Разработка темы "Выбор политического режима"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • формирование активной гражданской позиции;
  • создание ситуации выбора, через которую вырабатывается отношение к способу; функционирования политической системы;
  • воспитание политической культуры.

Урок 1

Вводятся понятия политологии по теме “Политический режим”. Политический режим характеризует правовое положение личности в обществе и государстве, её фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны, юридические формы деятельности государственных органов и их фактические полномочия. Он в значительной мере индивидуализирует форму государства, что определяет его важность для каждого гражданина.

Определение понятия “политический режим” (на примере различных вариантов определения термина учащиеся выделяют его существенные признаки):

  • одна из форм государства, характеризующая пути, формы, средства и методы реализации политической власти,
  • способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности
  • совокупность приемов и средств осуществления государственной власти, выражающих степень участия народа в её осуществлении.

Функции:

  • обеспечивает стабильность политической власти,
  • управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений,
  • достижение целей политики, реализацию интересов властвующей группы.

Основные типы:

Демократический Антидемократический (недемократический)
либерально-демократический собственно демократический

режим античной демократии буржуазно-демократический социалистическая демократия

автократический (единоличная автократия, деспотия, тирания, режим личной власти и т.п.) авторитарный

тоталитарный

военный/военно-диктаторский

расистский

Задание:

1) найти примеры проявления типов политических режимов в истории;

2) какие критерии могут быть взяты для классификации политических режимов?

Критерии для классификации политических режимов

(дополняется учителем по мере необходимости):

  • принципы взаимоотношения общества и власти
  • права и свободы личности
  • соотношение прав и свобод личности с правами государства
  • характер правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц
  • существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц всех уровней
  • гарантированность прав и свобод личности
  • степень реализации политической власти непосредственно народом
  • степень участия народа в механизмах формирования политической власти
  • способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров
  • контроль общества за деятельностью государства
  • степень разделения трех ветвей власти
  • степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти
  • доминирование определенных методов при осуществлении политической власти
  • уровень гласности в работе органов власти
  • положение СМИ
  • мера политического плюрализма
  • общественно-политические традиции, господствующие в обществе
  • тип политического поведения
  • характер политического лидерства
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур

Класс делится на группы:

  • эксперты, характеризующие антидемократический режим с негативных позиций (урок 2)
  • эксперты, характеризующие демократический режим с позитивных позиций (урок 3)
  • граждане государства, изучающие выводы экспертов, которые исследовали их политический режим для будущего развития государства

В конце урока учащимся предоставляется время для планирования работы группы.

Урок 2

Записи на доске группы, характеризующей антидемократический режим с негативных позиций.

1. Ролевое моделирование ситуации:

- в государстве Робинзон – антидемократический политический режим,

- прибытие группы экспертов, характеризующей его отрицательные черты с целью отказа от данного политического режима,

2. Организация дискуссии через вопросы класса группе экспертов.

При необходимости учитель может использовать следующие варианты вопросов:

  • Согласно ли население государства с данной позицией?
  • Что лучше: традиционный недемократический режим или навязанный, чуждый демократический режим?
  • Готово ли государство Робинзон к иному политическому режиму?
  • Какие интересы преследуют эксперты? И т.д.

3. Подведение итога дискуссии:

Антидемократический режим

“+” “-”
   

Итого: ситуация выбора через голосование

- сохранение антидемократического режима;

- переход к демократическому режиму.

Цель: появление внутренней мотивации изучения предмета всесторонне перед совершением выбора. В конечном итоге должен родиться вопрос типа: “Возможность голосования при отсутствии информации о демократическом режиме”.

Урок 3

Записи группы, характеризующей демократический режим с позитивной позиции.

Мотивация урока через итог урока 2: необходимость для совершения выбора всесторонне рассмотреть предложенную проблему.

Варианты демократического режима в истории до XX века встречаются относительно редко. А в современный период этот тип политического режима является основным, его характеризуют как идеал, к которому необходимо стремиться. Так ли это?

Работа группы экспертов, доказывающей свою точку зрения, через дискуссию с учащимися.

Подведение итога дискуссии:

Демократический режим

“+” “-”
   

Только теперь возможно совершить окончательный выбор, после рассмотрения проблемы со всех сторон. Голосование.

Итоговое обобщение:

- учащиеся;

- закрепление преподавателем (См. Дополнение).

Домашнее задание:

Тезисные рассуждения на тему “Характеристика политического режима … (любого современного государства”. (Объем работы: 1 страница).

Развитие темы:

Организация правовой игры “Выборы”.

Дополнение. Материалы для итогового обобщения.

1. Демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей:

  • конституционное закрепление широких прав и свобод граждан и их реальное обеспечение (в отношениях личности и государства приоритет интересов личности)) широкое использование в политической жизни различных демократических институтов (демонстрации, митинги, собрания, референдумы и т.д.)
  • принятие государственных решений осуществляется по воле большинства, но при этом учитывается мнение и интересы меньшинства
  • утверждение верховенства закона
  • высокая правовая, политическая, нравственная культура общества
  • государственная власть строится на основе принципа разделения властей
  • рыночная экономика

2. Обобщенная характеристика демократического режима:

  • признание равенства и свободы всех людей
  • народ- источник власти
  • плюрализм во всех сферах общественной жизни
  • верховенство закона
  • признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства.

В ходе своего исторического развития демократический режим постоянно совершенствовался в соответствии с уровнем развития общества. Это тот идеал, к которому постоянно стремится общество, хотя на данный момент он не достигнут в полном объеме, как и любой другой идеал. Отрицать существование недостатков демократии было бы неверно. Но очевидно и то, что они во многом являются продолжением её достоинств. Демократия принесла в политическую жизнь множество преимуществ – учет мнения большинства и политическую конкуренцию, плюрализм во всех сферах жизни общества, представительство интересов и возможность выбора. Но именно они и таят в себе известную угрозу – тиранию большинства и конфронтацию, непрофессионализм власти и возможность социальной нестабильности. Из этого ни в коем случае не следует предложение отказа от демократического политического режима, наоборот. Недостатков не лишен и другой тип политического режима; более того, эти недостатки гораздо более очевидны. А в демократии содержится и самое необходимое лекарство для преодоления её недостатков: возможность критического осмысления и изменения негативных элементов политического устройства.

Список литературы

  1. Арбузкин А.М. “Основы государства и права”. М., 1998.
  2. Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М. “Основы правовых знаний”. М., 2001.
  3. Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. “Демократия: государство и общество”. М., 1997.
  4. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. “Введение в политологию”. М., 1994
  5. “Гражданское образование: содержание и активные методы обучения”. Под ред. Шехтера С. и Воскресенской Н. М., 1997.
  6. Клименко С.В., Чичерин А.Л. “Основы государства и права”. М., 1996.
  7. Куликов Л.М. “Основы социологии и политологии”. М., 2000.
  8. Макаренков Е.В., Сушков В.И. “Политология: Альбом схем”. М., 1998.
  9. Морозова Л.А. “Основы государства и права”. Любое издание.