Проблемы физического воспитания школьников в период летних каникул

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


На современном этапе достаточно остро стоит вопрос о физическом воспитании подрастающего поколения. Полноценное развитие детей без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Задержка физического развития детей определяется целым рядом причинных факторов, таких как:

- малоподвижный образ жизни;

- нарушение режима;

- низкая заинтересованность к активному образу жизни.

В следствие чего данные факторы приводят к таким последствиям как:

- нарушение моторных функций организма;

- нарушению работоспособности органов;

- замедлению роста организма.

Здоровье человека – это качественная характеристика, определяющая состояние живого человеческого тела. Способность организма в целом и всех его органов в отдельности выполнять, свои функции, по поддерживанию и обеспечению жизнедеятельности. Из этого следует, что физическим воспитанием является целенаправленный процесс формирования знаний по основам физической культуры, который способствует формированию спортивно-физических умений и навыков, влияющих на укрепление здоровья, приобщения к здоровому образу жизни, а также развитию физических и морально-волевых качеств личности.

Исходя из выше сказанного, задачей физического воспитания будет являться:

- укрепление здоровья и обеспечение правильного физического развития человека;

- формирование знаний, умений, навыков и привычек в области физической культуры и гигиены, направленных на укрепление здоровья;

- включение в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности;

- физическая подготовка молодежи к профессиональному труду;

- воспитание морально-волевых качеств и черт личности;

- развитие физических способностей и стремление к занятиям физкультуры и спорта;

- приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое развитие создает предпосылки для полноценного умственного труда, который требует большого физического напряжения, поэтому умственную работу рекомендуется сочетать с занятиями спортом и физическими упражнениями. Ведь здоровье человека напрямую зависит от физического воспитания.

Проблемой данного исследования является организация досуга детей школьного возраста в период летних каникул. Такие интересы, как видеоигры, общение через интернет, уже стали массовыми. Сейчас персональные мобильные устройства стали доступны почти каждому, они занимают основную часть досуга молодежи, тем самым влияя на духовный мир, морально волевое и спортивное воспитание. Следовательно, это полностью подрывает дисциплину ребенка.

Проблема физического воспитания имеет богатую историю, хотя не теряет своей актуальности и для современных исследователей, таких как: Виленский М.Я.(2001г.), Железняк Ю.Д.(2004г.), Степаненкова Э.Я.(2006г), Воробьёва Н.Л.(2008г), Ториев А.Ш.(2013г.), Адырхаев С. Г.(2014г) и др.

Актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточно научно-теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы моего исследования.

Объектом исследования является организация физического воспитания детей, прибывающих в детском оздоровительно санаторном лагере “имени 28 Панфиловцев”.

Предметом исследования является методики и средства физического воспитания.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы приобщить детей школьного возраста к физической культуре путем заинтересованности, и для дальнейшей выработки и совершенствования физических качеств и связанных с ними способностей.

Для решения данной задачи использовалась такие методы как: опрос, беседа и игровой метод. Работа проводилась с детьми 8-16 летнего возраста, прибывающих в детском оздоровительно санаторном лагере “им. 28 героев Панфиловцев”. При общем количестве 105 человек было определено три возрастные группы – младшие, средние и старшие, в каждой возрастной группе наблюдались по 35 человек. Данное исследование состоит из трех этапов которые проходили в течении лагерной смены (21 день).

По началу первой недели был определен первый этап, в него входил:

- опрос в виде анкетирования на интерес к физической культуре и заинтересованность к видам спорта;

- занятия подвижными играми (пионербол, мини-футбол).

По началу второй недели и по определению второго этапа:

- беседа на определенность и заинтересованность к подвижным играм;

- занятия подвижными играми (пионербол, мини-футбол) с дополнительной выработкой навыков.

К концу третий недели был определен третий этап:

- опрос на интерес к физической культуре, к заинтересованности к видам спорта и подвижным играм;

- беседа о будущих увлечениях в сфере физической культуры и спорта.

В процессе исследования было выяснено:

На первом этапе в младшем звене из 100% испытуемых только 25.7% человека имело интерес к физической культуре;

В среднем звене из 100% испытуемых, 34.2% человек имели увлечения в сфере физической культуры;

В старшем звене из 100% испытуемых, 74.2% человек имели увлечение в сфере физической культуры.

По проведению беседы на втором этапе удалось получить следующую информацию:

В младшем звене у 62.8% испытуемых выработался интерес к командным подвижным играм, у 31.4% испытуемых уровень интереса был не достаточно высок, обусловленность этого была недостаточность навыков, у остальных 5.7% испытуемых интерес к подвижным играм отсутствовал.

В среднем звене не увлеченным к командным играм оказался 2.8% испытуемый, у других оставшихся возникал интерес к повышением навыков путем дополнительного времени на занятие подвижными играми.

В старшем звене приобщены были все участники исследования, но лишь у 22.8% испытуемых навык игры в команде был на высоком уровне, у остальных исследуемых навык игры в команде был достаточно высок.

По проведению третьего этапа я получил следующие данные:

После проведения занятий на повышение навыков у младшего звена, интерес к подвижным играм возник у 80% испытуемых, у остальных 20% интерес к занятиям был недостаточно высок. На вопрос об участие в подвижных играх в будущем положительно ответили 80% испытуемых.

На данном этапе в среднем звене увлеченными подвижными играми оказалось 97.1% испытуемых. На вопрос об участии в подвижных играх в будущим положительно ответили 97.1% испытуемых.

По истечению третьего этапа в старшем звене заинтересованность детей в подвижных играх достигла максимальной отметки в 100%, высоких навыков добились более 45.7% испытуемых, 48.5% испытуемых показали довольно высокие результаты, у остальных 5.7% интерес к подвижным играм был велик, но к сожалению навыки данных детей были не достаточно отработаны. На вопрос об участии в подвижных играх и отработки навыков положительно ответили все 100% воспитанников.

Необходимо сделать вывод, что при проведении данного исследования, создания спортивного досуга и приобщения детей к физической культуре, путем игрового метода проведения занятий, интерес у детей к спортивным играм повысился, что мы четко можем проследить на данной диаграмме:

Статистка заинтересованности детей подвижными играми в ДСОЛ.

Данная работа является лишь небольшим обзором проблем физического воспитания школьников в летний период, и решение проблемы на примере летнего лагеря “28 героев Панфиловцев” д. Дубосеково. Данная проблема довольно актуальна в наше время, тем самым она остается приоритетной в моих дальнейших разработках.

Литература.

1. Виленский М.Я. Физическая культура как образовательная дисциплина в современной высшей школе // Физическая культура и спорт как фактор информационно-воспитательного пространства современного вуза: Сб. материалов научно-практ. конф. под ред. Ю.И. Евсеева, Б.А. Кабаргина Рост. гос. эконом. ун-т. Ростов н/Д, 2001, с. 16-19.

2. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету “Физическая культура”: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр “Академия”, 2004. — 272 с.

3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр “Академия”, 2006. — 368 с.

4. Ториев А. Ш. Игровые методы в физическом воспитании [Текст] / А. Ш. Ториев // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 102-103.

5. Воробьёва Н.Л. Игра и спортивные развлечения, 2008г. – 96с.

6. Адырхаев С.Г. К проблеме физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья / С.Г. Адырхаев // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 459-465.