Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей младшей группы посредством фольклора на тему «Угадай сказку»

Разделы: Работа с дошкольниками


Направление – познавательно-речевое.

Области – познание, коммуникация, чтение художественной литературы

Задачи:

  • Формировать интерес детей к народному творчеству, вызывать положительно-эмоциональный отклик на произведения фольклора, включать детей игровой сюжет, побуждать их к общению и выражению своих чувств. Учить вспоминать знакомую сказку, называть персонажей.
  • Развивать активную речь детей
    • Отвечать на вопросы по содержанию сказки
    • Использовать слова-прилагательные (вкусная, вкусный, большие, большой, большая, пребольшая, маленькая, маленькие)
    • Активизировать употребление глаголов, называя действия персонажей (прибежала, прискакала, прибежал, пришла, пришел)
    • Согласовывать существительные с прилагательным (репка какая? - Желтая)
    • Читать потешки
    • Развивать мелкую моторику пальцев рук
    • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, сообразительность
    • Закрепить знания об овощах (капуста, морковь, огурец, помидор), о цвете (желтый, красный, зеленый)
  • Воспитывать умение работать в коллективе и желание создавать коллективную композицию “полянку сказок”.Воспитывать любознательность, желание общаться, самостоятельность, активность, интерес и любовь к сказкам, потешкам.

Материал:

  • “Сказочная дорожка”
  • “Сказочная полянка”
  • Юла с приклеенной стрелкой
  • Коробочка с колобком-игрушкой внутри
  • Магнитная доска
  • Плоскостное изображение персонажей
  • Коробочка с плоскостным изображением репки внутри
  • Овощи-муляжи в корзинке (капуста, морковь, огурец, помидор)
  • Сказка “Теремок” в форме пазлов для игры “Сложи картинку”
  • Книга “Сказки”
  • Лист ватмана с изображением сказочной полянки: “Колобок”, “Репка”, “Теремок”
  • Бумажные цветы
  • Корзинка с угощением, накрытая салфеткой и открытка
  • Мольберт.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: - Дети, вы любите сказки? (Да). Сейчас мы с вами пойдем на полянку сказок вот по этой сказочной дорожке. Давайте прочитаем потешку про наши ножки.

Большие ноги идут по дороге
То-оп, то-оп, то-оп.
Маленькие ножки идут по дорожке
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Затем под музыку (русская народная мелодия “Полянка”) дети идут по дорожке и подходят к сказочной полянке.

Воспитатель: - Вот мы и пришли на полянку сказок. Как здесь красиво. Сейчас мы поиграем в игру “Угадай сказку”, и поможет нам в этом вот эта волшебная юла.

Воспитатель берет юлу с приклеенной стрелкой и говорит:

Крутись юла, вертись юла
Нас к сказке приведи.

Юла остановилась и показывает вот на эту сказочную коробочку. Что же в ней? Она не открывается. Чтобы волшебная коробочка открылась надо отгадать загадку. Слушайте:

На сметане мешен
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился (колобок)

Вот коробочка и открылась, а в ней (колобок)

Воспитатель достает игрушку кукольного театра и говорит от имени персонажа:

- Здравствуйте, ребята! Молодцы вы правильно отгадали загадку про меня, а помните кто меня испек? (бабушка)

Воспитатель: - Покажем и расскажем колобку как бабушка его пекла.

Пальчиковая гимнастика
- По амбару мела
Крылышком старушка

- Горсти две муки взяла
Больше-то не нужно

- Соль добавила и сахар
Горсти две сметаны

- Получился колобок
- Пышный да румяный

- Положила на окошко
Пусть остынет здесь немножко

- И подул вдруг ветерок
- Чтоб остыл наш колобок

- машут кистью одной руки влево-вправо, затем другой


- сжимают кулачки
- разводят руки в стороны

- одну руку вытягивают ладонью вверх, другой “сыпят” соль

- ладони параллельно, катают колобок

 

- вытягивают руки ладонями вверх

- машут кистями рук на себя

- дуют, произнося звук ф-ф-ф-ф-ф (длительный) и прерывистый п-п-п-п-п-п (дыхательная гимнастика)

Воспитатель: - Колобок, тебе понравилось, как дети рассказали?

Колобок: - Да, очень понравилось, молодцы.

Я колобок, колобок
Я от бабушки ушел
Я от дедушки ушел

Пойдемте со мной далеко-далеко, в лес, куда глаза глядят, уйдем далеко.

Воспитатель: - А маленьким детям можно одним уходить далеко?

(Нет, нельзя одним без взрослых уходить далеко из детского сада, убегать из дома)

Воспитатель: - Слышишь, колобок, что тебе ребята говорят?

Колобок: - Ну, как хотите, а я покатился куда глаза глядят. До свидания!

Воспитатель: - Ну раз колобок укатился, давайте будем угадывать другую сказку!

Крутись юла, вертись юла
Нас к сказке приведи.

Отгадаем загадку.

Удивительный народ!
Вместе вышли в огород
Вот друг друга держат крепко
Потянуууули... Вот и (репка).

Вот коробочка открылась, а в ней (репка)

Воспитатель выставляет плоскостное изображение репки на магнитную доску.

- Какого цвета репка? (желтого)

- Почему дед не мог вытянуть репку? (она выросла большая пребольшая)

- Кто помог деду? (бабка, внучка, жучка, кошка, мышка)

Воспитатель демонстрирует фигурки на магнитной доске и говорит:

Дружно тянут репку с грядки
Утром в качестве зарядки
Дедка, бабка, кошка, внучка
Мышка и собака Жучка.

- Посмотрите, вот они герои, но что-то здесь не так, как говорится в сказке (ответы детей) что произошло?

- Правильно, наши герои перепутали свои места (мышка, кошка) – что надо сделать? (поменять местами). Кого поменяем местами? (кошку, мышку). Теперь правильно? (да). Давайте теперь расскажем, как все дружно тянут репку (мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку).

Воспитатель: - посмотрим, какие еще овощи выросли на огороде.

Дети встают в круг, посредине корзина с овощами.

- Яна, возьми один овощ и покажи детям. Что это? (помидор)

- Помидор какой? (красный, вкусный)

- Что это? (морковка). Морковка какая? (оранжевая, вкусная)

- Что это? (капуста). Капуста какая? (зеленая, вкусная)

- Что это? (огурец). Огурец какой? (зеленый, вкусный)

- А вы любите кушать овощи? (да) Если мы будем кушать овощи, то вырастем какими? (Большими. Не будем болеть).

- Правильно! Овощи надо кушать, чтобы быть здоровыми, расти большими. В овощах много витаминов, они полезны!

- Давайте расскажем потешку про огуречик:

Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик
Там мышка живет
Тебе хвостик отгрызет!

Воспитатель: - А теперь пойдемте угадывать еще одну сказку:

Крутись юла, вертись юла
Нас к сказке приведи!

Загадка:

Он не низок, не высок
В нем для всех есть уголок
А медведю нет местечка
Вот на крышу он полез
Задрожал зеленый лес
Все пустились наутек
Поломался (Теремок).

Воспитатель достает изображение домика-теремка и прикрепляет к магнитной доске.

Воспитатель: - давайте составим картинку!

Дети находят среди карточек персонажей сказки “Теремок” и составляют картинку-иллюстрацию сказки, приставляю карточки - пазлы друг к другу.

Воспитатель:

- Кто первым прибежал к теремку? (мышка-норушка)

- Что мышка-норушка сделала? (прибежала)

- А потом прискакала (лягушка-квакушка)

- Что лягушка-квакушка сделала? (прискакала)

- А потом прибежал (зайчик - попрыгайчик)

- Что он сделал? (прибежал)

- А потом пришла (лисичка-сестричка)

- Что она сделала? (пришла)

- Прибежал (волчок - серый бочок)

- Что сделал волчок - серый бочок? (прибежал)

- И потом пришел (медведь косолапый)

- Что он сделал (пришел)

- Вот и составили мы картинку сказки “Теремок”. Что сделали? (составили картинку). Вам нравится? (да). Ну, тогда давайте покажем наших героев, кто как шел. Дети встают в круг и под музыку изображают персонажей, их движения.

Затем воспитатель показывает книжку и спрашивает:

- А вы любите рассматривать книжки? (да)

Воспитатель:

Все девчонки и мальчишки
Очень, очень любят книжки
Любят сказки, любят песни
И чтоб было интересней
Соберем все сказки вместе
И картинку создадим!

Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором изображена картина “Сказочная поляна” и говорит:

- Посмотрите, на этой картине изображена сказочная поляна, где собрались сказки. Какие? (теремок, колобок, репка).

Давайте украсим эту полянку цветами. Возьмем цветок и приклеим к картине, прижимая пальчиком.

Дети берут бумажные цветы и приклеивают к картине.

Воспитатель: - Посмотрите, на нашей сказочной полянке расцвели цветы. Вам нравится? (да)

Воспитатель приклеивает изображение солнышка и говорит:

- Над нашей сказочной полянкой взошло солнышко. Давайте расскажем потешку про солнышко:

Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошко
Солнышко нарядись
Ясное покажись

Вот какая красивая картина у нас получилась. Вам нравится? (да)

А играть и сказки угадывать на сказочной полянке вам понравилось? (да)

Все ребята молодцы, все сказки угадали, всех героев назвали. Играть с героями было интересно, весело. Мы обязательно встретимся еще и с героями других сказок.

А теперь скажем вместе:
Вот игре нашей конец
Кто играл тот молодец
Кто у нас сегодня молодец? (ответы детей)
Вот игре нашей конец
Кто играл тот молодец
Все старались, молодцы
Похлопаем, друг другу от души (дети хлопают в ладоши)

Воспитатель: - А теперь по нашей дорожке вернемся в детский сад. (Звучит русская народная песня “Во поле береза стояла”). Дети идут, замечают корзину, накрытую салфеткой.

Воспитатель:

- Посмотрите на сюрприз

Корзинка, а в ней... Что же в ней?

- Открытка? Интересно от кого?

- Сейчас причитаем, что здесь написано (читает)

Мы – герои приходили
Всех вас щедро угостили
Угощение в корзинке
Принесли вам в детский сад
Чтоб порадовать ребят!