Главные члены предложения. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель.

  • Сформировать умения находить в предложении главные члены.
  • Расширить информацию о роли главных членов в предложении, уточнить, какие члены предложения называются главными и какими частями речи могут быть выражены.
  • Воспитывать аккуратность при письме и культуру общения во время работы в группах.

Оборудование: Учебник русского языка “К тайнам нашего языка” 3 класс Соловейчик М.С. и Кузьменко Н.С., раздаточный материал.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

(на доске запись)

С малой удачи начинается большой успех.

Я желаю вам успехов в усвоении новых знаний.

(на экране появляется следующая запись)

- Понятна ли вам следующая запись?

Нас, всё, у, сегодня, получится!

Что нужно сделать, чтобы эта запись стала понятной всем?

Составьте из данных слов предложение.

У нас сегодня всё получится!

- Я уверена, что у вас сегодня обязательно всё получится, и успех обязательно придёт!

- Откройте тетради. Запишите число, решив орфографические задачи.

П...тнадцатое февр...ля.

II. Актуализация новых знаний.

- Прочитайте следующую запись.

С неба пушистые.

- Понятен ли смысл этой записи?

- Что здесь записано?

- Подберите такие слова, чтобы эта запись являлась предложением.

- Почему без этих слов предложения не получилось?

- Чем они являются?

- Сформулируйте тему урока.

Тема. Главные члены предложения. (запись темы в тетради)

- Можно ли выразить мысль без этих слов?

- Давайте выведем гипотезу.

Гипотеза. Без главных членов нельзя выразить мысль.

- Какие знания по данной теме получены вами ранее?

- Хотелось бы вам расширить их?

- Что бы вам хотелось узнать на уроке?

- А для чего вам это нужно? Где может пригодиться информация, которую вы сегодня получите?

III. Сообщение целей урока.

- Сегодня мы с вами расширим знания о роли главных членов предложения,

уточним, какие члены предложения называются главными и какими частями речи они могут быть выражены?

- Где вы можете найти информацию по данной теме.

(Самим открыть новые знания)

- Каким образом мы будем это делать?

- Я хочу вам сказать: ничто не приносит столько радости, как открытие, сделано самим. Я желаю вам успехов в открытии новых знаний и предлагаю вам составить план нашей работы..

(На доске слова): замечаем, делаем выводы, наблюдаем, размышляем.

  • Наблюдаем
  • Замечаем
  • Размышляем
  • Делаем выводы

IV. Выявление места, причины затруднения.

Работа в группах. ( вспомнить правила поведения при работе в группах)

1 группа.

Задание.

- Прочитайте запись. Выражает ли она законченную мысль.

Мальчики ................. в снежки.

.............. катались с горы на лыжах.

- Вставь пропущенные слова так, чтобы эта запись выражала законченную мысль.

- Подчеркни главные члены предложения..

- Можно ли без них построить предложение?

- Сформулируй свой ответ и запишите его в карточку.

Мы заметили, что без ........... членов нельзя выразить ........ и построить ..........., поэтому эти слова называются ............. ............ предложения.

2 группа.

Птицы тронулись в дальний путь.

Березы стоят в снежном уборе.

Задание.

- Подчеркните главные члены.

- Сколько их может быть в предложении?

- На какие вопросы отвечают подлежащие?

- На какие вопросы отвечают сказуемые?

- Сделай вывод и запиши в карточку.

Мы заметили, что главных членов предложений может быть ___ .

Подлежащее отвечает на вопросы ......... или .......... .

Сказуемое отвечает на вопросы .................. , ................... , ................ .

3 группа

Дети лепят снеговиков.
Мороз щиплет им нос.

Задание.

- Подчеркни в каждом предложении главные члены.

- Определи, какой частью речи они являются.

- Определи падеж у подлежащего.

- Запиши свои выводы в карточку.

- Вывод. Мы заметили. Что чаще всего подлежащее выражено ............. в ...... падеже, сказуемое ............. в одной из форм.

2) Проверка выполненной работы (Выступление групп).

- Как иначе мы называем главные члены предложения? (Грамматическая основа)

- Сравним ваши наблюдения с выводами ученых на стр. 29 учебника русского языка ( чтение правила)

- Совпали ли наши выводы?

V. Физкультминутка.

Включение в систему знаний.

1. Работа в тетради на печатной основе. cтр. 4 упр. 417.

- Прочитайте стихотворение.

- Сколько здесь предложений?

- Как доказать?

- Понятна ли вам мысль каждого предложения?

- Прочитайте первое предложение, решите орфографическую задачу.

- Объясните свой выбор.

(аналогично проводится работа со 2 предложением)

- Из чего состоят эти предложения?

- Какой частью речи выражены?

Запись 3 предложения на доске и в тетради.

Кошка снегом моет нос. (разбор предложения)

- Ребята, сегодня в гостях у нас мальчик – американец, Майкл, который хочет задать вам вопрос. Постараемся на него ответить. (стр. 30)

А чтобы не попасть в ловушку, авторы учебника дают вам совет (стр. 30)

- Сделаем вывод: какую опасность мы можем встретить, выделяя грамматическую основу?

VII. Самостоятельная работа на карточках.

В лесу хозяйничал ветер. Тихо шумели и качались деревья. Они сбрасывали с себя последнюю листву. Наступала зима.

Задание. Найти главные члены и подчеркнуть их.

Надписать, какой частью речи выражено подлежащие и сказуемое?

VIII. Самопроверка. (по эталону)

- Оцените свою работу по 10 бальной системе. (на отдельной карточке напечатаны критерии оценивания для каждого ученика)

- Какое новое открытие для себя вы сделали?

А) в предложении может быть несколько сказуемых.

Б) подлежащее может быть выражено личным местоимением.

- А сможем ли мы выразить свою мысль, если уберём из предложений грамматическую основу?

- Вернёмся к нашей гипотезе. Подтвердили ли мы своё предположение?

- Как вы думаете, а все ли тайны главных членов мы раскрыли?

Одну из тайн я хотела бы вам приоткрыть. Предлагаю поразмышлять!

- Прочитайте предложение. Найдите в нём главные члены.

Волк – хозяин зимнего леса.

- Назовите подлежащее? Сказуемое? (проблемная ситуация при нахождении сказуемого в данном предложении подтолкнёт детей к выводу о том, что не всю информацию об этом члене предложения они узнали на уроке, а, значит, им предстоит продолжить знакомство со сказуемым на следующем уроке.)

IX. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу.

- Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось?

Перед вами карточка с незаконченными предложениями. Мне хочется услышать ваши ощущения от урока.

  • Я сегодня открыл для себя....
  • Мне удалось......
  • Я встретил затруднения .....
  • Думаю, что могу помочь ....
  • Было интересно вместе с учителем ....

X. Домашнее задание. (по выбору)

1. Тетр. стр.5. упр.419.

2. Выписать из художественного произведения 6 предложений, найти и подчеркнуть главные члены, указать части речи, которыми они выражены.