соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. И когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Тема войны, тема детей сирот всегда останется актуальной, и молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины!

Рассказать о мужественном подвиге ровесников, о нелегкой участи, которая постигла этих ребят, значит отдать должное памяти своих героев. Презентация “Седые дети войны” раскрывает тему военного детства, опираясь на факты, используя фотодокументы, аудиозаписи звуков войны, песен о войне. Может использоваться для проведения внеклассных мероприятий ко Дню Победы.

Форма проведения: урок памяти для учащихся 6-11-х классов.

Цель работы: познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны, воспитание патриотизма, уважения к подвигу детей в пору военного лихолетья, гордости за свою страну.

Оформление: книжная выставка “Дети и война”.

Оборудование: проектор для демонстрации мультимедийной презентации.

Ход мероприятия

Слайд 2. Презентация

“Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”. (А.Твардовский)

Слайд 3.

Дети и война. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…

Слайд 4.

В воскресенье 22 июня, в 4 часа утра, когда только начало светать, фашистские пушки открыли огонь, и над Брестской крепостью закружились немецкие самолёты, засыпая её бомбами. Застигнутые врасплох, ещё не успевшие проснуться, люди погибали под развалинами зданий, падали под огнём врага. Сотни наших воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости в то первое страшное утро войны.

Слайд 5-9.

Демонстрируются кадры начала войны.

Слайд 10.

В ночь на 22 июня фашистские корабли подошли близко - близко к берегам, где находились пионерские лагеря. Знали ли враги, что стреляют по детям, что там, на берегу, в лагерях, находятся тысячи детей? Знали! Нет точной статистики, сколько детей погибло, но точно известно - многие сотни…

Одиннадцатилетнюю Тамару Пархимович война тоже застала в пионерском лагере: “Мы спим, а пионерский лагерь бомбят. Выскочили из палаток, бегаем и кричим: “Мама, мама!”. Меня воспитательница за плечи трясёт, чтобы я успокоилась, а я кричу: “Мама! Где моя мама?”. Пока она меня к себе не прижала: “Я твоя мама”…У меня на кровати висели юбочка, кофточка и пионерский галстук. Я это надела, и мы пошли в Минск. По дороге многих детей встречали родители, а моей мамы не было. Вдруг говорят: “Немцы уже в городе…”. Повернули назад. Кто-то мне сказал, что видел мою маму убитою… И тут у меня провал в памяти”.

Слайд 11.

Враг наступал. Занимал города, сёла. Люди вынуждены были эвакуироваться вглубь страны. В спешке эвакуации дети теряли своих родителей.

Слайды 12-15.

Демонстрируются кадры эвакуации мирного населения.

Слайд 16.

Они похожи: судьба смоленского и белорусского мальчиков, судьба украинской и литовской девочек.

Война стала общей биографией детей той поры. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Инне Старовойтовой, когда началась война, было 7 лет. Вот что она вспоминает: “Мама поцеловала нас и ушла, мы остались в шалаше вчетвером: младшие - братик, двоюродные брат и сестра - и я, самая большая, семи лет. Мы не в первый раз оставались одни и научились не плакать, вести себя тихо. Знаем, что мама наша разведчица, её послали на задание, а нам надо её ждать. Сидим и слушаем: деревья шумят, женщины неподалеку стирают. Вдруг крики: “Немцы! Немцы!” Все стали выбегать из своих шалашей, звать детей, убегать дальше в лес. А куда мы побежим одни без мамы? Так как я самая старшая, говорю: “Молчок всем. Здесь темно, и немцы нас не найдут”. Притаились мы, спрятались. Кто-то заглянул и сказал по-русски: “Кто есть, выходите!” Голос был спокойный, и мы вылезли из шалаша. Я увидела высокого человека в зелёной форме.

- У тебя есть папа? – спросил он у меня.

- Есть.

- А где он?

- Он далеко, на фронте, - выложила я.

Помню, что немец даже засмеялся.

- А мама твоя где? – задал он очередной вопрос.

- Мама с партизанами в разведку ушла…

Подошёл другой немец, тот был в чёрном. Что-то они переговорили, этот, чёрный, показал нам рукой, куда надо идти. Там стояли женщины с детьми, которые не успели убежать. Чёрный немец навёл на нас пулемёт, и мне стало страшно, я поняла, что он сейчас будет делать. Я не успела даже закричать и обнять маленьких.… Проснулась я от маминого плача. Да, мне казалось, что я спала. Приподнялась, вижу: мама копает ямку и плачет. Она стояла спиной ко мне, а у меня не было сил её позвать, сил хватало, только, чтобы смотреть на неё. Мама разогнулась передохнуть, повернула ко мне голову и как закричит: “Инночка!” Она кинулась ко мне, схватила на руки. В одной руке меня держит и другой остальных ощупывает: вдруг кто ещё живой? Нет, они были холодные. Когда меня подлечили, мы с мамой насчитали у меня девять пулевых ран”.

Слайды 17-21.

Демонстрируются кадры с изображением детей военной поры.

Слайд 22.

Что такое фашизм?

Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.

Слайд 23.

За три дня с 29 по 31 сентября 1941 года за городом Киевом, на месте, которое называлось Бабий Яр, было расстреляно 195 тысяч человек. В основном женщины, старики и дети.

Слайды 24-26.

Демонстрируются кадры трагедии Бабьего Яра.

Слайд 27.

Ведущий или чтец читают стихотворение Э.Асадова “Чулочки”.

Слайд 28.

На месте, где были расстреляны ни в чём не повинные люди, много памятников. И один из них - памятник расстрелянным детям.

Звучит песня “Бабий Яр” в исполнении А.Розенбаума.

Слайд 29.

Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей - мужчин, женщин, стариков, детей - выгнали из домов. А затем под дулами автоматов согнали в большой сарай и подожгли. Всех, кто пытался вырваться из огненного плена, уложили автоматные очереди. Фашисты разграбили дома и сожгли всю деревню. Хатынь была стёрта с лица земли. 149 человек погибло в огне, среди них 76 детей.

Сейчас на месте сожжённых хат высятся монолитные столбы, напоминающие чёрные печные трубы. На них - бронзовые колокола. Их печальный перезвон звучит как напоминание об ужасах фашизма.

Слайды 30-34.

Демонстрируются кадры трагедии Хатыни. Звучит песня “Колокола Хатыни” в исполнении А.Рачицкой.

Слайд 35.

Ведущий или чтец читает стихотворение А.Балина “Я видел седых детей…”.

Слайд 36

Что такое фашизм?

Фашизм - когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребёнок не умирал.

Слайд 37.

Саласпилс - лагерь смерти, расположенный на территории оккупированной фашистами Латвии. Наиболее печальную известность получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Дети, начиная с грудного возраста, находились в состоянии маленьких животных. Они были лишены даже примитивного ухода. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии приводили к массовой гибели маленьких узников.

В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около трёх тысяч детей до 5 лет. Подавляющее большинство из них подвергалось выкачиванию крови.

Слайды 38-42.

Демонстрируются кадры трагедии концлагеря Саласпилс. Звучит песня “Саласпилс” в исполнении ВИА “Поющие гитары”.

Слайд 43.

Мальчишки. Девчонки.

На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

“Мы были серыми, как соль.
А соль на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль.
Земля дрожала и дымилась…”. (Л.Щасная)

Слайд 44.

В осаждённом Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.

“Ленинградские дети”, - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль - “ленинградские дети”. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны, когда детей эвакуировали из блокадного Ленинграда.

Слайд 45.

Маленькие ленинградцы сражались с голодом, холодом, смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без содрогания: “Женя умерла 28 декабря в 12.30 ч. утра 1941 г…”. Голод - это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце - всё, что у тебя есть, голодает. Сначала голодает, потом умирает. Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась. С ней была мама. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.

Слайд 47.

Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Но спасти её было нельзя. В рабочем посёлке Шатки, на её могиле был установлен памятник.

Слайд 48.

Прошли годы. Бывшие мальчики и девочки блокадного Ленинграда хорошо запомнили ту пору, заледенелую, голодную, лишённую детских радостей. Все страдания отпечатались в детской душе, навсегда вошли в сердце.

Из воспоминаний Л.Северской.

“Мы, школьники, глядя на взрослых, делали всё, что могли. И в школе, и в домах дежурили на крышах, оказывали первую помощь. В городе не стало света, не стало воды, начались сильные морозы, а бомбёжки не прекращались. Придёшь домой - холодно, есть нечего, возьмёшь учебник и при тусклом свете коптилки занимаешься, пока не окоченеют руки и ноги. Кругом люди падали от истощения; дети просили есть; взрослые, сжимая кулаки, работали у станков; а мы впрягались в саночки и ездили на Неву за водой для семей бойцов, где были маленькие дети”.

Слайд 49-50.

15 249 ленинградских пионеров - активных участников обороны Ленинграда получили правительственную награду - медаль “За оборону Ленинграда”.

Звучит песня “Ленинградские мальчишки” в исполнении ВИА “Мзиури”.

Слайд 51.

Юные герои.

До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки.

Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Слайд 52.

Маленькие герои большой войны.

Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в подполье. И ни на миг не дрогнули их юные сердца!

В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам.

Слайд 53.

Когда началась война, Лёне Голикову не было ещё 14 лет. Он жил в маленькой деревушке Лукино. Когда враги оккупировали родную землю, Лёня встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил в опасные разведки, добывая сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда, разрушал мосты, уничтожал склады. В одном из сражений с гитлеровцами погиб. Юному герою присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 54.

Зина Портнова - подпольщик. Она распространяла листовки; зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике; участвовала в диверсиях. В декабре 1943, возвращаясь с задания, была схвачена фашистами. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух врагов. Зверски замучена.

Слайд 55.

Аркадий Каманин - самый молодой лётчик Второй мировой войны. В 14 лет попал на Калининский фронт. Работал механиком. Затем начал летать. Выполняя различные задания, летал за линию фронта. Награждён боевыми орденами и медалями. Умер в 1947 г. от менингита.

Слайд 56.

Марат Казей - партизан, Герой Советского Союза. В ноябре 1942 г. вступил в партизанский отряд и добыл немало сведений. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами.

Слайд 57.

О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать - четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете. Они награждены орденами и медалями посмертно. Они удостоены самой высокой награды Родины - Звания Героя Советского Союза.

Слайд 58.

Сыны полков.

Оставшихся без родителей детей, подбирали солдаты. И если не было возможности отправить их в тыл, ребятишек оставляли у себя. Как много было таких детей! Так, в 63-й гвардейской танковой бригаде было 9 воспитанников.

Служили дети полков в разных войсках: и в разведке, и в танковых войсках, и в авиации, и на флоте. Четыре долгих года сражались дети вместе с взрослыми. Вместе со своими полками вступили они в Берлин.

Слайды 59-62.

Демонстрируются кадры с изображением сыновей полка.

Слайд 63.

А в тылу многие подростки, заменив отцов и братьев, ушедших на фронт, вместе с женщинами и стариками трудились на полях, фабриках и заводах.

В школьных мастерских пионеры Москвы выполняли фронтовые заказы, изготовляли детали для мин и другого оружия. В мастерских школ Москвы, летом 1942 года, работало 17 тысяч пионеров и школьников, выпустивших продукции на 30 миллионов рублей.

Слайд 64.

Война закончилась 9 мая 1945 года. Фашизм был полностью уничтожен. Но какой страшной ценой досталась нам эта Победа!

Слайд 65.

Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят или белорусских, еврейских или польских? Погибали дети - граждане Мира.

Демонстрируются кадры трагедии детей войны. Звучит музыка композитора Джона Уильямса из фильма “Список Шиндлера”.

Слайд 66.

На земле самый лучший народ - дети. Как уберечь нам его в тревожное время?

Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее?

И чтобы детство никогда больше не называлось войной.

Литература

  1. Алексиевич С.А. Последние свидетели // В кн.: Алексиевич С.А. У войны не женское лицо…: Документальная проза.- М.: Правда, 1988. - С.273-461.
  2. Буйнова Т.Н. Юные герои “сороковых, пороховых” // Читаем, учимся, играем.- 2003. - №4. - С.55-61.
  3. Зайцева Л.А. Дети и война // Читаем, учимся, играем.- 2006. - №5. - С.54-59.
  4. Ксенофонтова О.Э. “Я видел седых детей…” // Читаем, учимся, играем. - 2005.- №1. - С.23-27.
  5. Пономарёва И.В. Сыны полков // Читаем, учимся, играем.- 2007.- №4.- С.11-16.
  6. Стрижова Н.З. “Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?..” // Читаем, учимся, играем.- 2005. - №12. - С.24-31.

Интернет-сайты:

https://ru.wikipedia.org

http://netvoyne.ru/