“В душе каждого ребёнка есть
невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво
зазвучат”.
В.А.Сухомлинский
Любому обществу нужны одарённые люди, следовательно, перед ним стоит задача воспитать таких людей, рассмотреть и развить их способности.
Что же такое одарённость? Под этим термином мы представляем себе системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения особых результатов в том или ином виде деятельности. Одаренные дети - это дети, которые поражают нас своими яркими способностями, большим объёмом знаний и умений по сравнению с другими детьми. Слово одарённость означает дар, божий дар. Первые искорки таланта, способностей замечают в своих детях родители. Прекрасно если они способствуют их развитию, через посещение кружков, секций, клубов по интересам. Успех ребёнка во многом зависит от преподавателя, к которому он попадёт. Задача школы и учителя не затормозить рост способностей ученика, а поддерживать и развивать их.
Выявлять одарённых детей нужно уже в начальной школе. Учителя с первых дней обучения наблюдают за ребятами, изучают их психологические особенности, речь, память, мышление. Все дети от природы талантливы.Иногда это яркий ребёнок, которого не возможно не заметить, а иногда для раскрытия его способностей потребуется очень много времени, терпения и желания учителя. Ведь если способности ребёнка не раскрыты, то в этом вина взрослых. Не были созданы условия для развития его возможностей. Нужно не столько измерять одарённость детей, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. И во многом это зависит от педагога. Нельзя быть пассивным наблюдателем, нужно стараться раскрыть способности ребёнка в различных сферах. Ведь кто-то обладает математическим складом ума, другие - музыкальным талантом, а кто-то проявит себя, показав высокие достижения в спорте.
В современной школе в условиях реализации ФГОС, педагог должен применять инновационные технологии, быть инициативным, творческим, ищущим человеком. Важно постоянно совершенствоваться. С этой целью мы систематически проходим курсы повышения своей квалификации, принимаем участие в вебинарах, перенимаем опыт коллег, посещая открытые уроки и семинары.
Работа по выявлению талантливых детей начинается с применения инновационной педагогической технологии “Портфолио”. Это анализ успехов и достижений ученика. Мы выявляем направления, которые наиболее интересны учащимся. Это позволит в дальнейшем развивать его способности в той сфере, которая ему близка. Если есть заинтересованность у ребёнка, то и добиться результатов будет намного легче. Главное не отбить у него желания и интереса заниматься тем, что его привлекает.
В нашей школе используются следующие принципы работы с одарёнными детьми:
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- принцип развивающего обучения;
- внедрение новых педагогических технологий;
- внеурочная деятельность.
В своей работе с одарёнными детьми мы применяем такие формы работы, как работа в группах; внеурочные кружки: “Я - исследователь”, “Растим патриотов”, “Риторика”; участие в НПК, различных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
Поскольку мы работаем с детьми младшего школьного возраста, то в профессиональной деятельности используем игровую технологию. Это способствует формированию положительной мотивации у детей при изучении материала, вовлечению в работу даже пассивных детей. Игра развивает уних умение общаться, решать проблемы, применять полученные на уроке знания в других областях.
Большое значение имеет применение ИКТ в учебной практике. Благодаря внедрению ИКТ мы получили возможность разнообразить урок, облегчить восприятие материала, сделать его доступным, наглядным и интересным. Ученик получает возможность для реализации своих творческих способностей. Ребёнок может попробовать свои силы в интернет-олимпиадах, конкурсах, как региональных, так и всероссийских.
Вахитова Элина в 2014 г. стала призёром II степени во Всероссийском конкурсе детских исследовательских работ, Борисова Ксения заняла 2 место по региону во Всероссийской олимпиаде для младших школьников по математике. Всё это формирует у ребёнка чувство успешности, желание совершенствоваться, добиваться новых результатов.
Невозможно представить работу с одарёнными детьми без такой развивающей технологии, как метод проектов. Ребёнок вовлекается в активный познавательный процесс. Работу над проектом можно организовать как индивидуально, так и в группе. Всё зависит от уровня подготовки детей. Во время работы над проектом ребёнок закрепляет уже имеющиеся у него знания и добывает новые, учится составлять план своей работы, мыслить, предугадывать свой следующий шаг, дети могут определить верность или ошибочность выдвинутых ими гипотез, они ищут подтверждение своей точки зрения, используя различные источники (литературу, СМИ, Интернет-ресурсы)
Когда ребёнок видит результаты своих одноклассников, их желание узнать что-то новое интересное, когда рядом есть активный, ищущий лидер, готовый прийти на помощь, сплотить коллектив, тогда и другие ученики стремятся добиться успеха, проявить себя. Коллективная работа сплачивает класс, даёт возможность раскрыться тем детям, которые ещё не проявили себя, а это уже первая ступенька к тому, что ребёнок и дальше будет развиваться, искать то направление, в котором сможет раскрыть свои таланты.
В 2014 г. ученики 4г класса принимали участие в краеведческой викторине. Кто-то искал материалы об истории нашего города, другие предоставили интересные фотографии, многие выполнили рисунки по предложенной теме, были и такие кто сочинил стихи, посвященные нашему городу. Не осталось ни одного ребёнка, который бы ни принял участия. И результатом дружной и сплочённой работы стало 1 место среди школ города. В октябре 2014 года учащиеся 1д класса приняли участие в викторине “Азбука нравственности”, проводимой Центром дистанционной сертификации учащихся “ФГОС ТЕСТ”.
Для развития творческой активности ребёнка на своих уроках предлагаем им такие виды заданий, как: сочинение сказок, рассказов со словарными словами; предлагаем выполнять творческие работы в различных жанрах (сочинение в жанре дневника, сочинение-отзыв, сочинение-письмо); пробуем сочинять небольшие стихи, составлять кроссворды по прочитанным произведениям; рисуем фразеологические обороты, многозначные слова, решаем занимательные задачи, отгадываем ребусы. Особое место уделяем предметам творческой направленности – изобразительному искусству, технологии. На этих уроках стараемся раскрыть детей, показать не только традиционные способы работы, но и новые технологии. Так на уроках изобразительного искусства пробуем выполнять рисунки в технике клякс графия, рисуем нитями, штампами, учимся делать гравюры. На уроках технологии работаем в технике квиллинг, изо нить, делаем вытиканки, пробуем выполнять поделки из нетрадиционных материалов( поделки из круп, старых газет, спичек, полимерной глины.)
Воспитание и обучение одарённых детей – трудная задача. И здесь большую роль играет учитель. Ведь чудеса творят не машины и компьютеры, а люди, которые работают с детьми, передают им свой опыт и знания, умеют заинтересовать, повести за собой, сделать учебный процесс интересным и увлекательным, умеют найти общий язык и подход к ребёнку. Педагог должен быть талантливым, ищущим и тогда результат обязательно будет. А для этого нужно совершенствовать своё мастерство, идти вперёд, не забывая старого и не отказываясь от нового. Недаром Сократ говорил: “Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться…”.