Тип урока: комбинированный (систематизация и обобщение, открытие новых знаний).
Цель урока: обобщить, систематизировать, открыть новые знания о прямоугольнике.
Задачи урока.
- Актуализировать и упорядочить знания учащихся о прямоугольнике, его существенных свойствах, познакомить с термином “геометрия”.
- Развивать умение строить прямоугольник и отличать его из ряда четырехугольников.
- Развивать умения работать в парах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика.
- Развивать речь, внимание, логическое мышление.
Ожидаемые результаты.
Предметный: формирование навыка изображения геометрических фигур.
Коммуникативные: формирование умения работать в парах, доказывать свою точку зрения, слушать другого ученика.
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, принимать точку зрения другого ученика.
Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность.
Вид урока: дидактическая игра.
Используемое оборудование: магнитная доска, карточки для работы в паре, в виде геометрических фигур, плакат с видами четырехугольников, заготовки геометрических фигур, наглядные пособия к сказке, карточки с терминами.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Я желаю вам удачи,
В добрый путь и в добрый час!
- Ребята, сегодня мы отправимся в страну, где живут необычные жители. Вы узнаете как они называются и их отличительные признаки. В дороге нам нужно быть внимательными, точно и быстро считать и выполнять все задания дружно!
2. Актуализация знаний.
Устный счет.
- Давайте узнаем название жителей страны. На доске записаны примеры. Вы должны установить принцип соединения этих примеров и найти значение выражений.
- Откроем тетради. Подпишем число, классная работа.
- Считать будем устно, записывая в тетрадь только ответы.
- 77, 63, 90, 20, 41, 7, 21.
- Какое число лишнее? Почему? (7 - однозначное, а остальные двузначные)
- Запишите числа в порядке убывания.
90, 77, 63, 41, 21, 20.
- Теперь посмотрим какие буквы спрятались за этими числами.
- Какое слово получилось. (Фигуры)
- Правильно, мы отправляемся в гости к фигурам. Путь к стране фигур лежит через лес. На что похожи ветки деревьев? (На углы) Вспомните все, что знаете о них!
- Какие виды углов вы знаете? (Прямые, острые, тупые)
- Как доказать что угол прямой? (При помощи треугольника)
- Какой угол называют острым? (Который меньше прямого)
- Какой угол называю тупым? (Который больше прямого)
- На каком дереве угля прямые, острые, тупые?
- Из чего состоит угол. (Вершина, стороны)
- Нарисуйте в своей тетради любое понравившееся вам дерево.
3. Формирование новых понятий и способов действий.
- Через густой лес прошли, сразу ту страну нашли!
- Страна, в котрой живут фигуры называется ГЕОМЕТРИЯ.
- В словаре Ожегова дается следующее понятие геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.
- Наука эта появилась в Греции. А может кто-нибудь знает, что в переводе с греческого обозначает слово “геометрия”. (“Гео” - земля, “метрия” - измерение)
- А фигуры, которые живут в этой стране называются геометрическими.
- Посмотрите в каком замечательном замке живут фигуры.
- Из чего он состоит? (Треугольники, четырехугольники).
1 вариант запишет в тетрадь номера всех треугольников и вспомнит, что вы знаете про эти фигуры.
2 вариант – номера четырехугольников.
4. Формулирование темы и цели урока.
Как-то Бим, щеночек наш, взял альбом и карандаш
Рисовал в альбоме том он красивый новый дом.
До чего же Бимка рад – он нарисовал квадрат
И сказал: Стена готова! И за дело взялся снова.
Треугольник будет крышей… До чего ж красиво
вышло!
Бим воскликнул: А теперь нарисую в доме дверь.
И выводит, будто школьник, ровненький прямоугольник.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с видами четырехугольников. А именно с прямоугольником, научимся его чертить и выделять среди других фигур.
- Посмотрите кто нас встречает около замка? (четырехугольник). Этот четырехугольник – фокусник. Он может превращаться в любого своего родственника. Закройте глаза! Крибле! Крабле! Бумс! (произносим хором) (загибаю часть фигуры) Откройте глаза! Кто узнал фигуру, назовите ее. (Прямоугольник). Сколько у нее сторон, что можно про них сказать. (Противоположные стороны прямоугольника равны) Сколько углов? Что можно сказать про углы? (они прямые) Какие фигуры прямоугольной формы вы видите в нашем классе?
Закройте глаза! Крибле! Крабле! Бумс! Назовите фигуру. (Квадрат) Что можете про нее рассказать? А как вы думаете, какие из этих трех фигур являются настоящими родственниками? Давайте найдем признаки по которым они похожи, их 4. Чем квадрат отличается от прямоугольника?
5. Формирование умений и навыков. Работа по учебнику.
- Откройте пожалуйста учебники на странице 14, № 1. Найдите четырехугольники, у которых все углы прямые. Как они называются? Прочитаем правило. А кто молодец и запомнил еще одно свойство прямоугольника? Как называется фигура № 3? Что помните про нее?
6. Физкультминутка.
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? - ...
Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...
Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю
Получается черта,
Называется ...
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее немножко,
И получится лепёшка.
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно
Получился бы
Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик,
- Что еще таким быть может?
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура.
- Ты конечно с ней знаком.
7. Работа с геометрическими фигурами.
- Четырехугольник спрашивает каких родственников из его семьи вы еще знаете?
- У вас на партах лежат фигуры, они вам помогут.
- Ромб, трапеция (в переводе “ столик”), параллелограмм, квадрат, прямоугольник. (Назвать номера этих фигур на замке).
8. Работа по учебнику.
- Давайте построим для новых фигур жилье.
- Мы будем выполнять задание из учебника с.14 № 2, но только немного изменим его. Мы будем не просто чертить фигуры, а в форме домика.
- Читаем задание. Какие фигуры нам надо начертить? (Треугольник с прямым углом – это будет крыша домика. Четырехугольник у которого все углы прямые - это будет сам домик и четырехугольник, у которого 2 угла прямые и 2 нет – это будет крылечко)
- Можете проявить фантазию и дорисовать еще детали домика, только соблюдая одно правило, все детали должны быть прямоугольниками.
9. Физкультминутка.
Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)
10. Работа над задачей.
Прямоугольник решил сделать к Новому году всем подарки, но не может сосчитать членов своей семьи! Поможем ему?
Самостоятельная работа по карточке, записать решение в тетрадь.
Задача: В семье четырехугольника 6 квадратов, а прямоугольников на 5 больше. Сколько всего фигур в семье четырехугольника?
11. Решение выражений.
- Нам пора возвращаться домой. Мы еще не раз встретимся с геометрическими фигурами. Но какая-то снежная куча засыпала нам дорогу. Надо разгрести! У вас на партах лежат комья снега различной формы. Их надо правильно разложить, сосчитав пример, кто все решит, тот разгребет дорогу домой. А выражения эти из №5 и 6 нашего учебника.
- Работать будете в парах.
Пара, которая выполнит задание первой и правильно, получает 5.(сигнализируем мне о выполнении, соединяя руки).
- Как дружно мы поработали! Молодцы!
- Какие геометрические фигуры у вас получились? (Прямоугольник. Квадрат. Четырехугольник)
12. Итог урока. Рефлексия.
- В какой стране мы сегодня побывали?
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Что открыли для себя нового?
Тест (приготовили сигналы зеленый – да, красный - нет).
Если согласны с моим высказыванием, показываем зеленый, если нет – красный).
1. Верно ли, что если фигура имеет 4 угла. 4 стороны. 4 вершины, ее можно назвать четырехугольником? (Да)
2. Является ли прямоугольник одним из видов четырехугольников? (Да)
3. У прямоугольника все стороны равны? (Нет)
4. У квадрата все стороны равны? (Да)
5. Прямоугольник – это четырехугольник у которого все углы прямые? (Да)
Дополнительно: печатная тетрадь, с.15, № 40.